«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передает суть многовекового спора, который ведется вокруг событий царствования Иоанна Грозного. Митрополит Иоанн (Снычев)
Иван Грозный – одна из самых загадочных личностей в мировой истории. Пожалуй, ни о ком больше не написано столько неправды и откровенной клеветы. Случилось так, что прочитав огромное количество исторических трудов, посвященных этому выдающемуся государственному деятелю, я решил опубликовать свое видение проблемы, подкрепленное, естественно, публикациями авторов, положительно отзывающихся о государственной деятельности Ивана IV.
Воспоминания детства: я, ученик начальных классов, стою перед картиной Репина – «Иван Грозный убивает своего сына». На всю жизнь запечатлелись в моей памяти страшный и трагический образ сыноубийцы и молящий о пощаде взгляд сына царя. На полотне художника – в отчаянном порыве обхватил отец голову сына, словно пытаясь закрыть рукою страшную рану, из которой хлещет кровь. Чуть позже, читая учебник истории и слушая рассказ учителя, я в подробностях узнал причину трагедии. И долгие годы был уверен, что события, талантливо перенесенные на холст замечательным мастером, имели место быть. Лишь спустя несколько десятилетий, когда канул в лету СССР, я получил доступ к иной информации, где утверждалось, что не убивал Иван Грозный своего сына, а умер тот, будучи отравленным недругами царя. Очень убедительно об этом пишет, например, митрополит Иоанн (Снычев). Более того, у художника, нарисовавшего эту кощунственную картину, вскоре отсохла правая рука. Писатель Всеволод Гаршин – с него Репин писал царевича – вскоре сошел с ума и выбросился в лестничный пролет. Художник Мясоедов, который позировал в образе царя, в беспричинной ярости чуть не прикончил своего маленького сына, тоже Ивана.
Так уж повелось на Руси, что вокруг сильной личности зачастую нагромождено множество небылиц. Особенно это сказалось на исторической памяти об Иоанне Грозном, которого фальсификаторы, как зарубежные, так и наши, нарекли убийцей родного сына, блудником и кровавым тираном.
Развенчать это нагромождение неправды я считаю необходимым в данной статье, чтобы молодые люди смогли прочитать достоверную информацию об этом выдающемся политическом деятеле.
Однако обо всем по порядку…
Юный Иоанн и митрополит Макарий
Детство Ивана Васильевича было трудным, он был лишен родительской ласки, поскольку рано потерял родителей. С юных лет Иванушку окружали родственники, мечтавшие захватить престол и убить законного наследника.
В душе его на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества.
Началось царствование во время смуты. Будущий «грозный царь» вступил на престол, когда ему было всего три года от роду. Вот как позднее он описывал боярское самоуправство в годы своего малолетства: «Они наскочили на грады и села, ограбили имущество жителей и нанесли им многоразличные обиды…».
Летописец подтверждает его слова, приравнивая правление бояр к татарским набегам: «Тамо бо языцы поганые христиан губяху и воеваху, здесь же бояре и воеводы мздами и налогами и великими продажами христиан губяху».
«Разделившись на партии князей Шуйских и Бельских, бояре», по словам В. О. Ключевского, «повели ожесточенные усобицы друг с другом из личных фамильных счетов, а не за какой-нибудь государственный порядок».
В это страшное время, когда жизнь молодого государя висела на волоске и зависела от прихотей бояр, появился в жизни царя митрополит Макарий, который окормлял Ивана. Влияние первосвятителя было велико и благотворно, владыка Макарий был ученейшим книжником и многие свои знания передал воспитаннику. Своим блестящим образованием Грозный во многом обязан святому митрополиту, десятки лет работавшему над огромным трудом «Четьи-Минеи», в котором он собрал все «чтомыя книги, яже в русской земле обретаются». Итогом стал громадный сборник (более тринадцати с половиной тысяч листов), включающий в себя жития, поучения, выдержки из Ветхого и Нового Завета и святоотеческой литературы.
Это грандиозное предприятие стало главным делом жизни митрополита. Св. Макарий сплотил вокруг себя дьяков, священников и детей боярских – всех, в ком замечал тягу к книжному мудрствованию и любовь к образованию. Собирали старину, притом именно местную, русскую. Рост патриотического самосознания неизбежно приводил к замене греческого источника своим, древнерусским.
