Наверняка те, кто внимательно читают или слушают на службах Евангелие, задавались вопросом: как понять притчу о неверном управителе? Вспомним ее сегодня:
«Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:1-9).
Казалось бы, управитель порекомендовал должникам господина исправить расписки на меньшую сумму и тем нанёс имущественный ущерб хозяину. А тот еще похвалил предприимчивого работника. Что значат слова «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители»? На наши вопросы мы попросили ответить руководителя миссионерского отдела Сыктывкарской епархии иеромонаха Александра (Митрофанова):
– Притчу о неверном домоуправителе нужно понимать по выводу – богатством зарабатывайте себе друзей на Небесах. Святые отцы по этому поводу задаются вопросом: а разве вообще у нас бывают праведные богатства? Мы приходим в этот мир голыми, и поэтому всё, что у нас есть, не совсем наше. Оно Богом дадено в управление. И мы должны бы тратить его не на себя, а на помощь ближнему. Как, например, в своей книге «Пастырь» (она датирована II веком) святой Ерм рисует нам такую конструкцию отношений. Богатый помогает бедному деньгами, а тот за него молится. А вместе они приносят плод Богу. Автор сравнивает бедняка с лозой, которая обвилась вокруг дерева и питается влагой от него. Поэтому если есть какие-то средства излишние, в идеале христианин может употребить их на то, чтобы заработать себе друзей на Небесах. Каким образом? Потратить на добрые дела.
Отец Даниил Сысоев приводил очень хороший пример. Он говорил: отправляясь в другую страну, что мы делаем? Меняем рубли на валюту того государства, куда едем. А если мы собираемся в Царствие Божие? Также нужно менять рубли на валюту Царствия Небесного. А там валюта одна – добрые дела.
И еще тут можно обратиться к богатству русского языка. Один из синонимов слова «деньги» – это средства. А это можно понимать как инструмент. Как и множество вещей деньги сами по себе – вещь нейтральная, ни зло, ни добро. Всё зависит от того, как мы будем их использовать. Можно потратить на себя, на ненужные покупки, развлечения, а можно помочь ближнему. И второе как раз праведный способ приобретать друзей на Небесах. Среди нуждающихся могут быть те, кто помолится за тебя. Как мы читаем в «Мытарствах святой Феодоры», она не была богата, но у нее был друг – святой Василий Новый. И вот он-то и докладывал недостающие средства, свои молитвы, чтобы она преодолела мытарства и смогла обрести покой в вечности.