22 мая Православная Церковь празднует память святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских – одного из самых известных и особо почитаемых на Руси святых. В этот день православные вспоминают перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в итальянский Бари, которое произошло в 1087 году. Мы сердечно поздравляем читателей с праздником!
Главный редактор газеты "Колокол Севера" Николай Лудников вспоминает о своей поездке в Бари в книге "Записки странника":
Пройдя первый раз в 2004 году намоленными тропами Великорецкого крестного хода, я задался целью обязательно поклониться мощам святителя Николая, архиепископа Мирликийского, кои вот уже много веков покоятся в итальянском городе Бари. И в мае 2006 года моя мечта сбылась.
Среди италийских христианских святынь для каждого православного русского человека особое значение имеет Бари – город, который уже более 900 лет служит местом упокоения многоцелебных мощей великого угодника Божия святителя Николая Чудотворца. Поэтому русский паломник в Бари – явление вовсе не исключительное и редкое. И барийцы прекрасно знают о любви простого русского православного христианина к святителю Николаю – знают, но недоумевают: почему покровитель Бари – «святой Николай Барийский» - любим и славен в далекой России? Почему в дни празднования памяти святителя Николая дважды в году - в мае и декабре - город бывает буквально оккупирован сотнями, а порой и тысячами русских? «Град Барский» или «Бар-град», как называют его русские летописи, был известен на Руси в этом качестве уже едва ли не с XI века, а к более позднему времени относятся первые упоминания о паломничествах, совершаемых русскими людьми к мощам святителя. Прибыв в Бари, первым делом мы поехали в русскую церковь, где был отслужен молебен в честь святителя Николая, все желающие исповедались. Поразило огромное количество народа в храме. Паломники были многих национальностей – греки, грузины, украинцы, молдаване, итальянцы. Больше всего было русских. Прекрасный хор русских священников пел молитвы в честь святителя.
Собственно мощи святителя Николая Чудотворца находятся в католическом храме, куда наша группа направилась рано утром 22 мая (в этот день празднуется перенесение мощей святого из Мир Ликийских в Бари (1087 г). Покоятся они в крипте или подземной церкви, размер ее сравнительно небольшой: 31 на 15 метров. Над ней построен грандиозный католический собор. В правом углу крипты установлен столб сделанный из красноватого мрамора, со всех сторон он закрыт железной решеткой, сквозь ячейки которой можно просунуть руку и дотронуться до него. Он считается чудодейственным. Это тот самый мраморный столб, который по преданию плыл за барийцами, вывозящими мощи святителя из Ликии. По преданию, в момент прибытия мощей святителя Николая в Бари, столб неведомым образом оказался на поверхности моря. Никому не удавалось вытащить его на берег, пока сам святой Николай не поместил его чудесным образом в базилику.
Алтарная часть крипта отделена от остального пространства чугунной решеткой. За ней - надгробие, под которым находятся мощи святителя. Посередине - зарешеченное оконце, через которое священник, не покидая алтарной части, причащает народ. Назначение этой решетки стало понятным, когда весь храм после проповеди устремился прикладываться к мощам святителя Николая. Если бы не решетка, то менее бойкие паломники вряд ли смогли бы приблизиться к надгробию. А так, хоть и с трудом, но все же удалось организовать очередь. В пространство между решеткой и надгробием помещается лишь один человек. В центре надгробия в его нижней части - овальная ниша. В нее можно, встав на колени, заползти и приложиться к чеканному кругу. Расстояние между надгробием и решеткой такое, что к овальной нише протискиваешься с трудом. Когда подошла моя очередь приложиться к мощам святителя, от волнения я не смог толком сформулировать моих просьб. Только шептал: "Святителю, отче Николае, благодарю тебя за все. Помоги сродникам моим и мне, окаянному". Памятуя о том, что только в нашей группе 42 человека, я уложился в несколько секунд, и попятился назад. Все, что хотелось сказать, все просьбы, слова благодарности и молитвы за друзей и близких я произносил уже за решеткой, глядя на то, как народ в невероятном напряжении ждет своей очереди, чтобы припасть к любимому святому. На нижнем этаже, там, где покоится рака с мощами всеми почитаемого святителя, находятся иконы византийского письма, в верхнем же храме все внутреннее убранство выполнено в католическом стиле, с большим количеством статуй, фресок и картин с обнаженными и полуобнаженными телами святых и ангелов.