Мудрый старец не навязывал царю своих взглядов, окормляя его духовно, не стремился к почету, власти и потому сумел сохранить близость с государем, несмотря на все политические бури и дворцовые интриги. «О Боже, как бы счастлива была Русская земля, если бы владыки были таковы, как преосвященный Макарий да ты», – писал царь в 1556 году Казанскому архиепископу Гурию.
Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения. Послушаем Н. М. Карамзина: «Мятежное господство бояр рушилось совершенно, уступив место единовластию царскому, чуждому тиранства и прихотей. Чтобы торжественным действием веры утвердить благословенную перемену в правлении и в своем сердце, государь на несколько дней уединился для поста и молитвы, созвал святителей, умиленно каялся в грехах и, разрешенный, успокоенный ими в совести, причастился Святых Тайн. Юное, пылкое сердце его хотело открыть себя перед лицом России: он велел, чтобы из всех городов прислали в Москву людей избранных, всякого чина или состояния, для важного дела государственного.
Они собралися – и в день воскресный, после обедни, царь вышел из Кремля с духовенством, с крестами, с боярами, с дружиною воинскою, на лобное место, где народ стоял в глубоком молчании. Отслужили молебен. Иоанн обратился к митрополиту и сказал: «Святой владыко! Знаю усердие твое ко благу и любовь к отечеству: будь же мне поборником в моих благих намерениях. Рано Бог лишил меня отца и матери, а вельможи не радели обо мне, хотели быть самовластными; моим именем похитили саны и чести, богатели неправдою, теснили народ – и никто не претил им. В жалком детстве своем я казался глухим и немым: не внимал стенанию бедных, и не было обличения в устах моих! Вы, вы делали, что хотели, злые крамольники, судии неправедные! Какой ответ дадите нам ныне? Сколько слез, сколько крови от вас пролилося? Я чист от сея крови! А вы ждите суда небесного!».
Тут государь поклонился на все стороны и продолжал: «Люди Божии и нам Богом дарованные! Молю вашу веру к Нему и любовь ко мне: будьте великодушны! Нельзя исправить минувшего зла: могу только впредь спасать вас от подобных притеснений и грабительств. Забудьте, чего уже нет и не будет! Оставьте ненависть, вражду; соединимся все любовию христианскою. Отныне я судия ваш и защитник» (из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина).
Опричнина
Произвол боярства вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. Народные волнения показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Иван Васильевич вступил на путь проведения таких преобразований.
В январе 1547 года Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство.
В 1549 году вокруг молодого государя сложился совет близких к нему людей, получивший название «Избранная рада». В ее работе участвовали князья Д. Курлятев, А. Курбский, В. Воротынский, Московский митрополит Макарий, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 года, она проводила преобразования, получившие название «реформ середины XVI века».
Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии.
Осознавая, что в одиночку он не справится со своими врагами, Иван IV решает обратиться за помощью напрямую к русскому народу, с этой целью царь предпринимает гениальный политический маневр.
В январе 1565 года он покидает свою подмосковную царскую резиденцию и прибывает в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова «опричь» – «кроме»). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.
Народ поверил своему государю, многочисленные делегации духовенства, простых людей слезно просили его вернуться на трон.
Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину.
Вот как пишет об этом митрополит Иоанн (Снычев) в книге «Самодержавие духа»: «Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» – корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию.
Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители – палаты, кельи, великолепная Крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящаго Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный.
Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания – борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды».
Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Дивлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы».
Иван IV Васильевич, прозванный Грозным, по прямому имени Тит и Смарагд, в постриге – Иона. Родился 25 августа 1530 года в селе Коломенское под Москвой – умер 18 (28) марта 1584 года в Москве – государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси (с 1547 года; кроме 1575–1576 годов, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович). Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской – от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Его бабушкой по отцу была Софья Фоминична Палеолог, она же Зоя Палеологиня (греч. Ζωή Σοφία Παλαιολογίνα; родилась около 1455 – умерла 7 апреля 1503) – великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать отца Ивана Грозного, Василия III. Происходила из византийской императорской династии Палеологов.
Николай Лудников
Фото Православие.ru
(Продолжение следует)