Уважение к истории должно быть правилом для художника
27 августа - День российского кино, в 2016 году это день особенный, ведь он объявлен Годом кино. Редакция газеты "Колокол Севера" решила, что это хороший повод поговорить о российском кинематографе и об ответственности деятелей культуры. Речь идет о фильме "Матильда", против проката которого выступает немало православных, а в сети «Елицы» даже подписывают петицию о его запрете.
Просматривая новости в Интернете, наткнулся на небольшую информацию о том, что известный режиссер Алексей Учитель приступает к съемкам художественного фильма о русской балерине Кшесинской. Вроде бы обычная рядовая информация. Однако упоминание о том, что основным лейтмотивом фильма будут отношения балерины с русским царем Николаем Вторым, насторожило меня. В последние годы стало, увы, нехорошей закономерностью, освещая то или иное историческое событие, трактовать его настолько вольно, что порой диву даешься, как такое возможно, неужели не стыдно, людям, создающим подобные «шедевры».
В своем интервью Алексей Учитель отметил: «Это будет фильм о драматических взаимоотношениях Матильды Кшесинской и Николая II. Проделана грандиозная работа. Привлекались 12 сценаристов, в том числе американский и французский. И в результате, я думаю, что это будет картина о двух днях: коронации и Ходынке. И мне кажется, в этих двух днях заключён сгусток всего того, что происходило и в России, и в судьбах двух наших главных героев: Кшесинской и Николая II».
Итак, если верить словам режиссера, в будущем фильме помимо любовной линии будут подробно освещены события, предшествовавшие коронации Николая Второго – трагедия на Ходынке, где во время давки погибло около двух тысяч человек.
Трагедия, случившаяся в Москве 18 (30) мая 1896 года в день народных гуляний по случаю коронации императора Николая II, получила название Ходынской катастрофы.
Именно её и взаимоотношения Николая II с балериной Матильдой Кшесинской и хочет сделать основой своего фильма Алексей Учитель. Странный и достаточно тенденциозный выбор событий, произошедших на рубеже XIX и XX веков.
Но что же случилось на Ходынке в то злосчастное утро? Вот как описывает трагедию известный журналист Владимир Гиляровский:
«По странной беспечности властей место народного гулянья было выбрано крайне неудачно. Причем, даже накануне гулянья, когда стало очевидно, что сюда стекается колоссальное количество народа, не были приняты экстренные энергичные меры, способные предотвратить катастрофу.
Ходынское поле было достаточно большим (около одного квадратного километра), однако рядом с полем проходил овраг, а на самом поле было много промоин и ям. Служившее учебным плацем для войск московского гарнизона, Ходынское поле ранее не использовалось для народных гуляний. По его периметру были построены временные «театры», эстрады, балаганы, лавки. В программу предстоящего гулянья на Ходынском поле входила раздача с 10 часов утра всем желающим царских подарков, заготовленных в количестве 400 тысяч штук (завернутый в цветной платок гостинец состоял из полуфунта колбасы, сайки, конфет, орехов, пряника, эмалированной кружки с царским вензелем и позолотой); в 11 — 12 часов должны
были начаться музыкальные и театрализованные представления; в 14 часов ожидался «высочайший
выход» на балкон императорского павильона.
В пять часов утра 18 (30) мая толпа, жаждущая открытия буфетов, и раздачи даров, в общей сложности насчитывала не менее 500 тысяч человек...
И предполагаемые подарки и невиданные зрелища (на импровизированных подмостках должны были разыгрываться сцены из «Руслана и Людмилы», «Конька-Горбунка», «Ермака Тимофеевича» и цирковой программы дрессированных животных Дурова), а также желание увидеть своими глазами «живого императора» и, может быть, лишь раз в жизни поучаствовать в подобном действе, заставили огромные людские массы направиться сюда.
Горсточка полицейских и казаков, отправленных на Ходынское поле «для поддержания порядка», почувствовала, что положение становится угрожающим и что ей не справиться с этой стихией. К 10
часам утра на огромном поле скопилось свыше миллиона человек...».
