В прорубь на Крещение — будет ли польза для души?

Фото Сергея Андреева

Каждый январь, сразу после Рождества Христова немало людей начинают готовиться к Крещению Господню. Есть те, кто приходят к проруби целыми семьями. Но и противников этого обычая тоже хватает. Так надо ли православному участвовать в крещенских купаниях, есть ли в этом духовная польза?

На эти волнующие вопросы мы попросили ответить руководителя миссионерского отдела Сыктывкарской епархии иеромонаха Александра (Митрофанова):

– У праздника Крещения Господня есть еще одно название – Богоявление. И второе, на мой взгляд, точнее передает суть. Помните такую картину «Явление Христа народу», рассказывающую об этом событии. Первый раз Господь в Троице явился окружающим. Он крестился в водах Иордана, Дух Святой сошел на него в виде голубя, и Бог Отец засвидетельствовал гласом: «Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так люди впервые увидели воочию троичность Божества. Поэтому для меня в празднике Крещения важность этого события стоит на первом месте.

И в целом про купание в проруби на Крещение. Эта хорошая народная традиция, но скорее околоцерковная. Церковь её не порицает, но и нет никаких документов, которые бы предписывали, что в Крещение надо обязательно погружаться в Иордань.

О. Александр. Фото Николая Лудникова

Делать это или нет, каждый выбирает сам. Многие православные христиане действительно ныряют на Крещение в прорубь. Одни, чтобы показать удаль свою молодецкую, другие – чтобы некий такой подвиг ради Господа совершить (залезть в ледяную воду – это действительно непросто). И многие батюшки показывают пример, владыка наш, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим, каждый год на Крещение окунается в Иордань.

Сам я последние годы не ныряю. Я батюшка сельский, и мне на Крещение приходится из деревни в деревню ездить, чтобы освятить достаточно большое количество прорубей, и времени порой не хватает.

А что касается духовной пользы, мне кажется, она все-таки есть. Это же некий подвиг, который люди совершают ради Господа, ради нашей веры.

Правда, некоторые думают, что купанием в проруби смываются грехи – это, конечно, не так. От грехов мы очищаемся только в Таинстве Покаяния. Как Господь говорил: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Апостолы передали эту власть Церкви. И вот те грехи, в которых на исповеди искренне покаялись, за которые наш Господь Иисус Христос пострадал на кресте, мы уже не несем за них ответственность. Так, к отцу Даниилу Сысоеву часто приходили со словами: «Как у вас христиан хорошо. Согрешил, покаялся – и Господь тебя простил. На это батюшка говорил: «Да, у нас хорошо, айда все к нам».

Но, даже совершая подвиг ради Господа, нужно помнить мудрую русскую поговорку: «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». Есть такое церковное понятие – ревность не по разуму. Поэтому и купание в проруби надо соизмерять со своими силами – и духовными, и, конечно, телесными. Не у каждого организм готов к купанию в ледяной воде. У кого-то есть серьезные хронические заболевания. Господь не хочет, чтобы мы своими неумеренными подвигами угробили свое здоровье. Также как в пост, необходимо воздержание, но не для того чтобы ослабить организм, нам необходимы силы для совершения добрых дел.

Как часто мы слышим, путь угодный Богу – это царский. Что это означает? Держаться золотой середины, не впадать в крайности. Подвижничество можно сравнить с неким спортом – только духовным. Как атлет начинает тренировки, постепенно увеличивая нагрузку, так и в духовной жизни нужно идти постепенно. Сначала берем одну меру подвига, потом прибавляем, и со временем, если мы будем в этом деле усердны, то можем добиться духовных успехов и начать жить, подражая святым.

Подготовила Вероника Лудникова

«Колокол Севера» №6(101) декабрь 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *