Разбирая домашнюю библиотеку, я наткнулся на прекрасный альбом, на обложке которого потрясающая по глубине картина «Преподобный Сергий Радонежский благословляет благоверного князя Димитрия Донского». Издание посвящено творчеству удивительного человека, талантливого художника, Сергея Симакова – иеромонаха Рафаила. В альбоме – биография, произведения мастера. И я с какой-то теплотой вспомнил историю, как познакомился с батюшкой и его уникальными картинами. Об этом я немного рассказывал в 2009 году, но сегодня решил остановиться на этой истории поподробнее.
Приезжая первый раз в тот или иной патриархальный русский городок, я неизменно очаровывался той особенной, присущей только ему атмосферой неторопливости бытия, уникальными запахами ветхих деревянно-каменных строений. Причем запах этот не запустения и тления, а живого организма, который существует в странном симбиозе одушевленной и неодушевленной природы. При внешней схожести городов «Золотого кольца» или российской глубинки они самобытны и не похожи друг на друга.
Из современного, лишенного архитектурной индивидуальности населенного пункта ты попадаешь в пространство совершенно иного жизненного уклада. И оно, это пространство, на какое-то время и тебя делает другим. Я не скажу, что лучше, просто другим. Не бросается здесь в глаза хамоватый напор современного горожанина: на дороге автомобилист уступит тебе проезжую часть, дав спокойно перейти улицу даже не на пешеходном переходе, в магазине тебя не обхамят, а местные жители подробно расскажут и покажут, как надо пройти до того или иного места. Во всяком случае, еще десять лет назад было именно так. В этих населенных пунктах еще существовали муниципальные столовые, где простые приветливые русские женщины щедро наливали тебе ароматных вкусных щей, давали полную миску настоящего, а не порошкового В картинах – мир веры картофельного пюре с приличным куском свежего мяса, поили вкусным киселем или морсом, а стоило это каких-то 60 или 70 рублей.
Воздух в российской глубинке еще не испорчен отходами многочисленных предприятий и машин, им не дышишь, его пьешь, как парное молоко, наслаждаясь, особенно в утренние и вечерние часы, его свежестью.
Именно таким я увидел Углич, где мне довелось побывать в мае 2008 года. Пробыли мы там совсем немного, однако эти места в Ярославской области сильно запали мне в душу.
Приезжая в новое для меня место, прежде всего я обращаю внимание на количество сохранившихся в городке церквей и дореволюционных строений. Как ни старались власти в кровавые смутные послереволюционные годы на местах уничтожить эту самобытность, взрывая храмы, убивая и ссылая православных людей в лагеря, до конца этого сделать им не удалось нигде. И чем больше этих архитектурных островков прежней культуры и быта существует в населенном пункте, тем ближе и роднее становятся мне местные жители и сам город.
В Угличе сохранен старый центр, деревянные и каменные здания органично сосуществуют с храмами, создавая неповторимый, складывавшийся веками архитектурный ансамбль. Гуляя по старой части, я обратил внимание на двухэтажное здание, на котором висела вывеска: «Выставка картин отца Рафаила», зашел туда и был поражен увиденным.
Все внутреннее пространство галереи, а это два этажа общей площадью около двухсот квадратных метров, было заполнено прекрасными полотнами православной тематики.
Автор этих произведений – известный московский художник Сергей Симаков, который в 1991 году был рукоположен в сан иерея, а после смерти своей супруги принял монашеский постриг под именем Рафаил. В июле 2003 года он передал в Угличский музей 181 произведение живописи и графики, посвященные истории Отечества и святым Русской Православной Церкви. Заинтересовавшись личностью живописца, я обратился к экскурсоводам, двум приветливым женщинам, они наперебой, взахлеб, стали рассказывать мне о картинах, самом авторе замечательных работ и его единомышленниках, которые, сумев отстоять у местных и столичных предпринимателей хорошо сохранившееся кирпичное здание девятнадцатого века (бывшую полицейскую управу), смогли организовать эту выставку.
Одна из женщин дала мне координаты директора историко-архитектурного комплекса Угличского кремля Виктора Ивановича Ерохина, стараниями которого в немалой степени и был создан этот прекрасный музей. Интересна судьба самого Виктора Ивановича, он прошел путь от научного сотрудника до директора музея. Указом Президента РФ от 12 сентября 1996 года № 1352 ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ», лауреат медали им. М. Шолохова, почетный гражданин Углича.
В период управления музеем Виктор Ерохин провел важнейшие мероприятия по сохранению исторического и культурного наследия города Углича: реставрацию Богоявленского собора Угличского кремля, восстановление куполов Казанской церкви, реставрацию Богоявленского женского монастыря. Ерохин работает в Угличском государственном историко-архитектурном и художественном музее с 1971 года.
Встретились мы с ним вечером этого же дня. Ко мне подошел мужчина среднего роста с открытым приветливым лицом, на котором особенно выделялись живые пытливые глаза голубого цвета. Они завораживали и располагали к себе собеседника, переводя общение за короткое время в неформальное русло, такие люди очень быстро становятся друзьями, порой на всю жизнь. Собеседником он оказался очень интересным, желая сохранить ту информацию, которой он щедро делился со мной, я напросился к нему на интервью. Незаметно пролетели два часа нашего общения.