По официальной статистике, на Ходынском оле погибло в результате давки около 1400 человек, истинное же число изувеченных определить не представлялось возможным.
Кто бы осмелился сказать царю правду о том, что произошло на поле несколько часов назад, сразу после коронации, тем более что масштабы трагедии можно было оценить только после того, как основная масса народа, а это от 500 тысяч до миллиона человек, освободит плац.
Судя по словам Алексея Учителя, события на Ходынке и предполагается показать со всеми ужасающими подробностями. Ничего более достойного за более чем двадцатилетнее правление Николая II режиссер не нашел или не посчитал нужным найти.
Бюджет фильма с рабочим названием «Матильда Кшесинская» составит более 20 млн. долларов. Проект - российский, хотя фильм будет снят на английском языке. Данила Козловский первоначально должен был исполнить роль Николая II — актер даже отснялся в нескольких тестовых сценах, но Учитель в итоге утвердил немца Ларса Айдингера. Интрига вокруг исполнительницы главной роли будет сохраняться до премьеры, однако «Известия» утверждают, что балерину может сыграть голливудская актриса.
Стал искать информацию о том, кто же будет писать сценарий к данному фильму. И вот что нашел на страницах Интернета. Оказывается, «ваять» сие произведение доверено голливудскому сценаристу Полу Шредеру, тому самому, который написал сценарий к скандально известному фильму «Последнее искушение Христа», снятому Мартином Скорсезе. Эта картина ещё до выхода на экраны вызвала недовольство и критику, как религиозных организаций так и простых людей, которые сочли ленту богохульной.
Наши журналисты особо отмечают: «Впервые за всю историю мирового кино классик американского кинематографа согласился написать сценарий к российской кинокартине». Как трогательно, какую честь нам неразумным оказывают, и здесь американцы будут учить через призму своих взглядов на историю и культуру, как нам жить, как трактовать те или иные этапы истории.
Вы скажете – ну и что такого, все мы люди, у каждого есть свои пристрастия, увлечения, предпочтения. Захотел маститый режиссер снять кино и рассудил, что данная тема беспроигрышна, меценаты с желанием вложат деньги в заведомо скандальный проект, обещающий широкий общественный резонанс и, как следствие, приличную прибыль. Сейчас в государстве нашем нет запретных тем, писать можно обо всем и снимать фильмы на любую тематику.
Ожидается, что «Матильда» выйдет в прокат в феврале 2017 года.
Все бы ничего, но нельзя забывать, что Николай Второй и его семья причислены Русской Православной Церковью к лику святых. И вот теперь Учитель будет копаться в отношениях между Николаем Вторым и его юношеской привязанностью, балериной, додумывая и высасывая из пальца несуществующие сцены.
Чтобы огульно не обвинять человека в непрофессионализме и лжи, я решил вплотную заняться задевшей меня темой. Изучил многочисленные источники, посвященные жизни царя, его семьи, переписку с любимой женой. Прочитал и бурную биографию знаменитой танцовщицы. В своих дневниках она очень тепло и нежно отзывается о дружбе с будущим императором, но нигде в своих мемуарах нет даже намека, что между ними были какие-то особенно близкие отношения. В данном случае она ведет себя очень достойно. Хорошо отзывается также и о супруге Николая II Александре Федоровне: «…но я должна сказать, что в ней Наследник нашел себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти,
женщину больших душевных качеств и долга. В тяжелые дни испытаний и заключения она была его верной спутницей и опорой и вместе с ним со смирением и редким достоинством встретила смерть…».
Вот как описывает взаимоотношения наследника со своей будущей женой русский писатель Олег Платонов в книге «Николай Второй в секретной переписке»: «История любви русского Царя и его будущей супруги начинается в 1884 году. Он - шестнадцатилетний юноша, стройный, голубоглазый, со скромной и немного печальной улыбкой. Она двенадцатилетняя девочка, как и он, с голубыми глазами, и красивыми золотистыми волосами.
