«Нельзя пытаться улучшить жизнь тела в ущерб душе»
Впервые с литературой по восточным философским учениям я столкнулся с Киеве, в далеком 1989 году. Вместе с товарищами мы приехали туда из Ухты посмотреть на показательные выступления сборной Северной Кореи по тхэквондо. На стадионе «Динамо» выступали корейские спортсмены, в переходе между Дворцом спорта и стадионом стояло несколько странно одетых молодых парней, которые раздавали прекрасно оформленные книги, на обложке которых было написано: «Бхагавад-гита».
Я уже знал о существовании этой книги, поэтому взял из любопытства у одного из кришнаитов, так они себя называли, для того, чтобы подробнее ознакомиться с содержанием этого известного философского учения. Скажу откровенно, книга меня не увлекла, уж больно заумно и скучно было там все изложено. Прочитав несколько десятков страниц, я навсегда отложил ее на полку, а через несколько лет выкинул на помойку.
Единственное что заинтересовало меня в этом труде – физические асаны для совершенствования тела. Многие упражнения мы взяли тогда на вооружение и применяли в качестве растяжек, перед спаррингом в каратэ. Пробовал в свое время я заниматься и китайской дыхательной гимнастикой Цигун, однако глубоко входить в эти практики побоялся, интуитивно понимая, что все они преследуют что-то другое, небезопасное для моего духовного самочувствия.
Спустя несколько десятилетий, уже умудренным взрослым человеком я в полной мере осознал, насколько правильным был мой отказ тогда от следования чуждым нашей культуре и православным традициям, практикам.
В чем же опасность увлечения эзотерическими практиками Востока для неискушенного человека? Чтобы ответить на этот вопрос полно и профессионально, мало одних теоретических знаний и интуиции, надо досконально знать эти учения, а значит пройти определенные степени посвящения и испытать многое из предлагаемого на себе, пропустить через свое сознание и душу. Естественно у меня не было такой возможности, да и желания, поэтому в написании данной статьи я буду ссылаться на человека, чей авторитет в этих вопросах признан всеми православными специалистами, на Джозефа Магнуса Фрэнгипэни. Он долгие годы посвятил изучению эзотерических практик и сумел вовремя остановиться, придя в Православие.
В детстве дедушка Магнуса отдал в католическую школу для мальчиков. Там мальчик регулярно посещал службы и часто читал Библию. Профессор психологии познакомил его с самогипнозом, так он начал познавать тайны медитации и не заметно для себя отверг Бога.
Путешествуя по миру, он попал в Тибет, где невинное на первый взгляд занятие, приобрело очертания страсти и тяжелого порока. Медитировать он стал регулярно и не заметил, как первоначальный «безвредный» интерес к йоге и медитации утвердился в привязанность. Тогда он еще не знал, что тибетский буддизм происходит от шаманской религии Бон и что в него включены астрология, колдовство и другие оккультные практики. Он штудировал мистическую и эзотерическую литературу, которая попадала ему в руки, всегда носил в заднем кармане томик Бхагавад-гиты и читал работы Парамахансы Йогананды.
Погружаясь всё больше в источники и понятия восточных религий, страстно желая проникнуть в бардо – промежуточное измерение между духовным и материальным мирами, – Джозеф Магнус принялся за изучение «Тибетской книги мертвых». Он приобрел репутацию гадателя по картам Таро, обучал йоге и стал инструктором по управляемым медитациям.
Все эти занятия все дальше и дальше уводили его от Христа.
«Отделенный от Бога – Источника жизни, – пишет архимандрит Захария в книге «Сокровенный человек сердца», – человек может уходить только в себя… Постепенно он опустошается и развращается».
В буддизме Бог, душа, личность – это иллюзия, которую надо преодолеть, отбросить, разрушить.
В Православной Церкви, наоборот, душа и тело получают исцеление. Буддизм учит, что ничто не имеет внутренней ценности. Церковь учит, что всё сотворенное Богом имеет внутреннюю ценность, включая и человеческое тело. Для православных христиан всё – даже страдание – является тайной дверью, проходя которой, мы встречаем Христа и через это обнимаем друг друга.
Что такое йога? Что такое энергия кундалини?
Буквальное значение слова «йога» – «узы, связь».
Все направления йоги взаимосвязаны, как ветви дерева с корнями, снисходящими в те же области духовного мира. Это отражено в древних книгах Бхагавад-гиты и Йога-сутрах Патанджали. Конечная цель йоги – разбудить энергию кундалини, свитую в основании позвоночника в виде змея, и это приведет в состояние, позволяющее познать Тат Твам Аси (То Ты Есмь).
Через йогу мало-помалу приобщаются к Шакти, супругу бога Шивы, к которой йоги обращаются как к «божественной матери», «темной богине», связанной с другими основными индуистскими божествами. Таким образом, йога – это не просто аэробика или гимнастика. Ко всей этой системе абстрактных движений и поз прилагаются бхаяны и киртаны – языческие эквиваленты православных христианских акафистов, а к индуистским богам – также мантры, являющиеся «сакральными» формулами.
