Сегодня, в 1-ю неделю по Пятидесятнице, Православная Церковь празднует Собор всех святых. Продолжая собой празднование Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов, Неделя всех святых напоминает о всём множестве святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова.
Появление праздника Появление общей церковной памяти всех мучеников, или же всех святых, произошло в Восточной части Римской империи не позднее конца IV-начала V века. В проповеди святителя Иоанна Златоуста на память "всех святых, по всему миру пострадавших," сообщается, что этот праздник совершается через неделю после праздника Пятидесятницы [1]. Именно этот обычай со временем распространился во всей Православной Церкви.
В Сирии той же эпохи этот праздник тоже существовал, но отмечался в другое время. Так, среди песнопений преподобного Ефрема Сирина содержатся указания на празднование памяти всех святых 13 мая [2], а Сирийский Лекционарий 411 года указывает эту память в пятницу после Пасхи [3].
В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII веков, память всех мучеников указана 22 января, с последованием на литургии: тропарь 4-го гласа "Радуйтесь, мученики Господни," чтения (прокимен из Пс 115, Притч. 29, 2-6, Ис. 65, 13-18, Евр. 12, 1-11, аллилуиарий со стихом из Пс 88, Ин. 15, 20-16. 5a), тропарь 2-го гласа на умовение рук "Изначальные установления," тропарь 4-го гласа на перенесение Даров "Тебе жертва." Кроме того, 16 апреля в этом памятнике отмечается память "апостолов и всех святых, принявших их учение," без указания последования [4].
В Западных землях Римской империи также было известно празднование 13 мая, упомянутое у святого Ефрема Сирина. Именно 13 мая 609 или 610 года папа Римский Вонифатий IV освятил в Риме бывший Пантеон как храм во имя Пресвятой Богородицы и всех мучеников, после чего это событие отмечалось в Западной Церкви. Римский папа Григорий III в первой половине VIII века освятил во имя Всех святых одну из часовен базилики святого Петра и установил ежегодное празднование памяти этого события 1 ноября, а век спустя папа Григорий IV официально утвердил в Западной Церкви в этот день праздник Всех святых. 31 октября, накануне праздника, полагался пост [5].
Богослужение и обычаи В соборном богослужении Константинополя IX-XII веков, согласно Типикону Великой церкви, Неделя всех святых была праздником: в субботу на вечерне читались паремии (Ис 43, 9-14a, Прем. 3, 1-9; 5, 15-6. 3b), после вечерни совершалась паннихис; на вечерне; на Пс 50 утрени и на входе литургии Типикон указывает тропарь всем святым 4-го гласа "Иже во всем мире мученик Твоих" ("Τῶν ἐν ὅλῳ τῷ κόσμῳ μαρτύρων σου"). Чтения на литургии: прокимен из Пс 15, Евр. 11, 33-12. 2a, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф. 10, 32-33, 37-38, 19. 27-30, причастен Пс. 32, 1. Для Недели всех святых Типикон Великой церкви также указывает сопровождающие памяти: в субботу накануне - память Пресвятой Богородицы и Ее родителей Иоакима и Анны, в среду после - Собор Пресвятой Богородицы [6].
В послеиконоборческих Студийском и Иерусалимском монастырских уставах служба Недели всех святых имеет те же чтения, что и в Типиконе Великой церкви, дополняясь целым рядом песнопений. В разных редакциях этих уставов вплоть до современных печатных изданий Иерусалимского Типикона служба эта излагается в целом одинаково. В этот день соединяются 2 последования: воскресное и всех святых (последование рядового святого поется на повечерии либо в иной день). Устав службы такой же, как и при совпадении памяти великого святого с воскресным днем, но без пения полиелея (и избранного псалма с величанием) на утрене. Неделя всех святых имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; Неделя всех святых открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий; с понедельника после этой недели на литургии читается Евангелие от Матфея.
Гимнографическое последование, приводимое в современных богослужебных книгах, включает тропарь 4-го гласа "Иже во всем мире мученик Твоих" ("Τῶν ἐν ὅλῳ τῷ κόσμῳ μαρτύρων σου"), кондак плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа "Яко начатки естества, Насадителю твари" ("῾Ως ἀπαρχὰς τῆς φύσεως, τῷ φυτουργῷ τῆς κτίσεως"), канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом "Воспеваю многоименные чины всех святых" ("Τῶν ἁγίων πάντων πολυώνυμα τάγματα μέλπων"), ирмос: "Колеснице гонителя фараона погрузи" ("῾Αρματηλάτην Θαραώ ἐβύθισε"), нач.: "Твоих святых воспевая чины" ("Τῶν σῶν ῾Αγίων ἀνυμῶν τὰ τάγματα"); 6 самогласнов и 2 цикла подобнов. В студийских Типиконах и Триодях приводится также еще один цикл подобнов, отсутствующий в современных книгах, но количество самогласнов, как правило, меньше. В песнопениях Недели всех святых сначала прославляются апостолы и мученики, как составившие основу Церкви Христовой; некоторые песнопения посвящены святителям и преподобным.
Кроме гимнографических произведений для Недели всех святых создавались проповеди и поучения. Кроме упомянутого слова святителя Иоанна Златоуста, известность получили, например, слова патриарха Константинопольского Иоанна VIII Ксифилина и святителя Григория Паламы [7].
Молитвы Тропарь, глас 4
Иже во всем мире мученик Твоих,/ яко багряницею и виссом,/ кровьми церковь Твоя украсившися,/ теми вопиет Ти, Христе Боже:/ людем Твоим щедроты Твоя низпосли,/ мир жительству Твоему даруй// и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 8
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Древо