Суббота пятой недели Великого поста особенная. В пятницу, накануне, на праздничной утрене уже субботнего церковного дня читается Великий Акафист Божией Матери. Это праздник Похвала Божией Матери или Суббота Акафиста. В 2022 году в храмах эту службу совершат 8 апреля. Гимн, который читают в этот день, — самый известный и самый первый акафист Божией Матери. В сосногорском храме Покрова Пресвятой Богородицы эту службу совершит архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим, прихожане смогут помолиться за архиерейским богослужением.
«Акафист» с греческого переводится как «неседальная песнь», то есть «песнь, которую поют не садясь, стоя». Акафист Пресвятой Богородице начинается с пения кондака «Взбранной Воеводе победительная», песни, славящей Божию Матерь за неоднократное спасение от варваров, покушавшихся на Константинополь с 626 года. Тогда авары и славяне стояли у стен Константинополя, и только заступничество Божией Матери спасло город. Наше почитание этого праздника символично. Первый раз в истории Церкви Великий акафист был прочтен во Влахернском храме патриархом Константинопольским Фотнем после чудесного избавления города от неприятельского флота росов, наших предков, осаждавших город в 860 году. Император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда росов, после чего те бежали. «Впрочем, насытившись гневом Божиим, они вернулись домой — правивший тогда церковью Фотий молил Бога об этом, — а вскоре прибыло от них посольство в царственный город, прося приобщить их Божиему крещению. Что и произошло», — сообщает «Повесть временных лет».
С тех пор христианская вера стала распространяться в среде росов. В 988 году, то есть через 128 лет после этого события, Русь крестилась. Церковью был установлен праздник, названный Похвала Пресвятой Богородице в честь чудесных избавлений от врагов Ее заступничеством. День праздника был назначен на пятую субботу Великого поста. За этим днем закрепилась тема чудесного вмешательства Богородицы в военные дела государства. И то, что в истории и в богослужении было отнесено к Константинополю, каждый православный город теперь относит к себе. Конечно, можно и дома прочитать этот акафист, но общественное богослужение выражает соборность Церкви. Такое общественное чтение Великого акафиста напоминает и о православной государственности, потому что такие чудеса были возможны только благодаря Православию как государственной религии.
Великий акафист состоит из кондаков, перемежающихся икосами. Икос, в отличие от кондака, содержит текст радостного прославления («Радуйся, еюже радость возсияет: радуйся, еюже клятва исчезнет...») и особую, повторяющуюся концовку-рефрен («Радуйся, Невесто Неневестная»). Кондак и икос составляют как бы один блок акафиста. Всего таких блоков 12. С тех пор все акафисты имеют такую форму. Чтение Великого акафиста вечером в пятницу вписано в службу всенощного бдения перед субботой. Акафист читается частями четыре раза: после шестопсалмия (шесть псалмов, читаемых в начале утрени, когда гасят все свечи), во время Полиелея (часть праздничной утрени, начинающаяся со слов «Хвалите Имя Господне...» и до пения канонов), после 3 и 6 песен канона. Мы — потомки росов, избавить от нашествия которых просил Божию Матерь патриарх Фотий. Теперь и сами мы славим Божию Матерь теми же словами: «Взбранной Воеводе, победительная...» На особенной службе, которая бывает единственный раз в году, мы молимся и просим Божию Матерь освободить нас от всяких «злых». Ведь теперь Она и наша заступница.
По материалам сайта Православие в Татарстане