За шестнадцать лет, кои минули после моего прихода в лоно Православия, мне удалось побывать в трех монастырях земли коми-зырянской. И лишь Ыбскую Серафимовскую женскую обитель посетить никак не удавалось.
Регулярно два раза в год на протяжении последних шестнадцати лет ездим мы в Вятскую землю, летом принимаем участие в Великорецком крестном ходе, зимой – на отдых в один из санаториев в Кировской области. И вот каждый раз проезжал мимо дорожного знака, на котором написано «Ыбский монастырь», у меня непонятно щемило что-то внутри, возникало какое-то виноватое чувство чего-то несделанного.
И, по всей видимости, это чувство неудовлетворенности переросло в желание посетить этот уголок нашего края. Как обычно в таких случаях, все случилось быстро и неожиданно как для меня, так и моей супруги. В конце октября Вероника вышла в очередной отпуск, невольно встал вопрос – как провести две недели с наибольшей пользой. Супруга предложила мне съездить в паломническую поездку в село Ыб.
Отправляться в дальнюю дорогу поздней осенью, когда темнеет в наших краях уже в 16 часов, а гололед на дороге образуется при минимальной отрицательной температуре – удовольствие экстремальное. Именно учитывая эти моменты, я сначала промолчал, однако набрал в поисковике прогноз погоды на ближайшую неделю.
Наш регион накрывала оттепель, положительные температуры в течение пяти–шести дней прогнозировались как в Ухте, так и в районе Сыктывкара. И вот, взвесив все за и против, я решился, заявив супруге, что в неблизкое путешествие поедем или через два дня, или уже не в этом году.
В путь
После сказанной мной фразы все события закружились как в калейдоскопе. Мы срочно доверстали с нашими неизменными помощниками газету «Колокол Севера», отправили готовый файл в кировскую типографию. Вероника в оставшееся время решила все вопросы у себя на работе, и утром 29 октября мы выехали из дома. Предварительно позвонили отцу Георгию, настоятелю Свято-Вознесенского храма в селе Ыб, он сказал, что с удовольствием разместит нас в гостевом доме на территории церкви.
Подвигло меня на путешествие и хорошее состояние трассы Ухта – Сыктывкар, за лето и осень там успели отремонтировать и залатать все дорожное полотно, не оставив на нем ни одной глубокой ямы.
Проехав Сыктывкар, я боялся пропустить указатель на дорогу к древнему селу, один раз даже остановился, как оказалось, километрах в десяти от искомого отворота. На место мы прибыли уже в пятом часу, в сумерках. Прихожанка храма открыла нам ворота, и мы заехали на территорию подворья. Разместили нас в большом гостевом доме, рассчитанном на одновременное проживание 12-16 паломников. Жилое помещение было очень уютным, печь к нашему приезду была уже протоплена, в комнате довольно тепло, я сразу же подкинул в жерло еще несколько березовых поленьев.
И мы стали устраиваться и обживать ставшее на сутки родным помещение. Кругом чистота, на стенах висят иконы, слева на полках запас дров, рядом – большая печь, весело гудящая, словно радующаяся нашему приезду. Сразу за ней – небольшая кухонька, со всем необходимым для проживания инвентарем. На столе расположились электрическая плитка и чайник. Двухэтажные полати аккуратно застланы матрацами и одеялами, на табурете стопкой лежит приготовленное для нас чистое белье.
Ждал нас в доме и еще один сюрприз. Буквально перед отъездом из материала члена Союза писателей России Андрея Канева мы узнали о новой книге «Духовная жизнь матушки Серафимы», посвященной жизни мамы нашего архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима (схиигумения была основательницей монастыря в селе Ыб). Автор-составитель Татьяна Киселева, дочь матушки Серафимы. Конечно, нам хотелось познакомиться с новым изданием. И каково же было наше удивление, когда на полочке увидели эту книжку.
Этот вечер в Ыбе мы провели благодатно, читали вслух по очереди, пили чай, пока не перелистнули последнюю страницу. От переполнивших нас новых впечатлений долго не могли уснуть.
Путь к священству
Утром, после того как позавтракали, созвонились с отцом Георгием. К 10 часам священник уже был в гостевом доме. Спросил, как спалось на новом месте, и дал нам подробное интервью о своем пути в Православии и о жизни прихода Свято-Вознесенского храма, где батюшка служит настоятелем уже 27 лет.
Сам отец Георгий из Сыктывкара. О себе говорит: воспитывался в атеизме, был пионером, комсомольцем, как все. По профессии радиоэлектронщик. Ремонтировал всевозможную аппаратуру. Иногда приходилось выезжать в район, и Божиим промыслом попал на Вербное воскресение в 1987 году в село Ыб. Погода была солнечная. Зашел в храм. А там отец Трифон служит, один человек поет и такой у певчего замечательный голос.