Встреча произошла на свадьбе ее старшей сестры Елизаветы (будущей великомученицы) с дядей Николая, Великим князем Сергеем Александровичем. И Николай, и Алиса (так тогда звали будущую
русскую Царицу) с самого начала почувствовали друг к другу глубокую симпатию.
Помолвка происходит весной 1894 года, спустя 10 лет после первого знакомства. Далее события
развиваются стремительно. Тяжело заболевает отец Николая. За полторы недели до его смерти Алиса приезжает в Россию, чтобы остаться здесь навсегда. 20 октября 1894 года закрывает глаза Император Александр III, а на следующий день Алиса принимает Православие и русское имя Александра Федоровна. 14 ноября 1894 года происходит бракосочетание уже Императора Николая II с Великой княжною Александрой Федоровной».
Почему бы не снять нашим маститым режиссерам фильм о трогательной любви Царя и Царицы, которую они пронесли через всю жизнь, оставаясь преданными друг другу до самого смертного одра. Почитайте их письма друг другу, сколько в них любви, заботы и участия. Известный писатель-историк Олег Платонов посвятил одну из своих книг, где рассказал о секретной переписке двух любящих людей – царственных особ.
Но было бы величайшим заблуждением думать, что переписка Царя и Царицы имеет только личный
характер.
Всю жизнь Царя и Царицу волновали три важнейших идеи: идея всеобщего мира, идея торжества Православия, идея процветания страны. Переплетаясь с трогательной любовью друг к другу и детям, эти идеи были главным ядром их существования, за которое они и положили свою жизнь.
Вот какие слова писала Царица своей подруге Анне Вырубовой за несколько месяцев до жестокого ритуального убийства: «Господь Бог дал нам неожиданную радость и утешение, допустив нам приобщиться Св. Христовых Тайн, для очищения грехов и жизни вечной. Светлое ликование и любовь наполняют душу…Боже, как я свою Родину люблю со всеми ее недостатками! Ближе и дороже она мне, чем многое, и ежедневно славлю Творца, что нас оставил здесь и не отослал дальше… Верь народу, душка, он силен и молод, как воск в руках. Плохие руки схватили, - и тьма и анархия царствует; но грядет Царь славы и спасет, подкрепит, умудрит сокрушенный обманутый народ…» (13/26 марта 1918 г. Тобольск).
За время царствования Николая II было построено столько же церквей, сколько и за весь предшествующий век. Темпы экономического роста были самые высокие в мире, превышали 9 процентов в год. Россия стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, первой «житницей Европы», на которую приходилось две пятых всего мирового экспорта крестьянской продукции. Менее чем за четверть века правления Николая Второго население России увеличилось на 62 миллиона человек (Платонов О.А. «Покушение на русское царство»).
Случилось так, что последние два года я принимал участие в Царском крестном ходе, который ежегодно происходит 17 июля в Екатеринбурге. Имел честь пройти двадцать с лишком километров трагического пути от места расстрела Царской семьи до места сожжения и сокрытия останков в местечке, именуемом Ганина Яма. Ежегодно десятки тысяч крестноходцев с хоругвями, иконами и портретами царственных страстотерпцев проходят в покаянном шествии эти омытые слезами многих тысяч людей километры, стремясь молитвенно искупить вину русского народа перед Царем и его семьей. В Екатеринбурге по моим ощущениям главный лейтмотив православного действа – покаяние. Сколько здесь любви к Царской Семье можно было ощутить, глядя на огромную драгоценную россыпь икон, стоящих перед храмом, приходы принесли их, порой проделав многотысячный путь, как, например, с Надымской иконой Николая Второго.
Но что до этого интеллигентному и образованному Алексею Учителю? У него другие приоритеты,
другое видение истории.
Покаяние за грех цареубийства от лица всей Церкви было принесено в «Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи» (лето 1993 г.): «Грех цареубийства, происшедшего при авнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад - усопших и ныне живущих - приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их
политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения,
религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора».
Николай Лудников.
КС №6(59) ноябрь 2014 г.