Как йога связана с индуизмом?
Честно говоря, индуизм не является единой религией. Это термин, которым британцы назвали различные культы, философские школы и шаманские религии Индии. Йога выполняет функцию миссионерского рычага индуизма за пределами Индии. Йога находится под зонтиком индуизма и по многим причинам выполняет функцию миссионерского рычага индуизма и эпохи Нью Эйдж за пределами Индии.
Чем опасно безоглядное занятие различными экзотическими духовными практиками?
Можно плавать легко и беззаботно в неведомых водах. Но, не зная о приливах и особенностях этого района, можно попасть в беду. Тебя может унести подводное течение. Ты можешь пораниться о невидимые скалы, подхватить неизвестную инфекцию или отравиться. Когда мы ныряем в океане, нас может привлечь яркая, пестрая или интересная рыба, но самые пестрые и экзотичные – самые ядовитые и смертельно опасные
Так случается и в духовной жизни.
Позы йоги не нейтральны. Все классические асаны имеют духовный смысл. Поэтому практикуя вроде бы безвинные занятия самостоятельно или с инструктором, тем самым мы подготавливает себя к чему-то серьезному и гораздо более опасному, чем кажется на первый взгляд. Ибо принимая, соглашаясь внутренне с одним, мы незаметно принимаем в себя и коварную опасную сущность, которая неминуемо овладеет твоим телом и душой.
Думать о йоге, что это просто физкультурное движение, равносильно тому, что «говорить, будто крещение – это просто упражнение под водой», – пишет Свами Парам, представитель ашрама Академии классической индуистской йоги и дхарма-йоги в Манахавкин (штат Нью-Джерси).
В церковной агиографии и иконографии мы почитаем святых – реальных людей, живших праведно перед Богом, приобщившихся и продолжающих приобщаться к Его свету и любви – и просим их заступления. Идолы же, как пишет отец Михаил Помазанский, это «образы ложных богов, и поклонение им есть поклонение демонам или воображаемым существам, не имеющим бытия; и таким образом, по существу, это поклонение безжизненным объектам».
Мы должны помнить, что, как пишет апостол Павел: «…Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12).
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6: 14–16).
Йога – это психосоматическая практика, взаимодействие между разумом, телом и духом (духами). Мы должны помнить, что слово «йога» значит «иго» – деревянное перекрестие, возлагаемое на шею животных и присоединенное к плугу. Помните, что апостол Павел предупреждает нас: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?».
Популярные формы гимнастической йоги опасны и могут нанести вред практикующему.
В своей книге «Семь школ йоги» Эрнест Вуд предваряет описание хатха-йоги такими словами: «Я должен обратиться к некоторым практикующим хатха-йогу со строгим предупреждением. Многие люди получили неизлечимые болезни и даже сошли с ума, потому что делали упражнения йоги без приведения души и тела в надлежащее состояние. Книги по йоге полны таких предупреждений. Например, Геранда Самхита объявляет: «…Если некто начнет упражняться в жаркую, холодную или дождливую погоду, то это приведет к болезни; также если нет умеренности в пище и желудок более чем наполовину наполнен тяжелой пищей…».
«Хатха-йога прадипика» говорит, что устанавливать контроль за дыханием нужно постепенно, «как приручают львов, слонов и тигров», в противном случае «экспериментатор будет убит»; а при любых ошибках возникают кашель, астма, головные боли, боли в глазах и ушах и многие другие болезни». Вуд заключает свои предупреждения о позах и дыхании словами: «Я должен ясно сказать, что я не рекомендую эти упражнения, так как считаю, что хатха-йога очень опасна».
Если православный христианин хочет поупражняться физически, то можно плавать, бегать, ходить или делать гимнастические упражнения, можно заняться аэробикой, фитнессом. Это безопасные альтернативы йоге. Также мы можем совершать земные поклоны перед Богом. Церковь не хочет сделать нас нездоровыми или несчастными. Мы должны доверять предписаниям Матери-Церкви и следовать им в той степени, как можем и как дает благодать Божия. Нельзя пытаться улучшить жизнь тела в ущерб душе.
Как православные христиане, мы знаем, что действия нашего тела, такие как поклоны, и крестное знамение, имеют влияние на состояние нашей души перед Истинным Богом. Зачем нам пытаться копировать телесные действия, которые в течение многих веков были напрямую связаны со служением демонам? Такие действия имеют серьезные последствия для души и тела, принадлежащих Христу.
«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16).
Николай Лудников.
В статье использованы материалы книги Джозефа Магнуса Фрэнгипэни «Скрытое пламя: православный взгляд на йогу».
КС №3(68) 2016 г.