Обитель на Бавыкиной горе

Николо-Бавыкинский монастырь стоит на высоком берегу реки Пары

Отправляясь в небольшой городок с чудным названием Сапожок в Рязанской области навестить мою студенческую подругу Светлану, мы с сестрой Олесей даже не подозревали, что поездка получится паломнической.

Нам хотелось побывать там ещё и потому, что это родина нашего с Олесей деда. Как столь близкими оказались семейные корни двух студенток Сыктывкарского госуниверситета, четыре года проживших в одной комнате, – не спрашивайте, вопрос не к нам.

В Сапожке и вокруг него много удивительных мест. Сегодня это рабочий посёлок. Основан он был 400 лет назад как пограничный городок (предположительно, по велению Бориса Годунова) и к концу XVIII века при личном участии императрицы Екатерины II стал административным, экономическим и культурным центром огромного по территории и населению (около 230 тысяч человек) Сапожковского уезда. В уезде было около 600 (!) фабрик и заводов, 60 земских школ.

От пограничного прошлого остался чудом сохранившийся сторожевой дуб, он возвышается посреди огромного поля. От уездно-купеческого – несколько старинных особняков.

О дубе нужно рассказывать отдельно. Здесь упомяну только, что с ним связана история Филиппового родника – источника, названного в честь местного жителя Филиппа, который «возлюбил молитву и подвижническую жизнь». Ему был дан знак «удалиться в пустыню», и он поселился отшельником в землянке с видом на тот самый сторожевой дуб. Недалеко от него растёт вековая ива (осокорь), из-под её корней бьёт ключ чистейшей воды. Филипп сделал сруб, на иве повесил полотенце, икону и железную кружку. К роднику потянулись люди – и уже больше ста лет приезжают сюда из разных мест за исцелением душевных и физических недугов. В 2017 году родник и построенная рядом купель были освящены в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В самом Сапожке до революции было пять православных храмов. Сегодня действуют два: Никольский и Крестовоздвиженский, им около ста лет. А в Сапожковском районе, неподалеку от села Кривель, расположено подворье московского Данилова монастыря – скит преподобного Сергия Радонежского.

Вот туда, в скит, мы и ехали с сестрой. Но не доехали.

Жара стояла в тот день не то чтобы совершенно невыносимая, но близко к тому. Что, впрочем, обычно для рязанского лета. Поэтому мы решили переждать самый солнцепек и выбрались из дома довольно поздно, часов около четырёх. На своей машине до скита – минут двадцать. Сестра – владелец транспортного средства, рулевой и штурман в одном лице, я в качестве пассажира и единомышленника. Едем. До скита остаётся минут пять. Небо. Поля. Дорога. По дороге навстречу идёт монах, тянет сумку на колёсиках. Переглядываемся с Олесей, она останавливает машину. Спрашиваем монаха, куда его подвезти. Говорит, что до Сапожка. Разворачиваемся и едем обратно, уже втроём, с братом Иаковом.

В Сапожке выясняется, что ему на самом деле нужно дальше, в какой-то монастырь (никак не можем разобрать, в какой именно). Хочет успеть на вечернюю службу в пять часов. На часах половина пятого. Переглядываемся и едем в неизвестный монастырь по указаниям пассажира. Однако по пути выясняется, что дорогу он представляет смутно, а название монастыря произносит так, что разобрать невозможно. Включаем навигаторы и мозги и наконец доезжаем до стрелки-указателя с названием «Николо-Бавыкинский монастырь». Пытаемся выяснить, сюда ли направляется наш загадочный пассажир. Проезжаем мимо. Возвращаемся. Едем по стрелке.

Как выдержали эту поездку моя героическая сестричка и её не менее героическая машинка, сколько приключений с риском для жизни было по дороге и как мы из них выбирались – пусть история об этом умолчит. Скажу только, что указатель был рассчитан на тех, что добираются к монастырю мотоциклом, велосипедом или пешим ходом. Дорога напрямик с таким транспортом – от 5 до 20 минут. Мы добирались два часа – с молитвами и Божьей помощью. Увы, на вечернюю службу брат Иаков не попал.

Вся невероятная красота Николо-Бавыкинского монастыря открывалась перед нами постепенно – после того как мы умылись, помолились св. Николаю Чудотворцу, напились чаю с финиками и пастилой (шёл Петров пост) в компании брата Иакова и настоятеля монастыря игумена Павла. Жара спала, можно было дышать, можно было не думать о безумной дороге, и мы увидели мир вокруг.

