Святейший Патриарх Кирилл, выступая 25 октября 2022 года на пленарном заседании XXIV Всемирного Русского Народного Собора в храме Христа Спасителя в Москве, обозначил главные угрозы, стоящие в настоящий момент перед человечеством.
Опасность ядерной катастрофы
Предстоятель Русской Церкви с сожалением констатировал, что человечество сегодня не демонстрирует явной готовности «внимать Божественному гласу и следовать призыву Создателя» и «воспринимать Его волю в качестве определяющего ориентира в своих действиях».
– С сожалением приходится признать, что в XXI веке человечество не обнаруживает особой готовности к следованию по «пути жизни», предложенному Создателем: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19). Ныне перед лицом глобальной опасности ядерной катастрофы эти слова вновь звучат с особой напряженностью и с особой силой, – сказал Первосвятитель.
Патриарх Кирилл заметил, что все это происходит на фоне, с одной стороны, постоянного умножения технических возможностей человека, с другой – возрастания старых и возникновения новых опасностей.
– Это истощение природных ресурсов и загрязнение среды обитания, возникновение новых инфекций, погружение значительной части наших современников в виртуальный мир и связанный с этим отрыв от реальности, оттачивание изощренных способов манипуляции как личным, так и массовым сознанием, создание систем, могущих обеспечить тотальный контроль над человеком и наиболее остро ощущаемое нами сегодня умножение вооруженных столкновений и конфликтов на Земле, – пояснил Святейший.
Секуляризация, заставляющая признать грех добродетелью
Еще одна глобальная опасность для человечества, по мнению патриарха Кирилла, это секуляризм, который на определенном этапе подводит общество к тому, чтобы признать грех добродетелью.
– Секуляризация на определенном этапе заставляет общество признать грех добродетелью и стремится сделать религиозные общины соучастниками этого нравственного преступления. Нет понятия греха, есть понятие вариантность человеческого поведения. Есть понятие соблюдения или несоблюдения закона, но понятие греха в секулярном сознании отсутствует, – сказал Святейший.
Первосвятитель с сожалением отметил, что в наши дни примеров тому множество, но им надо противостоять.
– Достаточно вспомнить факты признания брачного статуса за гомосексуальными парами, введение в систему медицины практики эвтаназии, содержащие неоправданный риск и непредсказуемые последствия эксперименты с генетическими материалами. Однако наша общая задача – противостоять подобным явлениям, – отметил патриарх Кирилл.
Секулярный универсализм, основанный на потакании страстям
Секулярный универсализм Нового времени, основанный на потакании человеческим страстям, как считает Предстоятель Русской Церкви, является еще одной угрозой для современного общества.
– Будущее человечества напрямую зависит от того, чтó оно выберет: традиционные ценности и духовный опыт множества поколений, отраженный в культурной матрице, или же секулярный универсализм Нового времени, основанный на потакании человеческим страстям, – заявил Первосвятитель.
Патриарх Кирилл напомнил, что России пришлось пережить атеистические гонения в ХХ веке, когда «подвиги мученичества и исповедничества за веру совершались на фоне массового распространения и методичного внедрения в сознание людей радикальных секулярных идей».
По словам Святейшего, с высоты минувших десятилетий особенно ярко видится трагизм отпадения человека от своего высокого призвания и отказа от традиционных норм морали, происходивший на фоне роста секуляристских тенденций в обществе, принимавших иногда формы откровенного богоборчества.
– Искренне убежден, что одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед нами, – не допустить повторения подобного безумия атеистических репрессий против проявлений религиозной веры и религиозной практики, – сказал в этой связи Первоиерарх.
Трансгуманизм, нацеливающий на создание суррогата человека
Серьезную обеспокоенность вызывает, по словам Предстоятеля Русской Церкви, и трансгуманизм, нацеливающий общество на создание суррогата человека, способного подменить собой человека подлинного.
– Трансгуманизм – это идеология радикального изменения человеческой природы, предполагающая достижение актуального бессмертия, перенесение человеческого сознания за пределы биологического тела, на иную материальную платформу. Звучит как фантастика, но это учение опасно и неприемлемо, потому что нацеливает общество на создание суррогата человека, способного, в конечном счете, полностью подменить собой подлинного человека, – заявил патриарх Кирилл.
