Митя сидел на полу посреди комнаты и перебирал свое «богатство» – цветные стеклышки, птичьи перья, камушки. Один камушек ему особенно нравился. Он нашел его на берегу реки. На матовой поверхности, отполированной водой, виднелись замысловатые узоры. Митя верил, что этот камень необычный, а узоры имеют какой-то смысл. Он подолгу рассматривал их через увеличительное стекло, пытаясь разгадать тайну, скрытую в зеленоватых крапинках и темных линиях.
- Дед, посмотри, какая у меня ценность есть, – обратился Митя к вошедшему в комнату дедушке. Тот взял камень в руки и внимательно посмотрел на него.
- Да, интересный камень. А это что за хлам у тебя? – он указал рукой на ворох разбросанных по комнате предметов.
- Это не хлам, это тоже мои ценности. Вот смотри.
Митя вынул из кучи предметов длинное воронье перо.
- Перо заморской птицы. Мне его надо хранить, потому что птица обязательно когда-нибудь вернется за ним. А это, – Митя показал дедушке коричневый бутылочный осколок, – это волшебное стекло. Если через него посмотреть на солнце, а потом на предметы, они тоже станут волшебными.
- Ну и фантазёр ты у меня, внук, – дедушка взъерошил Митины волосы.
- Дед, а у тебя есть какие-нибудь ценности? – мальчик вопросительно поглядел на дедушку.
- Конечно, есть. Вот ты, например.
- Что – я? – не понял внук.
- Ты моя ценность, – повторил дедушка. – А еще бабушка наша – моя ценность. Канарейки – тоже моя ценность.
- Ну, дед, какие же это ценности? Скажешь тоже! – разочарованно протянул внук. – У Максима, знаешь, какая машина крутая! Вот это – ценность.
- Да, машины у меня нет, но, знаешь, мне как-то она не очень и нужна. Ведь у каждого человека свои жизненные ценности. Кому-то машина, а кому-то канарейки. Кому-то дворец, а кому-то и в обычной городской квартире хорошо. Лишь бы рядом были любимые родные люди. Согласен со мной? – дедушка подмигнул внуку.
Митя молчал.
- А знаешь что? Убирай-ка поскорее свои ценности, мы сейчас с тобой кое-куда сходим.
- Куда? – оживился мальчик.
- А вот придем – узнаешь. Только мне надо сначала позвонить.
Дедушка вышел, и уже из другой комнаты послышался его голос. Он говорил с кем-то по телефону. Через минуту позвал внука:
- Давай, дружище, собирайся быстрее, нас ждут.
Митя хотел спросить, кто и где их ждет, но не стал. Раз дедушка сразу не сказал этого, значит, так надо. Он быстро переоделся и вышел в прихожую. Дедушка уже был одет и ждал его. Митя зашнуровал кроссовки и натянул легкую курточку.
День был теплый, приветливый. Мальчишки играли в футбол. Митя с удовольствием погонял бы мяч вместе с друзьями, но неудобно было сказать об этом дедушке, который оставил все свои дела ради того, куда они сейчас направлялись.
А направились они к автобусной остановке.
Сев в маршрутку, проехали через центр города и очутились на его окраине. Дома здесь были старые, деревянные, большей частью двухэтажные. Митя и дедушка подошли к одному из них и вошли в подъезд. В нем царил полумрак. Поднявшись на второй этаж, остановились перед дверью, на которой висела цветная картинка с изображением улыбающегося ежика, держащего в руках табличку с надписью: «Добро пожаловать». Дедушка нажал на кнопку звонка.
Дверь тут же отворилась, будто их ждали.
- Ну, здравствуйте, проходите, пожалуйста.
Молодой мужчина, одетый в спортивный костюм, приветливо улыбался. Большие серые глаза будто освещались изнутри невидимым солнышком. Часто дедушкины знакомые смотрели на Митю и словно не видели его. Их глаза были равнодушными, притворно ласковыми. Митя удивлялся, как можно смотреть на человека и не видеть его. Глаза этого мужчины были другими, внимательными и добрыми.
Митя украдкой рассматривал мужчину и комнату, в которую тот их провел. Она была большой и светлой. Возможно, комната казалась большой из-за того, что в ней практически не было мебели. Диван, два кресла, тумбочка с телевизором. Ничем не застеленный пол сиял чистотой. На стенах висело множество картин, вышитых бисером.
- Мама наша вышивает, – кивнул мужчина на картины. – Мастерица она у нас.
В соседней комнате что-то тихо зажурчало, послышались голоса. Через минуту журчащий звук стал приближаться. Митя устремил взгляд на дверь и замер. В комнату вкатилась инвалидная коляска, в которой сидел мальчик лет одиннадцати-двенадцати. Мите стало не по себе. Он всегда неловко чувствовал себя рядом с людьми, в чем-то ущербными, не похожими на других. Сейчас он тоже отвел глаза от мальчика и посмотрел на дедушку. «Зачем они пришли сюда? Зачем дедушка привел его в этот дом?»
Но дальше ни о чем подумать не успел. Мальчик приблизился к нему и, улыбаясь, протянул руку:
- Давай знакомиться. Меня зовут Петя. А ты – Митя, да? Как хорошо, что вы с дедушкой пришли. Во-первых, у нас сегодня – пироги. Будем чай пить. А еще… пойдем быстрее, я тебе что-то покажу сейчас. Пойдем.
Петя схватил Митю за руку и увлек за собой.
Митя за все это время не успел вымолвить ни слова, но неловкость куда-то исчезла, ему стало легко и спокойно.