Монастырское подворье

Монастырь стоит на высоком берегу реки Пары. Вид сверху открывается сказочный. Впрочем, сказка была просто разлита вокруг. От самого монастыря сохранилась только колокольня – как сказочная башня, обитель заколдованной царевны. Рядом маленький деревянный храм – настоящий теремок, в котором найдётся приют любому усталому путнику. Рядом с церковью растёт вековой дуб. Отец Павел подвёл нас поближе, и мы разглядели в ветвях цепь и учёного кота. Золотая рыбка тоже была, Обитель на Бавыкинской горе да не одна, а тысячи: на обратном пути мы увидели множество прудов, в которых разводят парского карпа – знаменитую породу товарной рыбы.

Игумен Павел, гостеприимный хозяин этого сказочного места, рассказал нам о драматичной истории Николо-Бавыкинского монастыря. Он расположен не в Сапожковском, а в соседнем, Сараевском районе. Основан монастырь был во второй половине XIX века в д. Бавыкино. Отсюда вторая часть его названия. А первая связана с историей чудотворной иконы.

Монастырский дуб и кот учёный
Икона свт. Николая Чудотворца

«Около четырехсот лет назад в лесу на склоне Бавыкиной горы, что находится в двух верстах от села Большие Можары (тогда Сапожковского уезда), местные жители нашли образ святителя Николая Чудотворца. Икона была обнаружена на роднике в день Святого Духа. Там же стали происходить первые чудеса. Весть о необычной находке вмиг облетела окрестные селения, и люди в великом множестве стали приходить к источнику» (сайт «Храмы Рязанщины»).

Чудотворная икона уцелела: она хранилась в семье одного из местных жителей и в 2007 году была передана в новооткрытый Николо-Бавыкинский мужской монастырь. А до революции обитель была женской. К 1915 году количество сестёр составляло 189 человек. Для их проживания имелись два каменных двухэтажных корпуса, 15 небольших деревянных, за оградой располагались дома духовенства, гостиницы и скотный двор.

В 1918 году сестры были насильно выселены из обители. Сколько трагических личных историй кроется за этой фразой…

После официального закрытия монастырь был разорён и разворован, его имущество и ценности конфискованы. На месте обители была организована коммуна «Заря Свободы».

С 1918 по 1971 год в зданиях монастыря располагались различные учебные заведения. А монастырские храмы и келейные постройки приходили в запустение и разрушались. В начале 60-х годов ХХ века монастырский Никольский собор полностью уничтожили. От всей обители осталась одна полуразрушенная колокольня, которую, как ни пытались, взорвать не смогли. Правда, сохранились ещё стены двух зданий: домового храма в честь преподобных Сергия и Никона Радонежских и здания келейного корпуса. Колокол же, снятый с колокольни, был вывезен в соседнее село, где долгое время стоял около местного клуба…

Но вы помните, что Николо-Бавыкинский монастырь – сказочное место? Обитель пробудилась, как спящее сто лет королевство. В 2007 году монастырь был вновь открыт – уже как как мужской. Его первый настоятель игумен Гурий (Покровский) из приобретённого жилого дома оборудовал домовый храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В 2011 году настоятелем был назначен игумен Павел (Удовенко). Постепенно монастырю были возвращены колокол и уцелевшие фрагменты зданий. Сейчас здесь ведутся посильные восстановительные работы. В них участвуют неравнодушные добровольцы, студенты, школьники.

Оксана Беляева, брат Иаков, игумен Павел (Удовенко)

Пока братия состоит из двух человек: игумена и благочинного монастыря, но верится, что время запустения и разрухи для Николо-Бавыкинского монастыря осталось в прошлом. Обитель усилиями братии и помощников-добровольцев постепенно возрождается. Как возрождается и святой источник на Бавыкиной горе.

«Приезжайте в брюках, заберётесь на колокольню, позвоните в колокол! Литургия будет, а потом погуляете вокруг, посмотрите. Приезжайте!» – приглашал отец Павел. Не получилось, к сожалению. Но в том, что когда-нибудь получится, не сомневаюсь. Это не было паломнической поездкой.

Это не было и дорогой к Богу – но это было дорогой с Богом. От начала до конца – от остановки, чтобы подвести странствующего монаха, до возвращения домой мимо зеркальных озёр в розовом тумане – это было Его ответом на очень важные для нас вопросы.

P. S. Если соберётесь в Николо-Бавыкинский монастырь, не ищите коротких путей, поезжайте нормальной асфальтированной дорогой, в объезд. Хотя…

Оксана Беляева

Фото автора и группы в соцсети «ВКонтакте» «Николо-Бавыкинский монастырь»

«Колокол Севера» №3(116) июнь 2024 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *