В этот день по сложившейся традиции представительная делегация из официальных и сопровождающих лиц отправляется на высокий берег Ухты к скромному памятному знаку «Первопроходцам Севера», открытому 23 августа 1974 года. В 2019 году тут, на месте высадки первой геологической экспедиции, особо торжественно отметили 90летие основания нашего города.
Многие уже позабыли, что совсем недавно юбилеи отмечали от 20 ноября 1943 года, когда Ухта получила статус города. И памятный знак, и сам отсчёт «от основания Ухты» появились благодаря аргументированной настойчивости А. Н. Козулина – «Ухтинца века», которому осенью этого года исполнилось бы 90 лет.
В течение последних двадцати лет жизни Анатолий Николаевич на всех уровнях не уставал напоминать о значимости даты 21 августа 1929 года. В итоге «основание города» не только получило официальное признание, но и стало широко отмечаться.
Кстати, на открытии знака «Первопроходцам Севера», составленного из типовых железобетонных изделий Дежневского завода, прозвучало конкретное заверение: «Пройдёт время, и на этом месте первопроходцам-ухтинцам будет воздвигнут красивый монумент».
Из воспоминаний Е. И. Нестеровой:
«Исторические циклы Анатолия Николаевича – это настоящая публицистика. Его выступления высоко оценивала вся пишущая братия республики, эталоном радиожурналистики признавали их на республиканских семинарах за прекрасный русский язык. Отличала их особая доверительная манера ведения передачи. После его выступлений мы получали массу тёплых откликов и благодарностей от ухтинцев, которые очень любили его передачи и ждали их выхода в эфир. Анатолий Николаевич прекрасно владел всем разнообразием жанров: будь то очерк, эссе, журналистское расследование и даже фельетон. Несколько лет на городском радио он вёл субботний радиожурнал «Встречи в радиогостиной». Героями передач в разное время становились доктор технических наук Виктор Буслаев, профессор с мировым именем Наталия Вулих, Герой Социалистического Труда, знатный буровой мастер Владимир Ульныров, почётный гражданин города Геннадий Чехович и многие другие.
Исследователи знают: мало обнаружить новый факт или редкий документ, его требуется внятно прокомментировать, осмыслить и обобщить и уже потом интересно написать об этом. Тут Анатолию Николаевичу не было равных, его эрудиции можно только позавидовать. Анатолий Николаевич пользовался непререкаемым авторитетом во всём, что касалось истории города. Ни у кого не возникало никаких сомнений по поводу фактов, дат, фамилий, которые он приводил. Если уж сказал Козулин, так оно и есть. Все прекрасно знали, как тщательно нет он проверяет материалы, прежде чем отдать их в печать. Вслед за Василием Ключевским он повторял, что «история не учительница, а, скорее, надзирательница. Она никого ничему не учит, но сурово наказывает тех, кто плохо усвоил её уроки. И потому у неё нет мелочей, в ней важно всё».
Особое место в работах журналиста А. Н. Козулина занимала тема «Нефтяной завод Ф. С. Прядунова». Вот как он сам об этом рассказывал:
«Тема эта вошла в мою жизнь неожиданно и незаметно. В то время я работал ответственным секретарём Ухтинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, сокращённо ВООПИК, и краеведение стало моей ежедневной заботой.
Первоначально тему вызвался вести Василий Петрович Надеждин, старый ухтинец, фотограф, который удивительно чутко воспринимал пейзажи и умело передавал их на снимках, но на склоне лет его сердце повернулось к истории края. Ещё в 1969 году он побывал в Москве, выявил в Центральном (ныне Российском) государственном архиве древних актов (ЦГАДА) более ста пятидесяти документов, получил их фотокопии. Его взгляды на древнее предприятие отличались от тех, что преподносили книги, однако он не торопился их обнародовать. В 1975 году исполнилось двести тридцать лет со времени основания завода, и мне казалось, что это повод рассказать о том, что узнал Василий Петрович. Я попросил его выступить в газете. Он пообещал. Шли дни, недели, а статьи всё не было. Несколько раз напоминал ему, он обещал: «Напишу, напишу…». И не писал.
И тогда я взялся за перо. Мой материал напечатала республиканская газета «Красное знамя» под заголовком «Где двоилось «горное масло»?». То был, пожалуй, самый главный вопрос, который не давал покоя учёным и краеведам. Безусловно, важно было знать место завода, объёмы добычи и переработки нефти, его приоритет, наконец, биографию основателя. И всё же главным был вопрос: где «двоил» нефть владелец завода? На Ухте? В Москве? Или где-то?
В ноябре в городской библиотеке на открытом заседании секции исторических памятников я дал волю высказаться Василию Петровичу, сделал свои комментарии и добавления. Подозреваю: не под влиянием ли этого заседания Василий Петрович вскоре выступил-таки в газете «Ухта» с очерком «Первый отечественный», а в 1978 году в журнале «Север» – с очерком «Родина северной нефти»?
Что бы ни было причиной, важно другое: то были, пожалуй, самые полные сведения о древнем промысле, которыми мы располагали тогда в Ухте и предали их огласке. Это прибавило уверенности в том, что избранный путь – наиболее правильный. Казалось, на этом тема закрывалась, во всяком случае, для меня. Тем более надо было завершать новую книгу.
И всё же время от времени подкрадывались вопросы: «Где всё-таки был тот нефтяной ключ, что «сыскал» владелец промысла – архангельский рудоискатель Фёдор Прядунов и взял его в заведение? Что побудило его заняться ухтинской нефтью и послать её образцы в немецкий город Гамбург? Когда и где родился нефтяной заводчик? Где и у кого он учился горному делу? Велика ли его семья? И так далее и тому подобное. Вопросов – тьма!
Стал накапливать материалы. Делал вырезки из газет и журналов, выписки из архивных документов, собирал ксерокопии нужных книжных страниц. Папка с надписью: «Дело Фёдора Прядунова» пухла на глазах. Мне удалось поставить вопрос об изучении памятника на заседании президиума Коми республиканского совета ВООПИК, итогом которого стала целевая командировка в Архангельск. Там в течение двух недель занимался в областном государственном архиве, выявил редкие документы, которые подтверждали некоторые догадки и предположения. Особенно пополнилась моя папка, когда работал над сборником документов и материалов «Нефть и газ Коми края» (19861989 годы). В тот период удалось побывать не только в Архангельске, но и в Москве – в таинственном и тихом архиве древних актов, что выходит фасадом на Большую Пироговскую улицу.
Теперь, спустя три десятилетия, у меня не одна папка с надписью: «Прядунов». Опубликовал в газетах и журналах десятка два статей, сделал четыре или пять докладов на научнопрактических конференциях, не раз выступал по радио и на телевидении» (Козулин А. Н. «Загадки нефтяного завода»).
Анатолий Николаевич забыл упомянуть, что его хлопотами переулок между улицами Дзержинского и Оплеснина 22 июля 1982 года назван именем Прядунова, имеющего к Ухте самое непосредственное отношение. А полтора года спустя тут появилась памятная доска, выполненная в виде старинного свитка. Газета «Ухта» от 17 декабря 1983 года писала: «9 декабря в переулке имени Прядунова открыта памятная доска прославленному рудоискателю, основателю первого в России нефтяного промысла на реке Ухте в середине XVIII века. На митинге её освободили от белого покрывала старожилы города – знатный буровик, Герой Социалистического Труда В. В. Ульныров и инженер-проектировщик С. И. Новопавловский. Учащиеся средней школы №10 показали литературную композицию, посвящённую Ф. С. Прядунову».
Таким образом имя рудознатца Ф. С. Прядунова с помощью неутомимого популяризатора исторических знаний А. Н. Козулина прописалось в Ухте навсегда. Справедливости ради, не следует забывать о посёлке Водный, где находился нефтяной промысел Фёдора Савельевича. И в том числе давно пора исправить дату основания посёлка, за которую следует принять 1745 год. В республике и Ухтинском районе все коми поселения ведут своё летоисчисление от первой жилой избы, а тут целый нефтепромысел, да ещё первый в России!
В 2005-м, последнем юбилейном в жизни Козулина году, у него тиражом 1500 экземпляров вышла десятилетиями вынашиваемая книга «Загадки нефтяного завода». Приведу итоговый абзац из неё:
«Кажется, над «i» расставлены все точки. Всё стало на свои места. Историографический детектив завершился. Странно както: ведь суть его можно было изложить всего на одной страничке машинописного текста. Вот как это может выглядеть.
В 1745 году известный архангельский рудоискатель, открыватель самородного серебра на Медвежьем острове в Белом море Фёдор Савельевич Прядунов (1694-1753), задумав соорудить близ Архангельска нефтеперегонный завод, основал на реке Ухте, левом притоке Ижмы, впадающей слева в Печору, кустарный нефтяной промысел. Собрав с речной поверхности сорок пудов, отвёз их в Москву, где в лаборатории Бергколлегии «передвоил» и получил керосиноподобный продукт. Затем младший сын Степан (Стефан) доставил отцу в столицу ещё шесть пудов. В 1751 году с Ухты поступило двадцать два пуда. После смерти Прядунова его завод перешёл к вологодскому купцу Андрею Нагавикову, потом к Ивану Мингалёву и, наконец, к яренскому купцу Михаилу Баженову. Завод просуществовал двадцать два года, однако добыча нефти на нём известна за семь лет. За этот период собрано с речной поверхности и прибрежных ям более двухсот двадцати пудов – 3,6 тонны. Это был первый российский нефтяной промысел, который обеспечивал пусть скромные, но государственные потребности в редком для той поры «минерале».
Вот, собственно, и всё. Но чтобы написать эти строки, понадобились годы и десятилетия, усилия многих людей, чтобы пробиться через бурелом мифов, легенд и домыслов, а подчас и элементарной научной недобросовестности. И всё это для того, чтобы установить одно – истину».
В 2005 году по приглашению городской администрации в Ухту приезжал известный скульптор: обсуждался вопрос установки у Дома быта «Сервис» памятника Прядунову. На встречу Козулина не пригласили, что его несколько обидело. Результатом стал закладной «обещальный» камень, переадресующий решение вопроса по памятнику будущим руководителям города.
Шли годы, а выбитое на камне обещание так и не было выполнено. Воплотить задуманное удалось лишь компании ЛУКОЙЛ: 4 октября 2019 года памятник Прядунову был открыт.
На следующий день мне позвонила хорошо известная ухтинцам Л. Н. Дудина и стала горячо возмущаться: мол, никто из выступающих даже не упомянул имени Анатолия Николаевича, а ведь он столько сделал… Поэтому, следуя ее пожеланию, использую возможность, предоставленную «Колоколом Севера» в год 275-летия основания первого российского нефтепромысла, и напоминаю о событиях, золотыми буквами вписанных в историю нашей Ухты.
Юрий Теплинский
Подробнее можно прочесть в книге Ю. А. Теплинского «Анатолий Николаевич Козулин»
Фото Евгения Гроха, Николая Лудникова, из архива автора