В Воскресенском кафедральном соборе Вологды обнаружена копия знаменитой «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Она расположена в алтарной части и выполнена по православным канонам. Специалисты датируют ее серединой XIX века. В росписи бросаются в глаза расхождения с оригиналом. Так, художник облачил Иуду в одеяние другого цвета.
Эта фреска так и осталась бы скрытой от посторонних глаз, как это было на протяжении многих десятилетий. Со времен советской власти в здании собора размещалась областная картинная галерея. Но летом прошлого года памятник XVIII века был передан в собственность Вологодской епархии. Сейчас здесь готовятся к реставрационным работам. Мастера уже демонтировали деревянные панели, служившие ширмой для демонстрации картин, и обнаружили фрагменты храмовой живописи. Специалисты уже говорят – это настоящая находка.
«Я думаю, это очень интересная работа, и с этим открытием можно поздравить вологодских коллег. Потому что это произведение хорошего уровня, высокого художественного качества, относящееся к середине XIX века. Этому художнику удалось не просто механически повторить композицию Леонардо, но и внести свой оттенок отношения. Действительно, в этой композиции есть своя привлекательность, владение колоритом, мастерство композиционного построения, которое повторяет памятник. Его не столь легко повторить, для этого необходимо обладать высоким уровнем мастерства», – отметила главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.
Практика копирования произведений живописи, и в первую очередь, произведений мастеров эпохи Возрождения, сложилась в России еще в XVIII веке. Русские художники ездили в Италию, видели эти памятники воочию. Предположительно, фреска была создана при обновлении собора в середине XIX века, когда его расписывал ярославский мастер Александр Колчин. Случай это редкий – даже специалисты называют только одну фреску в российских храмах, копирующую картину великого Леонардо.
«Если вы зайдете, например, в Казанский собор в Петербурге, то там в алтарной абсиде будет ещё одна композиция по Леонардо самого начала XIX века. То есть такие вещи встречаются, собственно, это и связано с программой Петербургской академии художеств, которая с XVIII века приучает художников обращаться к классическим композициям», – подчеркнул профессор МГУ имени Ломоносова Владимир Седов.
Сейчас в Воскресенском соборе приступают к экспертизам, планируют провести всесторонние исследования. Все работы будут согласованы со столичными специалистами, поскольку собор – памятник федерального значения.
Россия-Культура