Для себя отметил: великолепие и богатство католических храмов Италии не вызывает того благоговения и восторга, которое испытываешь входя в маленькую православную церковь где-нибудь в России или на окраине Рима, Бари, Флоренции. Красота католических храмов холодная, лики статуй лишены той скорбящей благодати, исходящей от намоленных икон, когда душа твоя взлетает ввысь и ты замираешь, всем своим существом чувствуя на какой недосягаемой духовной высоте находятся святые угодники, Божья Матерь и Господь. Посещая многочисленные базилики и соборы католического мира с покоящимися там общехристианскими святынями, я постоянно ловил себя на мысли о том, что к глубокому сожалению не испытываю особого потрясения и что простая русская икона будоражит мою душу гораздо сильнее, нежели фреска святого в католическом храме. Так собор Святого Петра в Ватикане восхищает паломника или туриста своей красотой и великолепием, но он не трогает душу. Его размеры поражают воображение, но он скорее похож на музей, нежели на место, где можно молиться. Отмечаешь богатство внутреннего убранства соборов, но мало что трогает тебя, и только когда видишь там родные глазу иконы, начинаешь понемногу оттаивать душой. Атмосфера праздности царит в большинстве храмов. Они открыты для посещения туристов и зайти туда можно в любом виде, и никому до тебя не будет никакого дела. Единственно, за чем, они очень строго следят (так, например, было в соборе Святого Марка, что в Венеции), чтобы никто не фотографировал внутри храма, поскольку это затрагивает интересы их бизнеса. Сами католические священники, попадая в русские церкви, отмечают ту особенную атмосферу намоленности, которая так не свойственна их храмам. Мне не раз доводилось наблюдать, как оживлялись верующие, попадая после утомительного пути в русскую православную церковь, как благоговейно, трепетно подходили к иконам, прикладываясь к ним, как истово и самозабвенно молились. С какой любовью просили благословения у служащих там батюшек. И как менялись их лица, когда мы приходили помолиться общехристианским святыням в католические храмы. Не чувствуется там той особой благодати, присущей пожалуй только православным храмам и монастырям. Уже заканчивая свою экскурсию по Риму, наш экскурсовод привез нас в маленькую православную церковь в самом центре итальянской столицы. Расположена она в простом пятиэтажном доме, над подъездом - никакой вывески. Занимала церквушка две довольно большие комнаты с высокими потолками. Попав туда, после всего мраморного холодного великолепия Ватикана, многие из нас расплакались от умиления. Не сдержал слез и я, увидев в самом центре католического мира частичку русской души и земли. Само нахождение Николая угодника этого "правила веры" в католическом мире - нелепость. Поправ правила веры, изменив их даже на догматическом уровне, они автоматически приписали всех православных святых к "схизматикам", против которых не раз устраивали войны. Почитание мощей святителя Николая и сонма святых первых веков, есть обличение их неправды. Николай угодник каждодневно хлещет по щекам, как некогда Ария, всех вероотступников, только они не чувствуют этого. Какое дело задубевшему сердцу, живущему в мире, который сам себя назвал "постхристанским", до "правила веры" и "образа кротости". Сам факт, что мощи величайшего святого православного мира покоятся в подвальном помещении католического храма, уже несправедливость. И пока он в "латинском плену" мы будем ездить к нему, как к дорогому узнику, показывая ему нашу любовь и прося его чудесного заступничества и помощи многострадальной России. Покидая Италию, испытывал я двойственное чувство, с одной стороны я был чрезвычайно счастлив, что приложился к мощам святителя Николая Мирликийского, имя которого почитаемо во всем христианском мире, и особенно у нас в России. С другой стороны, было ощущение горечи оттого, что так далеко развела нас судьба с некогда братскими христианскими народами. Пропасть между нами настолько глубока, что вряд ли в ближайшие десятилетия она станет меньше.
Николай Лудников
Глава 8 из книги «Записки странника. Великорецкий крестный ход: история, лица, судьбы»