Просыпаюсь с радостью в сердце – мне сегодня исполняется 65 лет! Лежу в предвкушении юбилейного завтрака, ожидаю коньячного тоста за мое здоровье и счастье. Но дочь Надежда и ее муж Александр приготовили мне праздничный сюрприз. Сначала зачитали стихи, из которых я понял, что застолье начнется только в 17-00, а сначала все мы поедем в туристическую поездку. Пункт назначения от меня держится в секрете, я просто приглашен в машину, и мы стартуем. Прекрасная солнечная погода, шуршит под колесами асфальт, а меня просто радует таинственность замысла моих ближних.
Только через два часа езды я увидел на обочине указатель «Введено-Оятский женский монастырь». О нем я немного читал, в этой обители похоронены родители преподобного Александра Свирского – схимонахи Сергий и Варвара. По асфальтовой дорожке подходим к воротам монастыря, на входе читаем стенд, посвященный истории обители, который выполнен фундаментально и отвечает паломникам на многие вопросы.
В ранних названиях монастыря присутствовало прилагательное «Островной», потому что его территория при разливах реки Оять полностью отрезалась от большой земли. Известна обитель с XV века, но потом была разрушена большевиками, святой источник оказался завален, родительская гробница была уничтожена, храм разобрали даже на метр вглубь земли. Восстановление святыни началось только в начале 90-х годов, а 27 декабря 1993 года решением Священного Синода монастырь был открыт. Это был первый открытый после долгих лет запустения монастырь в Санкт-Петербургской епархии.
Первой настоятельницей его стала монахиня Фекла – в миру Лидия Александровна Коняшова. Первые годы восстановления обители насельницы жили в тяжелых условиях: холод, отсутствие воды, элементарных удобств, скудость во всем. Вот как в своих воспоминаниях, сохраненных в истории, рассказывала об этом времени матушка Фекла: «В 1991 году разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт- Петербурга для ведения подсобного хозяйства. Летом прихожане собора, среди которых была и я, приехали для посадки картошки. Выполнив работу, все уехали. А я не смогла, я осталась. Потом поехала в город и попросила благословения у владыки Иоанна, чтобы здесь была женская обитель. Чтобы сюда смогли прийти те, кому будет очень и очень трудно... Не все, конечно, гладко шло. Воду нам перекрыли по трубам, ее не стало. Но люди говорили, что когда-то здесь был источник. Он иссяк, по какой-то при- чине вода ушла. Мы стали молиться, чтобы Матерь Божия нам воду дала. И действительно, совершилось чудо. Источник задышал, и пошла вода. Сразу же в Оять приехали «деловые» люди и стали фасовать святую воду в бутылки, а монастырь от источника «отодвинули». Однако, директор «разливочной» в Ояти как-то скоропостижно скончался, и предприятие развалилось. Источник вернулся Введено-Оятскому монастырю».
На территории монастыря расположен красивейший Введенский храм, над гробницами святых Сергия и Варвары, выполненными из карельского гранита, возведена каменная часовня, возле нее величественно возвышается колокольня, на которой радуют насельниц и паломников своим звоном семь уральских колоколов. На месте разрушенного Богоявленского храма установлены памятный крест и мраморная книга, в которой пере- числены все имена братии монастыря, обнаруженные при работе с архивами и другими письменными источниками за период с XV до XX века. Читая эти надписи, невольно ощущаешь, как здесь поддерживается духовная связь времен и какой крепкий фундамент заложен для вечной памяти о людях, создавших историю обители.
Самым замечательным подарком для меня оказалось то, что мы приехали в монастырь 28 июня, когда здесь отмечалось главное монастырское событие: день памяти преподобных Сергия и Варвары, который, таким образом, совпал с моим днем рождения! Я с удивлением узнал из истории праздника, что именно в этот день родился и сам св. Александр Свирский, так что я Божьим промыслом неожиданно обрел еще одного своего небесного покровителя.
Естественно, в обители в этот день совершалась праздничная служба, после нее прошел торжественный крестный ход, в который мы своей родственной группой с радостью влились. Наше особое внимание привлекла монахиня-звонарь, которая забралась на огромную высоту и звонила в колокола волшебно и вдохновенно. Эта «тетя» больше всех заинтересовала нашу внучку Дашу. Она, не отрываясь, смотрела вверх, позволив нам запечатлеть на фото ее сказочное состояние.
После крестного хода в одном из корпусов монастыря мы посетили выставку архитектора А. П. Аплаксина, по проекту которого в 1910 году в обители был построен собор Богоявления Господня, впоследствии уничтоженный большевиками. Благодаря четким чертежам, выполненным А. П. Аплаксиным, удалось найти место упокоения святых Сергия и Варвары. Еще поражают объем и многообразие проектов, выполненных этим архитектором за одно десятилетие своей творческой деятельности. Этот список насчитывает более 50 работ, среди них – церкви, монастырские подворья, часовни, дома церковных причтов. В музее мы осмотрели массу прекрасно сделанных макетов. Уверяю вас, что ни одного, похожего чем-то на другое, здания нет, каждый проект индивидуален и неповторим.
Далее наш путь лежал к целебному минеральному источнику, расположенному за оградой монастыря на расстоянии около 500 метров. Над ним построена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и купальня для желающих омыться святой водой. Рядом плещется небольшое озерцо, в котором можно окунуться с головой. Ввиду его мелководности это наиболее успешно удалось сделать маленькой Даше, ей процедура так понравилась, что всем нам с большим трудом удалось оторвать ее от этого занятия, плач ребенка заглушал все окрестные звуки. На счастье, к нам подошла местная миролюбивая кошечка, которая отвлекла Дашу и даже позволила подергать себя за хвост.
А я пошел омываться в купель с душем. Сначала была раздевалка. А потом душ, оформленный в современном стиле, технически оснащенный и блестящий. Открыв душ, я испытал шок, на меня мгновенно обрушилась мощная струя холоднейшей воды, она была несколько соленая на вкус и как-то по-особенному обжигала кожу, но вскоре ощущения стали приятными. После душа мы набрали воды в бутылочки.
На обратном пути обменивались впечатлениями. По дороге пообедали в придорожном «Деревенском ресторане», где меня зять угостил настоящим молоком с вкуснейшей выпечкой. При заведении, оформленном в старинном стиле, мы понаблюдали сельский зоопарк: в загонах паслись куры, гуси, утки и поросята различных пород. Счастливые и сытые, мы вернулись домой, чтобы продолжить мой праздник уже в чисто семейной обстановке. При выходе из монастыря какой-то добрый мальчишка подарил нам образок св. Александра Свирского. Я подвесил его над праздничным столом, прочел святому молитву в честь нашего общего дня рождения, чтобы ощутить его присутствие сквозь разницу наших возрастов, а разница эта составляет всего 501 год! Радуйся, преподобне Александре, отче наш!
Александр Захаров.
Фото автора.