– Я проникся этим молитвенным духом и осел в Ыбе, – вспоминает отец Георгий. – Стал приезжать по воскресным дням, алтарничать у отца Трифона. Тогда у нас был владыка Пантелеимон Архангельский и Холмогорский. И когда указом батюшку перевели восстанавливать Антониево-Сийский монастырь, он предложил мне поехать с ним.
Сразу о. Георгий не дал своего согласия, ему необходимо было подумать. Однако уже вскоре отправился в обитель в качестве паломника. В 1992 году молодому человеку довелось присутствовать на Соловках на службе Патриарха Алексия Второго. Это произвело на него сильное впечатление, и, пожалуй, с этого времени он стал задумываться о священстве.
Полтора года он вместе с семьей прожил в архангельских лесах, помогая о. Трифону восстанавливать обитель, там его и рукоположили. В то время у него уже была дочь Екатерина.
Монастырь пришлось восстанавливать практически с нуля. Кругом царила разруха, казалось, никаких усилий не хватит, чтобы возродить обитель к жизни. Но глаза боятся, а руки делают. И даже за короткий срок удалось многое.
Но условия жизни с маленьким ребенком были очень трудными, девочке пора было в школу. А таких возможностей в обители не было – Михайловский полуостров, где находится монастырь, располагается в 150 километрах от Архангельска. И семья священника вернулась на Родину. Так в 1993 году отец Георгий стал служить в Свято-Вознесенском храме.
В общении с местным населением батюшке поспособствовало знание коми языка. Храму помогают, кто трудом, кто картошкой и овощами. Когда в Ыбе основали монастырь, отец Георгий передал обители дом, в котором жил отец Трифон. И в другом месте построили два для семьи священника.
С благословения владыки Питирима о. Георгий создал пасеку и вместе с семьей стал заготавливать иван-чай. Мед и чай уже стали визитной карточкой Ыба, эти экологически чистые и такие полезные продукты, изготовленные вручную и с любовью, уже нашли своего покупателя не только в Коми, но и в России. Так батюшка смог содержать семью и еще помогать своей церкви.
«Ыбский Чай» – это семейное производство ферментированного иван-чая. Приобрести его можно в интернет-магазине: komi-tea.ru. Одноименные группы есть в соцсетях «ВКонтакте» и Инстаграм.
История Свято-Вознесенского храма
Передвигаясь по территории храмового участка, отметил для себя ухоженность местных газонов.
Свято-Вознесенский храм поразил своими размерами и величием, подумалось, что в любом городке Руси он послужил бы достойным украшением местного ландшафта. Также отметил хорошее состояние покрашенной металлической крыши и свежевыбеленных стен.
Зашли внутрь, в помещении оказалось совсем не холодно, слева красовалась огромная печь, сквозь стеклянное огнеупорное оконце было видно, как весело и ярко горят дрова, создавалось впечатление, что там внутри, переливаясь всеми оттенками золотого, полыхает расплавленный металл.
Батюшка провел для нас небольшую экскурсию по церкви, где сразу ощущаешь особую молитвенную атмосферу, ведь столько поколений сельчан молились здесь.
Подробнее с историей СвятоВознесенского храма села Ыб можно познакомиться на сайте прихода. Эта церковь одна из самых старинных на земле Коми, возведена она в 1825 году на левом берегу реки Сысолы в 50 километрах от Усть-Сысольска, ныне города Сыктывкара.
Храм трехпрестольный: два теплых – во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, и во имя святого пророка Божия Илии, и один холодный. Он же главный – Свято-Вознесенский, давший имя самой церкви.
В 1877 году храм обрел благовест – колокол «Божий глас» весом более трёх тонн: «усердием прихожан при особом старании церковного старосты Худоева Матвея Филиппова привезен из Слободки Вятской губернии в 206 пудов 25 фунтов 23–го января в 2 часа пополудни, за оный заплачено наличными деньгами 3458 рублей 36 копеек».
Церковь закрыли 26 ноября 1936 года.
В год закрытия храма убрали колокола. Большой колокол скинуть никак не удавалось, когда, наконец, его сбросили, осколки загрузили на баржу, проплыв по реке от перевоза метров 500, баржа утонула.
В 1937 году в период репрессий был расстрелян настоятель Свято-Вознесенской церкви священник Николай Николаевич Шумков. Он был арестован по обвинению в «активной контрреволюционной деятельности». Виновным себя не признал. Священный Синод Определением от 6 октября 2001 года причислил иерея Николая Шумкова к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
День его памяти 21 августа (день мученической кончины), Собор новомучеников и исповедников Российских – празднуется 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если нет, то в ближайшее воскресенье после этой даты.
