В августе на Первом канале российского телевидения показали сериал «Семнадцать мгновений весны», снятый Татьяной Лиозновой по одноименному роману Юлиана Семенова. Не преувеличу, если скажу, что в 1973 году, когда состоялась премьера картины, вся страна, прильнув к экранам телевизоров, смотрела этот фильм. Не пропустил ни одной серии этого знакового произведения и я. И вот сейчас, спустя 50 лет, я совсем другими глазами смотрю на эту картину.
Моя Родина вступила в смертельную схватку со всем западным миром, руками нацистских выкормышей с Незалежной нас хотят вновь, как и в далёком сорок первом, поставить на колени, попросту уничтожить как независимое государство.
То, что победа будет за нами, в этом мало кто сомневается, сейчас, после полутора лет войны. Запад, накачивая Украину вооружениями, во что бы то ни стало стремится сохранить лицо и выторговать у России наиболее выгодные для себя условия мира. Все понимают, что когда-нибудь война закончится, и каждый в этой «перемоге» преследует свои цели: Запад – максимально обогатиться и ослабить Россию, моя страна – сбросить окончательно ярмо зависимости от Запада, которое было надето в 1990-е, когда была принята колониальная Конституция России.
Для подъёма духа русского народа
Однако победа наша должна коваться не только на заводах и фронтах, не меньшую значимость приобретает и борьба идеологическая.
Так, во время Второй мировой войны, когда само существование нашего Отечества было под вопросом и враг стоял на окраинах столицы, Сталин, понимая всю серьезность положения, издал указ, где предписывалось создание нашими режиссерами патриотических фильмов для подъёма духа русского народа.
В годы одного из самых тяжелых испытаний для нашей страны производство кино не прекращалось. Всего за это время было снято около 200 фильмов.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов – это особый период в развитии советского кинематографа. Работники кино трудились в эти годы наравне со всем народом, приближая своим творчеством общую победу. Фронтовые операторы оставили миру уникальные кадры военной кинохроники. Яркая плеяда талантливых сценаристов и режиссеров, операторов и артистов выпустила сотни кинокартин.
Главный кадр – на передовой!
А что на фронте? Это вопрос волновал каждого в годы войны. Самую животрепещущую тему освещала фронтовая кинохроника. 250 кинооператоров побывали на местах сражений, из них почти 50 человек погибли на передовой.
Они запечатлели на пленке кадры, которые без прикрас доносили всю правду о страшной войне.
В те годы документалисты трудились круглые сутки. В Москве на Киевском вокзале работала студия «Союзкинохроника», в которой непрерывно обрабатывалась плёнка, полученная из горячих точек. Эти кадры ждала вся страна, поэтому отдыхать бригадам документального кино было некогда.
В 1942 году на экраны вышел масштабный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Авторами фильма стали Илья Копалин и Леонид Варламов.
Уникальная документальная история о трагедии и героизме советского народа не оставила равнодушной американскую киноакадемию: впервые русские документалисты удостоились «Оскара».
В создании новелл участвовали знаменитые кинематографисты того времени: С. Герасимов, Г. Козинцев, Л. Трауберг, Г. Александров, С. Юткевич и другие. На экране – знаменитые и любимые артисты довоенного времени: Борис Чирков, Вера Марецкая, Эраст Гарин, Борис Бабочкин. Они вдохновляли, настраивали на победу, помогали преодолевать тяжелые испытания. Боевые киносборники немедленно отправлялись на передовую, к солдатам и офицерам. Их там ждали, как никогда.
Крупным планом – солдат и Родина
Художественные фильмы военного времени тоже стали ответным ударом на выпады жестокого врага. На смену кинокомедиям 1930-х годов пришли картины, воспевающие любовь к Родине, матери, жене. Первый полнометражный фильм «Секретарь райкома» Ивана Пырьева рассказывает о героизме партизан.
Примечательно, что главными героями фильмов тех лет стали простые люди: солдаты («Два бойца» Л. Лукова), крестьянка, ушедшая в партизанский отряд («Радуга» Марка Донского), верная жена («Жди меня» А. Столпера, Б. Иванова), дети военного времени («Жилабыла девочка» B. Эйсымонта). Эти темы волновали каждого русского человека, они заставляли плакать и смеяться, верить и бороться до конца. Только в конце войны на экранах появились полководцы («Великий перелом» Ф. Эрмлера).
С наступлением Великой Отечественной войны советский кинематограф закономерно изменил своё направление: на смену преобладавшим прежде комедиям о жизни пролетариата пришло кино, созданное для поддержания морального духа и мобилизации психологического состояния страны.
А что происходит сейчас?
Что же происходит с нашим кинематографом сейчас, принимают ли активное участие наши режиссёры в создании патриотических картин, прославляющих подвиг российского солдата?
Увы, в лучшем случае нам показывают старые фильмы военного и послевоенного периодов, причём порой демонстрируют произведения, которые явно не соответствуют сегодняшней повестке, когда как никогда востребованы ленты, прославляющие сегодняшних героев, уничтожающих нацистских выкормышей.
