Радуйтесь, ратоборцы преславные!
31 августа Русская Православная Церковь празднует память двух святых земли Коми священномученика Григория Бронникова и мученика Михаила Ерогодского.
Как повествует житие, Григорий Алексеевич Бронников родился в семье диакона Никольской Пыелдинской церкви 27 января 1876 года в селе Пыелдино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (современный Сысольский район Республики Коми). Получив аттестат об образовании, молодой Григорий решает продолжить жизненный путь отца — стать священником. В 1895 году окончил Вологодскую Духовную семинарию. Долгим оказался его путь от псаломщика до священника. С 19 лет он работал церковнослужителем в разных церквях Коми края. С сентября 1895 года приступил к работе в должности псаломщика Чухломской Крестовоздвиженской церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, а затем утвержден в должности псаломщика при этой же церкви. В 1896-1900 гг. обучал детей пению в Чухломской церковно-приходской школе. 25 августа 1900 года перемещен в псаломщики а в 21 апреля 1904 года определен в диакона церкви Успения Богородицы в селе Лойма Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. б июня 1904 года рукоположен во диакона епископом Великоустюжским Гавриилом. В 1910-1912 годах, в период службы в селе Лойме, был законоучителем Ракинского земского училища. В 1912-1914 гг. был без места. 11 февраля 1914 года определен исполнять должность псаломщика-диакона Выльгортской Сретенской церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, в каковой должности состоял как минимум до 1918 года. В 1914 году переехал в село Выльгорт и в Давском земском училище состоял учителем пения.
После 1917 года в переломный год для страны был рукоположен во священника. К сожалению точная дата не установлена. В 1921 году стал священником Селибской Богоявленской церкви Удорского района Коми АО и прослужил там до 1936 года, вплоть до ее закрытия. После того, как большевики взяли власть в свои руки, в стране наступил хаос. Новая власть искала причины экономического кризис и «нашла», обвинив во всем кулаков.
В 1930 году Григорий тоже был отнесен к кулакам и обложен индивидуальным налогом. 7 августа 1937 года его арестовали как неблагонадежного обвинили его в том, что «систематически среди населения вел контрреволюционную агитацию против советской власти».
Столь же непростой путь прошел и Михаил Ерогодский. Будущий церковнослужитель родился 17 сентября 1878 года в с. Важгорт Яренского уезда Вологодской губернии, ныне Удорский район Республики Коми в семье псаломщика Важгортской Воскресенской церкви. В 1894 году окончил 2 класса Усть-Сысольского Духовного училища. В 1894-1899 годах «жил у отца».
В 1899 году по жребию был принят на военную службу, состоял рядовым 223 Коротомского резервного батальона. Уволен в запас в 1902 году. 28 февраля того же года епископом Велико-Устюжским Гавриилом допущен к исправлению должности псаломщика Важгортской Воскресенской церкви Яренского уезда Вологодской губернии на место больного отца. В 1903 году утвержден в должности и получил благословение владыки Гавриила на ношение стихаря. В 1914 году вновь призван в действительную армию, находился в обозном батальоне писарем.
После 1917 году демобилизовался и вернулся в родное село Важгорт. Состоял в партии эсеров. В годы гражданской войны поддерживал белое движение. До 1936 году служил псаломщиком Важгортской Воскресенской церкви. В 1930 году отнесен к кулакам.
В 1931 году был осужден по ст. 131 УК РСФСР, в 1935 году - по ст. 61 УК РСФСР, оба раза к одному году исправительных работ. Арестован 10 августа 1937 года, содержался он в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Обвинялся в частности в том, что «являясь попом-белобандитом, систематически проводил контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и правительства», «среди населения ведет контрреволюционную агитацию, заявляет, что в колхоз вступать не надо... Организует единоличников и пишет им коллективные заявления с требованием выделить сенокосы из колхозных участков с угрозой, что в случае не выделения весь скот будет зарезан». Никакие пытки не сломили Михаила, он виновным себя не признал.
Оба мученика были осуждены Тройкой УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания и расстреляны 31 августа 1937 года в Сыктывкаре.
В 2001 году Определением Священного Синода они были причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
И сегодня мы с любовью возносим к ним молитву:
Радуйтеся, святии мученицы Сыктывкарский и Коми-Зярянския, за ны Христу молящиеся!
Жития святых публикуются по материалам "Православного молитвослова с акафистами святым земли Коми".