По воспоминаниям Юлии Егоровны Безносиковой, в храме после его закрытия был колхозный зерновой склад, куда въезжали прямо на лошадях. В 1940 году в церкви размещали на ночлег идущих по этапу ссыльных поляков. Им в качестве дров предложили жечь иконы, которые лежали штабелями возле печек, но те отказались, несмотря на холод.
В 1950-х годах разобрали колокольню для строительства фундамента и печей в новом здании школы, которая сгорела ровно через десять лет после возведения.
Постановлением Совмина Коми АССР 7 декабря 1956 года церковь вновь была открыта. Первым настоятелем возрожденного храма был Илья Константинович Субботин.
Сейчас в Свято-Вознесенской церкви села Ыб немногочисленная, но дружная община. Неподалеку от церкви расположилось двухэтажное здание воскресной школы. Еще совсем недавно здесь кипела жизнь. Проект спортивного клуба имени Иоанна Кронштадтского в селе Ыб вошел в число победителей конкурса «Православная инициатива 2018-2019». При ыбской церкви в течение многих лет действовал паломнический центр и проводился православный слёт им. Иоанна Кронштадтского, который помогал в организации летнего отдыха детей. Из-за пандемии все проекты пришлось свернуть, но батюшка верит, что все вернется на круги своя. Мечтает он открыть дом трудолюбия, где оставшиеся без работы мастера могли бы применить свои таланты и обеспечивать себя, свою семью и помогать храму.
На этом холме через 600 лет быть монастырю…
После экскурсии по храму нам благодаря содействию отца Георгия довелось побывать и в Ыбском Серафимовском женском монастыре. Он стоит на горе и виден отовсюду. Но из-за пандемии паломников в обители сейчас принимать опасаются.
О монастыре в старинном селе написано немало, и потому непосвященному читателю может показаться, что и обитель появилась здесь в стародавние времена. Часть правды в этом есть. На этом холме по преданию проповедовал сам святитель Стефан Пермский в далеком 1383 году и предрек, что здесь будет построен великий монастырь. В честь крестителя зырян в 1896 году на горе была возведена деревянная часовня (в 1928 году она стала храмом). А вот монастырь здесь появился 100 лет спустя.
О том, как произошло это значимое событие, можно подробно прочесть в книге «Духовная жизнь матушки Серафимы».
В 1985 году матушке Серафиме приснился сон, что если она поедет к святому источнику, который находится в окрестностях села Ыб, и окунется в его святую воду, то получит исцеление от давно мучившей её болезни.
До этого она жила вместе со своим сыном, будущим владыкой Питиримом, в Сыктывкаре. О селе Ыб она раньше ничего не знала, как и о том, что здесь есть целебные источники. Ведь они вместе с сыном приехали в Республику Коми из Краснодарского края. Но когда её привели под руки к источнику Архистратига Михаила, и она искупалась, то болезнь оставила её и дальше она пошла без посторонней помощи.
Так Господь своим промыслом указал ей место её будущего подвижничества.
И летом 1996 года по благословению епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима (ныне архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский) настоятельницей новоначального монастыря была назначена матушка Серафима.
К 5 августа 1996 года в обители уже проживали сестры, пожелавшие продолжить свою жизнь в монашеском подвиге: матушка Олимпиада, монахиня Рафаила, инокини – Матрона, Параскева, Мастридия, сестры Зинаида и Раиса, послушницы Юлия, Людмила, Елена, Наташа.
К 10 октября 1996 года были готовы все документы, свидетельствующие об основании Свято-Серафимовского женского монастыря и сестры уже трудились в своем родном доме.
Особенно трудными были первые два-три года становления обители. Местные жители не принимали новых соседей, обзывали монахинь черными воронами и дармоедками. Практически не было средств на жизнь, сестры нуждались даже в продуктах. Не хватало посуды, воду приходилось возить издалека на санках.
Епископ Питирим с первых дней помогал монахиням советом, делом, материальными средствами. Владыке и самому было нелегко возрождать огромную епархию, ведь он стал первым епископом в Коми крае после долгих лет гонений на Церковь.
Летом 1997 года, узнав о строительстве новой обители, стали приезжать трудники и паломники. Они помогали монахиням, оказывали материальную помощь.
