Почему Свято-Троицкую церковь в Санкт-Петербурге называют "Кулич и Пасха", становится ясно, как только ты к ней подходишь. Колокольня удивительной, необычной формы – как пасха, что хозяйки делают на Светлое Воскресение из творога, а церковь – кулич, которым мы с таким удовольствием разговляемся после длительного поста. Весь храмовый комплекс как бы славит Христово Воскресение, каждый раз напоминая своим прихожанам о неизбежности Пасхи и вечной жизни!
Самое интересное, что именно так увидели храм и колокольню обычные христиане. А вот заказчик всего этого – им был князь Вяземский, вкладывал совершенно иной смысл, как юрист, каковым он являлся: церковь в виде ротонды – храм правосудия, а колокольня в виде пирамиды – символ непоколебимого единства трех добродетелей – истины, человеколюбия и совести. Но радостная пасхальная весть и все, что с ней связано, простым людям оказались ближе…
Церковная жизнь у этого храма была продолжительнее, чем у других в Петербурге: закрыт он был одним из последних, в 1938 году, а открыт – одним из первых, в 1946-м. Чудотворный образ Богородицы расположен справа от солеи, у дежурной сестрички можно попросить отлить вам маслица из лампадки перед иконой, лучше, конечно, если вы с собой захватите какую-нибудь емкость. Обязательно купите в лавке книжечку с описанием чудесной помощи Пресвятой всем просящим перед ее образом людям.
До недавнего времени в этой церкви находилась еще одна почитаемая икона – колпинский образ святителя Николая Угодника.
Его история началась со времен возведения Петербурга. Лес, который требовался для стройки, сплавляли по Неве. Рабочие, которые этим занимались, жили в землянках – сырых и холодных. Эпидемия началась неожиданно и развивалась стремительно. И в этот момент одному из умирающих рабочих в тонком сне явился святитель Николай и поведал, что, если отслужить молебен и пронести по всем землянкам крестным ходом его икону, лежащую в углу избы, болезнь отступит. Так и произошло. К иконе потянулись многочисленные богомольцы со своими просьбами, святитель откликался на многие из них. Вскоре икона была признана чудотворной, для нее в месте обретения – в Ижорах – выстроили часовню, а через некоторое время перенесли в находящееся недалеко Колпино, в церковь Святой Троицы. В 1937 году эта церковь была ликвидирована, а чудотворная икона утеряна.
В 1941 году местная жительница Колпино нашла икону святителя – список с той, чудотворной – в развалинах Кладбищенской церкви, благоговейно хранила у себя дома, а в 1948 году, когда вновь была открыта «Кулич и Пасха», передала икону туда. После восстановления в Колпино Свято-Троицкой церкви этот образ вернулся в родные стены.
В храме можно приложиться к иконам с мощевиками: прпп. Серафима Саровского и Нила Столобенского. В этой церкви был крещен будущий адмирал А. Колчак. Скорее всего, ваше восхищение вызовет золоченый резной иконостас. Вообще, все внутреннее убранство церкви не новодел – оно по крупицам собрано из других храмов, ведь ее, напомню, открыли в городе самой первой.
А еще в этой церкви служит протодиакон Василий Кулев, которому 90 лет, почетный настоятель же протоиерей Георгий Голубев отметит эту дату в 2020 году. Вот такие здесь клирики!
Кстати, именно прот. Георгий в свое время подавал прошение Патриарху Кириллу о присвоении иконе «Всех скорбящих Радость с грошиками» еще одного особого названия – Санкт-Петербургский образ, мотивируя, что и в Тихвине есть «свой» образ Богородицы – Тихвинский, и в Казани – Казанский, и в Смоленске… Патриарх согласился с этим предложением. Так что теперь, если вы услышите о Санкт-Петербургском образе Божией Матери, знайте – речь идет именно о нем, образе «с грошиками».
Галина Смирнова
Фото сайта kulicheaster.com