В Петиной комнате царил полный трам-тарарам, как сказала бы Митина бабушка. На полу, на столе, на кровати лежали детали каких-то механизмов, колесики, винтики, пустые спичечные коробки, пластиковые бутылки разных размеров. Низкий столик был завален инструментами. Петя ловко лавировал на своей коляске среди этого трам-тарарама, продвигаясь к какой-то только ему видимой цели. Наконец он остановился.
- Вот, смотри.
Глаза Пети сияли.
«Как он похож на своего отца, – подумал Митя. – Особенно глазами. Они у него тоже словно солнышки». А еще Митю поразила бледность кожи мальчика. Уши того были почти прозрачными.
А Петя между тем взял с низенького столика сооружение, сделанное из спичечных коробочек.
- Раз, два, три, смотри! – Петя дернул за веревочку, верхний спичечный коробок раскрылся, и из него выскочил на пружинке маленький солдатик. Петя дернул еще за одну веревочку, и раскрылась еще одна коробочка, из которой вылетел маленький вертолетик. Правда, потом оказалось, что это совсем не вертолетик, а пуговка, раскручивающаяся на нитке, но в тот момент, когда она вылетела из коробки, было полное ощущение того, что это вертолет. А третья коробка, выпустив из своих внутренностей маленькие колесики и выдвинув ствол миниатюрной пушки, покатилась. Покатилась сама!
Митя смотрел на Петю с нескрываемым восхищением. Он бы никогда до такого не додумался. А если бы и додумался, то ни за что не смог бы все это смастерить.
- И это все ты сделал сам?
- Конечно, сам. Вот смотри.
И Петя начал раскрывать Мите секреты действия нехитрых механизмов. Мальчик с таким азартом и воодушевлением посвящал нового друга в тайны своего мастерства, что тот забыл обо всем.
Потом они рассматривали книги, альбомы. Оказалось, что особенно Петя любил книги о путешествиях и о разных странах. Взахлеб рассказывал об Индии, о Японии, своей любимой стране, о мужественных самураях, их обычаях. Вместе они рассматривали фотографии, на которых были изображены маленькие китайские сады, цветущая сакура.
Книг в Петиной комнате было много, но, как ни странно, не было компьютера. Митя подумал, что для Петиной семьи компьютер слишком дорогая вещь, а может, причина была совсем другой. Но Митя впервые даже не вспомнил об этом чуде техники. Впервые, будучи в гостях у товарища, он провел время не у экрана, погрузившись в мир очередной игры, а в интересном общении. Узнал много нового. Понял, что есть и другая жизнь, не похожая на его, Митину, жизнь и жизнь его товарищей.
Когда их позвали к столу пить чай, мальчики уже были друзьями. Хотя они были ровесниками, Митя чувствовал себя рядом с Петей маленьким и глупым. Но это его нисколько не обижало и не огорчало.
Пришло время прощаться. Петя с папой провожали гостей.
- Я успею еще в футбол погонять, – вдруг ни с того ни с сего сказал Митя и осекся. «Какой же я дурак, дубина. Как я мог сказать такое? – мальчик даже вспотел от волнения. – Ведь Петя не может играть в футбол, бегать, даже ходить, просто ходить не может! И никогда не сможет! Его ножки не двигаются, не шевелятся, совсем не слушаются своего хозяина».
Общение с Петей было таким живым, интересным, что на время Митя забыл о его инвалидности. Теперь же он посмотрел на неживые Петины ноги, зачем-то обутые в теплые комнатные тапки, и ему стало не по себе. Он вдруг ощутил всю безысходность положения этого умного, доброго мальчика и готов был провалиться сквозь землю.
Но Петя будто бы и не услышал Митиных слов. Обхватив ладошками руку товарища, попросил:
- Приходи еще. Обязательно приходи.
И вдруг как-то сник, его стало будто меньше в просторном инвалидном кресле. Куда-то сразу исчезли и веселость, и уверенность. Глаза стали жалобными и печальными. В этот момент Мите уже не казалось, что Петя старше, мудрее. Теперь новый друг смотрел на него так, как обычно смотрят младшие братья на старших, прося тех о снисходительности.
Пообещав прийти, Митя поскорее вышел вслед за дедушкой из дома. Во дворе, оглянувшись на Петины окна и увидев, что тот смотрит на него, помахал рукой. Петя тоже поднял в ответ ладошку.
В Митином дворе мальчишки продолжали играть в футбол. Они бегали, падали, что-то кричали. Их разгоряченные лица пылали румянцем.
- Митька, айда к нам! – Максим издали махал сразу двумя руками. Но тому уже не хотелось присоединяться к ребятам.
Пока они с дедушкой ждали автобус, а потом ехали и шли к дому, он молчал и о чем-то сосредоточенно думал.
Дома, не снимая курточки, прошел на кухню, взял большой пакет и зашел с ним в свою комнату. Хлам, который разбирал утром, все еще лежал посреди комнаты. Митя стал все это заталкивать в пакет. На минуту остановился. В его руках оказался заветный камушек. Мальчик хотел было и его выбросить вместе с другими «ценностями», но остановился и положил камень на книжную полку.
Когда-то он придумал себе, что это камень желаний. Верил, что знаки на поверхности камня необычные и с тем, кто их расшифрует, может случиться чудо. Теперь, как никогда, ему хотелось, чтобы эта выдумка стала правдой. Ведь скоро они с дедушкой снова поедут в гости к Пете, и Митя подарит ему заветный камень.
Людмила Плешивцева
Рисунок Ксении Кравченко