С 1998 года в течение трех лет в монастыре во славу Божию трудилась семья Римских – Владимир и Татьяна с сыновьями из Воркуты. Паломники занимались отделочными работами на строящемся храме и помогали сестрам по хозяйству. Зимой матушка Серафима с Владимиром ездили по шахтам Воркуты и просили стройматериалы. Большую помощь оказала монастырю семья Стебельских – Владимир и Нина, они договорились с руководством одной из шахт о пожертвовании на обитель вагона угля и организовали его отправку. Предприниматели из Воркуты пожертвовали монастырю две машины – самосвал и «ГАЗ» – фургон, вагон стройматериалов и всякой утвари, необходимой в хозяйстве. Стройматериалов не хватало, возведение собора шло медленно, игумения вновь и вновь ездила по городам республики, обращалась к руководителям предприятий за помощью.
Отец Георгий Модянов, настоятель Свято-Вознесенского храма, помогал обители в приобретении стройматериалов. Были завезены песок, гравий, куплен сруб для бани. Семья священника подарила сестрам корову, матушки очень радовались своему хозяйству, теперь у них было две коровы, овцы, козочки, цыплята.
В августе 1999 г. были возведены хозяйственные постройки, выкопан колодец.
15 июня 1999 года епископы Элистинский и Калмыцкий Зосима и Воркутинский и Сыктывкарский Питирим посетили село Ыб и освятили камень, положенный в основание фундамента новой церкви в честь Серафима Саровского, благословив тем самым строительство центрального храма женского монастыря.
Сваи нашлись в 380 километрах от села, в Ухте.
3 ноября 1999 г. забили первую сваю слева от входа в будущий храм. Осенние дожди размыли дорогу на холм, которая вела к монастырю, поэтому стоило немалых трудов завезти сваебойку и 82 сваи на территорию обители.
Год за годом строительство обители продолжалось, и каждый новый объект как маленькая победа. 7 августа 2000 года монастырь посетил корреспондент газеты «Комсомольская правда» Николай Варсегов. Итогом его поездки стала статья «В поселке Ыб иконы плачут, но я постиг, что это значит…». После его публикации на адрес монастыря стали приходить письма со всей России, из Израиля, Аляски. Благодарные люди посылали денежные переводы, одежду, продукты питания. Излишки монахини отдавали нуждающимся.
Осенью 2000 года к великой радости сестер засыпали гравием дорогу, ведущую на холм к обители, легче стало завозить стройматериалы.
За лето 2001 года заметно продвинулась стройка, в монастырском подворье возведен новый сруб, закрыт крышей, застеклены оконные проемы, настланы полы, в результате получилась прекрасная трапезная с классом для воскресной школы. За короткие летние месяцы также был поставлен первый этаж второго сестринского корпуса размером 9 на 24 метра, силами сестер разработали участок земли для огорода, поставили два парника, посадили плодовые кустарники. Разгрузили вагон кирпича, заготовили дров на зиму. И весь этот объем работ проделали четыре пожилые женщины и несколько хрупких девушек.
За многолетний неустанный труд в 2000 году монахиня Серафима (Волочкова) была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В 2001 году за усердные труды во славу Церкви Божией, к празднику Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил матушку саном игумении. А в 2004 году матушка была награждена орденом княгини Ольги III степени за заслуги перед РПЦ.
Тяжелый труд по строительству обители не мог не сказаться на здоровье пожилой женщины, весной 2005 года матушка Серафима тяжело заболела и 18 мая скончалась.
Всего за 9 лет в неимоверно сложных условиях, в то время, когда вся наша страна буквально лежала в разрухе, устроенной либералами, матушка Серафима смогла основать и отстроить святую обитель на том самом холме, где в своей проповеди святитель Стефан Пермский предсказал: «На этом холме через 600 лет быть монастырю…».
Сегодня обитель живет в непростых условиях. Из-за пандемии паломников принимать было запрещено, уменьшились и благотворительные взносы. Когда мы прибыли в обитель, несколько монахинь трудились на территории. Нас провели в храм преп. Серафима Саровского, удивительно красивый, нарядный. Но сами насельницы живут в стеснённых условиях – два года назад сгорел двухэтажный сестринский корпус, и средств на его восстановление пока не нашлось.
Желающие помочь могут присылать пожертвования почтовым переводом по адресу: 168226, Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Ыб, Исуповой Эмилии Григорьевне (Игумения Иеремиила), или перевести деньги на карту СБ, прикреплённую к телефону матушки Пантелеймоны 89128694917 (в миру Наталья Абдуловна Е.).
Удивительный мир открывается каждому, кто приезжает в Ыб. По своему опыту можем сказать, одного дня всетаки мало. Ведь в селе множество целебных источников, на одном мы успели побывать. Семьям с детьми наверняка захочется увидеть Финно-угорский этнопарк, где к услугам туристов кафе, проводят всевозможные развлекательные мероприятия, мастер-классы. А еще в Ыбе есть где погулять, насладиться тишиной и отдохнуть от суеты городов.
Николай Лудников
Фото Николая Лудникова