В небо открывает купель.
(К. Е. Кинчев)
Крещение. Первое Таинство Церкви. Начало пути, рождение для новой жизни.
Каждый священник за свою жизнь крестит десятки, сотни, порой даже тысячи людей. За годы служения я сталкивался с разным отношением ко Крещению как среди духовенства, так и среди мирян.
Первые говорят, что нужно крестить всех, кто выражает такое желание, без испытания в вере, без вопросов. Всё просто и четко – пришел, покрестил, ушел, а человек сам разберется в свое время. Или наоборот – нужна катехизация, причем не одна, две, три беседы, а целый курс на несколько месяцев. Между двумя полярными мнениями всегда есть еще некая середина.
Миряне тоже рассуждают по-разному. Одни считают, что Церковь должна и обязана просто по факту того, что «мы же к вам пришли» и т. п. На вопросы: «а зачем вам крестить ребенка?», «когда причащались родители и крестные?» – стандартный набор ответов – «мы денег заплатили, давай крести уже», «мы что, на экзамене?», «ну расскажите нам, мы же ничего не знаем».
Иные, являясь постоянными прихожанами, регулярно посещая храм и причащаясь, конечно, крестят своих детей осознанно. Это идеальная ситуация, но, к сожалению, редкая.
Гораздо чаще священнику приходится сталкиваться с ритуальным, магическим отношением к Крещению. И не только к этому Таинству, но и к исповеди, причастию, вообще ко всему, что происходит в Церкви. Гораздо легче выполнить стандартные предписания, набор действий, чем пытаться стать по-настоящему свободным в евангельском смысле. Приходящих не интересуют личная встреча с Богом, дальнейший путь, труд, борьба. Скорее даже наоборот: «чтобы ребенок не болел», «чтобы был под защитой», «быть ближе к Богу», «у нас вся семья крещенная».
Можно подумать, что я укоряю людей. Но это верно лишь отчасти. Данная ситуация поддерживается не только мирянами, но и многими священнослужителями. По негласному взаимному договору мы вместе превращаем Церковь Христову в магазин, в комбинат ритуально-бытовых услуг, где отлажены товарно-денежные отношения, существует прейскурант на услуги. Так проще всем. Но это путь в никуда. И видится мне, что пока будет именно как проще, а не осознанно и глубинно, то ничего не поменяется. Ведь жизнь по Евангелию – это не легкая прогулка, а восхождение на Голгофу.
Иерей Ростислав Сенькин
Фото monastery.ru