В связи с этим, Святейший призвал помнить, «что вопрос о природе человека и его личности – это вопрос совершенно не технический».
– Это проблема глобального мировоззренческого порядка, игнорировать которую было бы в высшей степени опасно, – резюмировал Первосвятитель.
Глобализм против института традиционной семьи
Прямая угроза, как отметил Предстоятель Церкви, исходит и от глобализма, направленногопротив института семьи как прочной структуры, сохраняющей и передающей традицию.
– Глобализация не делает мир более сплоченным. Внешняя унификация образа жизни на разных частях земного шара сопровождается отчуждением людей друг от друга, распадом общин, семей и пандемией одиночества, – сказал Первоиерарх.
При этом, продолжил патриарх Кирилл, глобализация «зачастую оказывает негативное воздействие и на духовную жизнь общества, поскольку она разрушает многовековые культурные устои и стремится нивелировать роль традиционных нравственных принципов в жизни общества».
– Глобализм организует интеграционные, объединительные процессы через ослабление и разрыв глубоких духовных связей между людьми, а также между Богом и человеком. Глобализм – это не религиозная доктрина, там нет места Богу. Именно поэтому все глобалистские проекты направлены против института семьи как прочной структуры, сохраняющей и передающей традицию, – подчеркнул Святейший Патриарх.
Кроме того, указал Первосвятитель, глобализм «направлен против любых крупных устойчивых исторических общностей – и в первую очередь, конечно, национальных и религиозных».
– Поэтому неудивительно, что в настоящее время в качестве глобалистского инструмента широко используется борьба всевозможных меньшинств (как правило, отрицающих традиционные ценности). И эту борьбу меньшинства ведут против большинства, – добавил Святейший.
По мнению патриарха Кирилла, существует два пути реакции на вызовы глобализма.
– Первый, с которым невозможно согласиться, заключается в адаптации и подчинении духовной жизни требованиям глобализма, в одобрении и, в том числе, благословении пороков. По этому пути идут наши коллеги на Западе, в том числе называющие себя христианами. Некоторые представители христианских церквей и общин идут на эти шаги с целью избежать критики, чтобы стать «своими» в глобальном, секуляризованном мире. Однако этот соглашательский путь не спасает духовную жизнь общества от упадка, но ускоряет этот процесс, – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
– Второй путь общественной жизни можно назвать «узким», то есть трудным, тернистым. Он требует открытого свидетельства об Истине, невзирая на давление и негативную реакцию со стороны внешних сил, в том числе глобалистских, – заключил Святейший.
Надежда есть: культурная самобытность, обращение к традиции, религия
И, тем не менее, как считает патриарх Кирилл, у человечества есть возможность защитить себя от новых угрожающих ему вызовов. В числе таких средств, Первосвятитель выделил культурную самобытность, обращение к традиции и религию.
– Миграционные процессы в Западной Европе приводят к тому, что религиозные модели общественного устройства экспортируются в страны европейской культуры, где значение религиозных институтов в последние столетия снижалось, – сказал Предстоятель Церкви.
Таким образом, продолжил Святейший, «несмотря на активно происходящие в этих государствах модернизационные процессы, удельный вес религий здесь возрастает и этот факт не может быть безразличным для религиозной жизни европейцев».
– Храмы превращаются в мечети, храмы пустеют, а люди, приехавшие из третьего мира в Европу, активно развивают свою религиозную жизнь. Разве это не вызов для европейцев, европейской культуры, разве это не вызов европейскому секуляризму? – сказал патриарх Кирилл.
По словам Первосвятителя, в условиях распространения либеральных идей, призывающих к пересмотру традиционных нравственных ценностей, для значительного числа людей по-прежнему остаются востребованными механизмы сохранения своей культурной самобытности и обращения к традиции.
А поскольку религия имеет в этом вопросе ключевое значение, то создаются предпосылки для того, чтобы и религия могла бы стать вновь востребована, заключил Святейший Патриарх Кирилл.