В Россию возращена уникальная икона
В Россию возвращена уникальная икона «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками и историей Страстей Христовых в 18 клеймах» (1640-х гг.), похищенная в 1995 году из церкви Николы Надеина в Ярославле (филиал Ярославского государственного музея-заповедника).
Находясь в тесном взаимодействии с Министерством внутренних дел и Министерством культуры, директор Музея русской иконы Н.В. Задорожный привез похищенный шедевр в Россию. В составе делегации по возвращению святыни участвовал председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев.
В аэропорту Шереметьево икону встречали представители государственных ведомств и сотрудники Ярославского государственного музея-заповедника.
Более десяти лет икона находилась в розыске, однако, несмотря на систематические поиски, обнаружить ее не удалось. В 2016 г., благодаря счастливому стечению обстоятельств, икона была найдена научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи Л.В. Нерсесяном в одной из частных коллекций в Венеции. Поскольку ее владелец считался добросовестным приобретателем, находящийся в его собственности памятник не подлежал конфискации. Переговоры с владельцем, выкуп иконы и возвращение ее на родину взял на себя Музей русской иконы, за последние десять лет безвозмездно передавший в государственные музеи Ростова, Великого Устюга, Устюжны и Мурома 19 некогда похищенных произведений религиозного искусства XVI-XVIII вв. Возвращение иконы Воскресения — Сошествия во ад в Ярославский государственный музей стало двадцатым по счету событием в этой светлой череде. После длительных переговоров владелец антикварной галереи согласился продать икону владельцу Музея русской иконы Михаилу Абрамову.
«Уникальность иконы, — подчеркнула заместитель директора Ярославского музея-заповедника по науке Светлана Блажевская, — во-первых, в том, что она имеет точный адрес: она была похищена из храма, и мы знаем, для какого храма она была написана, в какое время, с кем связана. Кроме того, надо отметить, что живопись 1640-х годов довольно немногочисленна. Это преддверие ярославского стиля, который развивается с середины XVII века во второй его половине. В этой иконе мы видим архаизирующие приемы, которые восходят к позднему XVI веку, и уже нарастающий ярославский стиль. Эта вещь показательна и как точка отсчета: она писалась одновременно с живописью в храме, возможно даже одними художниками, и имеет точную привязку ко времени. Таких вещей осталось очень мало, и она может служить датирующим экспонатом, по которому можно выстраивать хронологию менее очевидных произведений».
По словам директора Музея русской иконы Николая Задорожного, сразу после прилета на родину икона отправится в Музей русской иконы и примет участие в выставке, посвященной его 10-летию, которая запланирована на конец года. После нее икона вернется в Ярославский государственный музей-заповедник.
«По получении иконы мы в стенах нашего музея соберем расширенный реставрационный совет с привлечением ученых из Реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, из ГосНИИРа, из других музеев. Сообща мы придем к решению, потребуется ли подготовка для экспонирования иконы. Основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов уже дал согласие взять на себя расходы по реставрации в том случае, если она потребуется», — рассказал Николай Задорожный.
Издательство Московской Патриархии