22 ноября православные празднуют память иконы Божией Матери «Скоропослушница». И в продолжение цикла «Петербург – далекий и близкий» я решила подробнее рассказать об одной из святынь Александро-Невской Лавры - Невской Скоропослушнице.
В Лавре Богородица встретит вас слева от Царских врат, в красивом киоте. И хотя привезена икона была афонскими иеромонахами, насельниками Русского Пантелеимонова монастыря, она мало напоминает известный образ. На ней Пресвятая изображена без младенца, с рукой, поднятой в молитвенном порыве. Она как бы защищает ею всех тех, кто преклоняет перед Ней колени в молитве и покаянии.
Тех отцов иеромонахов звали Афанасием и Варсонофием, а приехали они в Россию по послушанию – собирать средства на восстановление старинного храма в Мирах Ликийских над гробницей святителя Николая. Остановились же на постой они в Александро-Невской лавре, так что первым пристанищем в Санкт-Петербурге для этого образа стал именно этот монастырь. Что было знаменательно: пройдет век, и святыня выберет своим местом постоянного пребывания Лавру.
В Церкви должны быть порядок и взаимовыручка, а потому Святейший Синод определил: разрешить монахам сбор пожертвований, но не на улицах города, а в часовне во имя святого благоверного князя Александра Невского. Эта часовня как раз достраивалась в центре города. Благодарные монахи передали икону часовне в дар. Вот так необычный список с афонской чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» и получил «постоянную прописку» в Санкт-Петербурге.
Вскоре пожар уничтожает в этой часовне практически все. Грустное, казалось бы, событие. Но «любящим Бога … все содействует ко благу» (Послание к Римлянам 8:28). Этот пожар в итоге прославил образ Божией Матери – он был обретен на пожарище! На пепелище был обнаружена лишь частично опаленная, но с сохранившимся ликом икона «Скоропослушница». Молва об этом быстро пролетела не только по столице, она докатилась и до ее глухих окраин. На месте сгоревшей часовни выстроили каменную церковь, к иконе потянулись богомольцы, перед ней служили молебны, люди умоляли принести ее в дома к больным. С молитвой и просьбами к Богородице обращались не только простолюдины: среди ее почитателей, помимо высшего света, была и императорская семья, особенно – преподобномученица Елизавета Федоровна. В расстрельном доме Ипатьева в Екатеринбурге после мученической кончины царственных страстотерпцев среди их личных вещей была и она – «Скоропослушница», да не один ее образ, а три…
Второй раз чудесное избавление от уничтожения и поругания икона пережила в 1922 году, когда шла компания по изъятию церковных ценностей. Тогда только благодаря митрополиту Вениамину (Петроградскому) и помощи Господа сохранились многие особо чтимые святыни Петербурга, и чудотворный образ был в их числе.
Особо почитаемым он для русских богомольцев стал по одной простой причине. «Скоропослушница» – это от действия «слушать скоро и быстро исполнять». Сама Царица Небесная обещала всем притекающим к этому образу «милость и услышание скорое». Богородица всегда помогала и нашей стране в целом, и отдельным людям, молитва же перед этой иконой приносила практически стремительные результаты. Конечно, если просьбы благие были. Чудес и исцелений перед иконой было очень много, и все они записывались в специальный храмовый журнал.
1932 год стал началом скитаний чудотворной иконы. Храм, где она была, взрывают, принимается решение, звучащее для верующих как приговор: икону передать в музейный фонд. Настоятель взорванного храма иерей Владимир Шамонин прилагает нечеловеческие усилия для спасения образа. Но все они тщетны, новая власть неумолима. Отец Владимир решается на отчаянный шаг – пишет письмо Михаилу Калинину, и «всенародный староста», не иначе как вразумленный Господом, принимает решение – оставить икону в лоне Церкви. Происходит очередное чудо!