В ходе беседы я спросил у Виктора Ивановича, знает ли он отца Рафаила (Симакова), автора картин, находящихся в музее, оказалось, что они находятся в товарищеских отношениях более 20 лет. Служит отец Рафаил в церкви Михаила Архангела в Бору, что находится километрах в десяти от Углича, если ехать по ярославской дороге. Храм построен стараниями крестьян окрестных деревень в 1787 году. Когда-то на месте церкви существовал известный с XV века монастырь Михаила Архангела. В годы смуты XVII столетия при его защите пали под саблями интервентов игумен Михаил, 40 монахов и 300 мирян – жителей окрестных деревень. Их братская могила находится недалеко от алтаря храма. Здесь же упокоился инок Василиска, двадцать два года живший на Архангельском погосте и обучавший грамоте крестьянских детей. В храме никогда не прерывались службы. В долгие годы гонений и маловерия в почти пустой церкви служил священник Кассиан, ставший затем архиепископом Костромским и Галичским.
Последние двадцать лет богослужения в храме и благоустройство его территории осуществляет священник Рафаил (в миру Сергей Симаков), художник, создавший большое количество полотен, посвященных истории Русской Церкви. Они экспонировались на выставках в десятках городов России и многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Его делами и служением продолжает теплиться огонек духовного творчества, зажженный в этом глухом месте иноками много веков тому назад.
- Отец Рафаил, насколько важно, на Ваш взгляд, для православного человека быть культурным и образованным? Или это совершенно не важно, можно служить Богу в любом виде и любом качестве?
В интервью «Монастырскому вестнику» батюшка ответил:
– Богу можно служить, конечно, в любом качестве. Преподобный Серафим Саровский – он Шекспира не читал, театра не видел, да и вообще люди тогда немного по-другому жили. Радио у них не было, телевизоров и телефонов тоже. Они думали по-другому. Потому что они утром пятнадцать минут читали молитвы и вечером пятнадцать минут читали молитвы, еще они каждое воскресенье ходили в храм. Грамоте в школе со времен Ивана Грозного обучали по Псалтири, и получается, что все знали два языка – современный русский и церковнославянский. А быть причастным к общечеловеческой культуре – желательно, конечно, но культура – это все-таки всего лишь внешняя сторона жизни. Мои друзья, которые постарше, были очень хорошо образованны и меня образовывали. Если ты собираешься общаться с людьми, то, конечно, нужно знать то, что знают они. Хотя бы интересоваться этим и уметь с ними говорить о том, что им интересно. Я считал, что с помощью картин людям можно рассказать о Боге. Книг тогда об этом почти не было, и я писал картины на религиозную тему, которые мне в какой-то момент на Малой Грузинской разрешили выставлять, хотя в то время были закрыты три темы – антисоветчина, порнография и религиозная пропаганда. Если что-нибудь из этого в произведении литературы, музыки, театра или живописи усматривалось – оно убиралось сразу и без разговоров. Церковь и сейчас по значимости у государства числится ниже спорткомитета. Мир, в котором мы живем, превращен в сумасшедший дом, и человеку все-таки надо это сознавать. И очень опасно, на самом деле, так жить, надо быть осмотрительным, но для этого нельзя быть дураком, которым можно вертеть и так и эдак. Все-таки, чтобы прийти к Богу, надо знать о Нем, чтобы быть с Ним. Для этого, конечно, надо учиться.
Мне довелось присутствовать на службе в храме Михаила Архангела в Бору, пообщаться с его прихожанами. Приехал я в будний день, в церкви было немноголюдно, кроме меня на службе стояли еще три человека. Всего на подворье постоянно живет пять-шесть послушников, это прибившиеся к церкви мужчины без определенного места жительства.
После службы мне удалось пообщаться с отцом Рафаилом, гостеприимный батюшка повел меня к себе в дом, напоил чаем, настоянным на травах, рассказал, как управляется с нехитрым хозяйством. Однако откровенного разговора не получилось, отец Рафаил так и не оправился после смерти любимой супруги, Елены Котиковой, великой сподвижницы во всех его начинаниях. Она вымолила его, когда батюшка заболел онкологией, но заболела сама. Незадолго до своей кончины (24.09.2004 г.) матушка приняла монашеский постриг с именем Анна. После смерти супруги, спустя год, отец Сергий также принял монашеский постриг с именем Рафаил.
На прощание отец Рафаил подарил мне прекрасно иллюстрированный альбом, в котором были отображены практически все его наиболее значимые полотна, а также биография. Издано сие монументальное произведение Академией Натальи Нестеровой.
В настоящее время отец Рафаил продолжает служить настоятелем храма Михаила Архангела и потихоньку восстанавливает монастырь, носящий имя Архангела Михаила.
Кроме Архангельского храма, как рассказал мне тогда батюшка, на территории обители были еще четыре церкви в честь Введения во храм Богородицы, родителей Богородицы Иоакима и Анны, Зачатьевская и Рождества Богородицы. В 2008 году здесь были верхний Архангельский и нижний Введенский храмы. Потихоньку обустраивали и другие церкви.
Волею судеб, оказавшись в маленьком по современным меркам старинном русском городке, прикоснулся я к славной его истории. Это лишь маленькая толика того, что можно было бы рассказать о славном русском городе Угличе, его людях и тех событиях, которые произошли в нем несколько столетий назад и оказали такое поучительное и горькое влияние на всю дальнейшую историю моего Отечества.
И сегодня я решил показать читателям как можно больше произведений отца Рафаила, о которых он сам сказал так: «У меня картины без какого-либо подтекста или глубинного смысла. В них все наружу. Зритель, смотри, как это красиво! Мои картины – это, можно сказать, плакаты. Я картины превратил в плакаты, которые призывают человека войти в этот прекрасный мир, мир Церкви, мир веры».
Николай Лудников
Фото из альбома «Сергей Симаков»
«Колокол Севера» №6(101) декабрь 2021 г.