Поэтому прокат таких фильмов, как «Семнадцать мгновений весны», на мой взгляд, явно не поднимет патриотический настрой наших соотечественников. В сериале Татьяны Лиозновой в качестве главных героев показаны преступники, на совести которых кровь миллионов безвинных жертв. Неужели и следующее наше поколение спустя годы представит в новом блокбастере сегодняшних палачей украинского народа интеллектуалами и обаяшками? Ведь, к примеру, один из главных героев картины – Шелленберг, талантливо сыгранный Олегом Табаковым, вызывает, скорее, симпатию, нежели ненависть и отторжение.
Ещё один главный герой сериала – Мюллер, шеф гестапо, самой кровавой нацистской организации, на счету которой миллионы загубленных жизней. В фильме этот персонаж, талантливо сыгранный Броневым, предстает неким пожилым, уставшим от жизни человеком, мечтающим об уютной фазенде с бассейном где-нибудь в Латинской Америке.
В это же время, в начале восьмидесятых, на экраны страны выходят фильмы – «В бой идут одни старики», увидевший свет в 1974 году, «Офицеры», вышедший на экраны в 1971 году.
Картина «В бой идут одни старики», режиссёром которой был Леонид Быков, была признана лучшим художественным произведением о Великой Отечественной войне. Два знаковых фильма, а какие они разные по содержанию.
В одном чуть ли не восхваляют нацистских преступников, показывая их простыми людьми со своими слабостями и привязанностями, все они были, если верить их досье, отличными семьянинами, в другом показан подвиг советских людей, самых разных национальностей, спаянных настоящей мужской дружбой, готовых, не раздумывая, отдать жизнь за Родину, своих товарищей в смертельном бою с фашистской нечистью.
Сегодня каждый день гибнут десятки, сотни наших воинов, мы наблюдаем, как бомбят наши села и города, убивают мирных жителей, и как россияне будут относится к тем нелюдям, кто развязал эту кровавую бойню, неужели все забудется через 20-30 лет? И какая-нибудь талантливая личность создаст картину, в которой Зеленский, например, будет показан обаятельной душечкой, радеющей за свой народ, а бойцы батальона «Азов», кровавые палачи, нацисты – героями, патриотами своего Отечества, сражающимися за независимость своей Родины.
Разве такие картины как «Семнадцать мгновений весны», надо показывать сейчас, почему не демонстрируют по центральным каналам фильмы «Офицеры», «Они сражались за Родину»? Есть сотни патриотических фильмов, созданных за годы советской власти, на которых воспитывалось не одно поколение россиян. Сейчас же не снято ни одного фильма, где была бы отображена сегодняшняя битва между «добром» и «злом». Мы живём в каком-то виртуальном пространстве, все так же на экранах демонстрируют пошлые бездарные программы надоевших до тошноты шоуменов, зажимаются талантливые исполнители патриотических песен, такие как Шаман.
И у моих соотечественников возникает всё больше и больше вопросов – а что вообще происходит, почему лучшие сыны Отечества гибнут на фронтах, а сотни тысяч сынков «элиты» преспокойненько отсиживаются на Западе, пережидая сложные времена.
Кинематограф стал одним из главных идеологических фронтов. Режиссёр Владимир Агранович рассказал, почему нужно именно сейчас снимать как можно больше фильмов о специальной военной операции.
«Кино сейчас – культурный фронт. Это сильнейший инструмент влияния на человека. Если не снимать патриотические фильмы, люди будут смотреть то, что снимет враг. А что он снимет, мы понимаем», – заявил режиссер. Агранович напомнил, что мир изменился. И если раньше, кроме театров, книг и фильмов, не было ничего, сейчас есть социальные сети, и они позволяют быстрее производить контент. В связи с этим он призвал снимать кино о СВО именно сейчас.
Депутат Государственной Думы от партии «Справедливая Россия – За правду» Дмитрий Гусев заявил о намерении обязать в законодательном порядке телевизионные каналы и радиостанции транслировать не менее 25–30 процентов патриотического контента от общего количества выпускаемых программ. В интервью NEWS.ru Гусев отметил, что специальная военная операция почти ничего не изменила в вещании федеральных каналов – в эфире, «как и до СВО, преобладают развлекательные шоу».
Аналогичная ситуация, по его мнению, сложилась на федеральных радиостанциях, где в эфирах «мы не наблюдаем ни патриотических песен, ни соответствующих передач в массовом режиме».
«Специальная военная операция должна быть в сердце каждого жителя нашей страны. Для этого должны создаваться спектакли, фильмы, песни, телевизионные передачи, прославляющие наших героев. И они должны быть везде, на всех каналах вещания», – отметил парламентарий.
Думаю, что все здравомыслящие россияне согласны с этим мнением. Нам насущно необходимо формировать в сознании граждан именно патриотическую повестку, а культура и искусство – это мощное оружие, которое воздействует на умы и души людей.
Николай Лудников
В статье использованы материалы сайта живаяистория-россии.рф