На свое новое место службы в Борисо-Глебский храм о. Владимир приходит с бесценной святыней. Но и это пристанище не оказалось надежным – икона еще несколько раз меняет свою «обитель». Духовская церковь АлександроНевской Лавры, Свято-Троицкий собор (Измайловский), Князь-Владимирский храм – по этому пути можно проследить историю закрытия церквей… Безбожная власть как будто гнала Саму Пречистую, а Та неустанно продолжала утешать обижаемых и помогать обделяемым и болящим.
В тяжелые дни блокады исключительное значение для города имели два образа. Оба они находились в Князь-Владимирском соборе. Первый – Казанской Божией Матери, давно известный своим заступничеством и покровительством Русской земле, а второй – Скоропослушницы. Люди, ослабленные голодом, холодом, страхом, горем потери близких и родных, не имеющие сил на долгие молитвы, непрерывно шли сюда, прибегали под Ее милость и уходили утешенные, обретя надежду и укрепившись в вере.
Дорога жизни, спасшая ленинградцев, погибающих от голода в блокадном кольце, была открыта 22 ноября, в день почитания образа «Скоропослушница». Разве это не знак всем, что именно Ее молитвами это произошло?! Она и дальше хранила эту единственную ниточку между умирающим городом и тылом. Только чудом немецкая авиация пропускала машины с продуктами – разве трудно разбомбить такие заметные на белом снегу грузовики? Только чудом не была уничтожена сама дорога – лед так хрупок, что помешало превратить все озеро в ледяную крошку? Но хранила, хранила Богородица своих молитвенников и ставший Ей родным город. И не случайно, что первой церковью, построенной в честь образа Невской Скоропослушницы, стал храм в поселке Заборье, из которого машины отправлялись на «Дорогу жизни». В 2002 году 22 ноября в нем была отслужена первая праздничная Литургия...
1958-й – год возвращения образа в свой «родной» дом – в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Но не всем это доставило радость. Прихожане КнязьВладимирского храма скорбели – ведь они уже прикипели сердцем к Своей Утешительнице! Три дня читали они молитвы и акафисты перед образом, умоляя Ее не покидать их храм. И снова молитва нашла скорый отклик у Царицы Небесной – ленинградский митрополит Елевферий благословил написать точный список образа для собора и оставить для него прежний киот. А сама чудотворная икона, таким образом устроив дела на своем прежнем месте обитания, «переехала» в Лавру, где и радует теперь не только прихожанпетербуржцев, но и паломников со всего мира.
В 2005 году этому образу официально было дано название «Невская» – такое решение приняла на своем заседании Синодальная комиссия по канонизации святых. Но в церковной среде сохранилось и прежнее Ее имя, только звучит оно теперь как «Невская Скоропослушница».
По понедельникам перед иконой читается акафист, ежедневно служатся молебны. Удивительно, но молитвы, давно уже ставшие привычными для нас, перед этим образом возносятся как-то по-другому. В наших храмах часто поется «Царица моя Преблагая». В Троицком соборе я ее не смогла петь – я плакала, ничего не могла с собой поделать. Пела сердцем. И слезы лились не у одной меня. Разве можно это объяснить чем-то другим, нежели ощутимым присутствием Богородицы рядом с нами, около Ее почитаемого образа? Для меня же лично этот образ дорог еще одним – 22 ноября стал днем рождения нашей семьи во Христе, в этот день мы с мужем обвенчались.
Говорят, что лик Богородицы на иконе меняется, становясь то радостнее, то печальнее, то добрее, то суровее. И я каждый раз, приезжая в Лавру, с волнением в него всматриваюсь – как-то примет меня Всецарица? Порадуется ли за меня или огорчится? И очень надеюсь увидеть на Ее лице улыбку, пусть еле уловимую, чуть угадываемую, но – улыбку.
Напоследок. А вы знаете, что совсем рядом с нами, в Республике Коми, в Печоре есть Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь? В 1992 году Сама Пречистая указала на это место своим явлением, а вскоре в монастыре замироточили Богородичные иконы, среди которых была и «Скоропослушница».
Галина Смирнова
Фото lavra.spb.ru, drevo-info.ru