Каждый, кто путешествует по необъятным российским просторам, будь то автомобилист, велосипедист, пассажир автобуса или пешеход, часто видит застывшие над сёлами почерневшие от времени кирпичные остовы храмов, продолжающие неумолимо разрушаться. По завершении эпохи храмоборчества эти здания в обедневших и обезлюдевших сёлах оказались на обочине жизни. Но нашлись энтузиасты, которые взялись за восстановление «порушенных святынь». Об одном из них наш сегодняшний рассказ.
Знакомьтесь, о. Владимир Левичев – настоятель сельского храма, расположенного в п. Ляли. Также о. Владимир является штатным священником в Свято-Вознесенском храме и руководителем медицинского отдела Сыктывкарской епархии. Свято–Вознесенский храм расположен в местечке Кируль – старейший из действующих храмов г. Сыктывкара и одно из самых старинных зданий этого города.
Родился Владимир в г. Мирном, это там, где космодром «Плесецк». Рос обычным школьником. Его отец служил офицером-телеметристом, начальником станции. В свои годы окончил Великоустюжское дорожное училище, строил мосты. А потом армия. В то время начался Карибский кризис, и срочников начали отправлять в военные училища, на курсы, готовиться к войне.
На то, как взлетают ракеты и отваливаются их ступени, обычно в Мирном ребятишки даже внимания не обращали. Запомнилось нашему герою, как его отец однажды сказал: «Сегодня запуск. Пойдём посмотрим?». Глядим в небо, а ракеты все нет. Как потом выяснилось, ракета взорвалась ещё возле земли. Были погибшие. С места, где всё случилось, мальчишки приносили в школу оплавленные сосульки из алюминия.
Как и многие его товарищи, Владимир хотел пойти в военное училище. Окончив школу, пробовал поступить туда, но не прошёл медкомиссию. И подал документы в Архангельский медицинский институт. К этому решению его подтолкнуло увлечение биологией. Поступил на врача–стоматолога.
Ещё в годы учёбы в медицинском институте он полюбил Достоевского. Выписывал евангельские цитаты из «Братьев Карамазовых», «Преступления и наказания» и из журнала «Наука и религия». И так по стиху, по отрывку, постепенно из кусочков студент-медик собирал Евангелие. А полностью его увидел, когда учился на пятом курсе института – дал почитать один товарищ. Оно было дореволюционным и пахло воском и ладаном – церковные запахи показались знакомыми и родными.
После института, в 1987 году, по направлению отправили в Коми. В это время его родители уже жили там. Во время интернатуры женился. Его супруга работала воспитателем в детском саду. Жили в Северном. В 1988-1989 гг. работал в Емве Княжпогостского района в ЦРБ стоматологом. А потом супруги перебрались в Сыктывкар.
По возвращении в столицу Республики Коми Владимир стал читать религиозную литературу. Первой была брошюрка с выписками из книги Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Всё, что прочёл, запало в душу. Решил креститься. В тот день крестилось ещё пятьдесят человек. Он чувствовал, что свершилось то, к чему он так долго шёл.
Стал ходить в храм. Работал в государственной поликлинике, затем в частной. Жили неплохо, но поймал себя на мысли, что хочется быть ближе к Церкви. Начал с духовного училища. Мысли стать священником ещё не было.
Училище окончил. Продолжал ходить в храм. Отец Николай (Размыслов) как-то шёл по храму, увидел моего собеседника и спрашивает: «Что ты, неприкаянный, всё ходишь, стоматолог? Иди рукополагайся лучше». На Казанскую о. Владимир стал диаконом.
Совмещал работу медиком и своё служение в храме. В 2018 году был рукоположен в иерея. Но прежнюю профессию ещё не оставил. Сначала на три четверти ставки работал, потом на половину. Быть священником и работать врачом стало труднее. И он изменил свою жизнь окончательно. Родственники уговаривали не глупить, не оставлять такую профессию, но желание служить Богу было сильнее.
– Вера влияла на вашу работу? – спросила я отца Владимира.
– Будучи врачом, молился за пациентов. Был случай в моей практике. Одному пациенту ничего не помогало – ни лечение, ни обезболивающие. А у меня дома икона целителя Пантелеимона. Стал я к нему обращаться. Через некоторое время выяснилось, что как раз в то время, когда я молился, пациенту стало лучше. Впоследствии уже и священником замечал: Господь слышит молитвы о больных. О том, что ушел из стоматологии, ни разу не пожалел, – делится с нами о. Владимир. – Нет ничего важнее на Земле, чем стоять у Престола Божия, служить Божественную литургию.
Не все батюшки любят исповедовать, а ему по сердцу говорить с людьми, выслушивать их. «Это сильно укрепляет веру, когда видишь, как человек искренне кается. Не только священник несёт веру людям, но и люди священнику. В общем, я сейчас на своём месте»,– говорит батюшка Владимир.
Вот такой путь прошел наш священник от врача к служителю Бога. Служит в поселке Ляли с 2019 года. Понемногу, общими силами, молитвами людей, приходящих и приезжающих с разных уголков Республики Коми, храм восстанавливается.
Вот ведь как бывает в жизни. Уехал с нашего города врачом, и Богом был возвращен в наш район уже настоятелем сельского храма.
Ольга Деменкова