На II Международном православном студенческом форуме, в четверг 13 октября в Москве, патриарх Кирилл акцентировал внимание молодежи на ряде актуальных для нее тем.
О месте подвига в жизни
По мнению Предстоятеля Русской Церкви сегодня необходимо воспитывать молодежь на примере национальных героев, взращивая в ней стремление к подвигу.
— С подвигом подлинное развитие личности, общества и даже государства, потому что в противном случае жиром зарастают мозги, человек и народ теряют пассионарность, — заявил Святейший.
В качестве примера, на кого можно равняться, Первосвятитель указал на русского воина Александра Прохоренко, погибшего в Сирии, наведя на себя удар своих же, чтобы не сдаться в плен.
— Это действительно герой России. Но многие уже и имя забыли, как забывают имена пожарников, погибших, отдавая свою жизнь за други своя. Как нередко мы забываем имена наших героев, подлинных наших подвижников, — заметил Святейший.
О патриотизме
Затронув тему патриотизма и правильного отношения к Родине, Предстоятель Церкви привел в пример мигрантов из Китая.
— В большом количестве городов в Европе и Америке есть такие «чайна-тауны». Это целые районы города, где живут китайцы. Они работают, получают деньги, чаще всего деньги отсылают в Китай. Но это китайцы, сохраняющие неразрывную связь со своей страной и со своим народом, — сказал Святейший.
Напомнив, что именно капитал, привлеченный в родную страну из-за границы, позволил китайцам достичь бурного экономического развития, патриарх заметил:
— Вот пример того, как работа за границей не ослабляет связи с Родиной, не подрывает патриотического чувства, а, наоборот, помогает, в том числе и стране.
О родном языке
Обращаясь к молодежи, Первосвятитель выразил недоумение по поводу моды на англоязычные интонации в ее среде.
— В русском языке другие интонации. Ни Пушкин, ни Достоевский, ни наши выдающиеся ученые, ни наши нобелевские лауреаты так не говорили и не говорят. Почему у нашей молодежи появляются эти плавающие англоязычные интонации?! – задался вопросом Святейший.
По словам Предстоятеля, сегодня, к сожалению, происходит так: «человек пожил два-три года за границей, еще не научился по-настоящему говорить на языке пребывания, а по-русски говорит уже с акцентом, причем, иногда он этот акцент пытается подать, чтобы вы поняли, что он уже и не очень русский».
О создании семьи
Предстоятель Церкви посоветовал молодым людям не откладывать на потом создание семьи, считая, что это не помешает ни личному развитию, ни карьере.
— Существуют некие стереотипы, которые часто распространяются среди молодежи, что не нужно спешить со вступлением в брак: давайте подождем, ничего страшного, еще нужно учиться, работать, обеспечить себя. Все потом. Я думаю, что здесь есть вещь и рациональная, и опасная. Рациональность заключается в том, что не надо браком ограничивать свое интеллектуальное развитие, а опасное — что семья перестает быть главной ценностью и целью жизни, — заявил Святейший.
Напомнив, что Бог создал мужчину и женщину, чтобы они жили в браке, в семье, патриарх Кирилл заметил, что «когда возникает возможность вступать в брак — нужно вступать в брак и не откладывать это».
— Важно понимать, что в семье происходит единение людей, такой обмен всего, чем располагают муж и жена, что превращает их в плоть единую. Это союз любви, школа жизни и школа подвига… Семейная жизнь полнокровная дает возможность и подвиг проявлять, и себя совершенствовать, — добавил Первосвятитель.
О роботах и воспитании
Отвечая на вопрос студентки из Казани об отношении Церкви к созданию робота-учителя, Первосвятитель выразил мнение, что развитие робототехники – это хорошо, но роботам не место в воспитании.
— За робототехникой будущее. Образцы робототехники здесь (на форуме – ред.) поражают воображение, и понимаешь, что все это будет развиваться и, несомненно, содействовать ускорению научно-технического прогресса и улучшению жизни людей, — сказал он.
В тоже время, как считает Предстоятель Церкви, «робот не может заниматься воспитанием человеческой личности».
— Вопросы воспитания надо оставить за педагогами, стараться всеми силами, чтобы уровень педагогов возрастал, и к лучшему менялось положение наших студентов, — заключил Патриарх Кирилл.