Сколько благодатных мест в России! Приезжаешь в деревеньку или старинное село, и вдруг все, что так тревожило и даже будоражило в городе, отступает на второй план. Неповторимость русского пейзажа, где обязательный атрибут – это большой красивый храм, удивительный воздух, от которого даже кружится голова, и неспешность здешнего жития уже действуют как лекарство. Одним из таких мест, где исцеляешься душой и телом, смело можно назвать поселок Нижнеивкино в Кировской области.
Сюда мы приехали, чтобы подлечиться в знаменитом одноименном санатории, известном своими минеральными водами и целебной грязью. И были просто поражены красотой этих мест.
История церкви – история страны
Первое, что видишь уже издалека – это огромный храм Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко постройки XVIII–XIX века. Хотя поселение и церковь, без которой в стародавние времена русский человек себе жизни не представлял, в этих местах появились гораздо раньше. Еще с XV–XVI веков в Нижнеивкино были женский и мужской монастыри, располагавшиеся на левом берегу реки Ивкины. В память об этом до сих пор стоят крест и табличка. Уже пять веков назад монахи знали о лечебных свойствах местной минеральной воды. На целебные источники люди приезжали издалека. Местные крестьяне, опасаясь, что у них отнимут землю, не раз засыпали источники камнями, но они вновь пробивались на поверхность.
Драматична и история церкви в Нижнеивкино. Первые сведения относятcя к XVII веку. Деревянный храм был воздвигнут в 1689 году подле речки Ивкины во имя святого Модеста, архиепископа Иерусалимского. Спустя тридцать лет их даже стало два. Храмы разбирались, горели, перестраивались. В 1776 году епископ Лаврентий подписал храмозданную грамоту на строительство в этих местах большой каменной церкви, главный престол которой был освящен во имя Рождества Божией Матери в 1792 году. Последнюю перестройку храм претерпел в 1854 году, и уже в этом виде нижнеивкинская церковь встретила суровые революционные годы.
К слову сказать, в 1914 году в местном при- ходе было 875 дворов, в которых проживали 3094 мужчины и 3266 женщин. И никто не смог защитить дом Божий от разорения в 1930-е. Со- хранились свидетельства очевидцев тех трагических событий. Вот как рассказывает об этом раба Божия Лидия в брошюре, посвященной истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнеивкино: «Вся утварь церковная, иконы, книги были выкинуты в разбитые окна. Всё это, надсмехаясь, топтали ногами, а затем сжигали. А если кто-то брал икону домой или возмущался этим дьявольским делом, то его наказывали. Нельзя было ничего говорить. После разгрома церкви решено было хранить в ней зерно. Его таскали в мешках и заваливали в алтарь.
Со временем здание храма переоборудовали под больницу.
Когда в поселке была построена новая больница, над алтарем сделали трехэтажную надстройку, где расположились процедурные кабинеты, а под самым крестом – клуб. Чтобы разрушить колокольню, вандалы поставили брёвна-распорки в её окна. Облили их бензином и подожгли. Но просчитались: упала только верхняя боковая часть. Вот такой, покосившейся, колокольня стояла много лет. Потом в ней были оборудованы бани, а затем – котельная больницы».
И только в 1994 году ситуация начала меняться к лучшему. Тогда еще архиепископ Хрисанф, возглавлявший Вятскую и Слободскую епархию, направил в Нижнеивкино отца Стефана Вовчок. И батюшка смог объединить прихожан и начать реставрацию поруганного храма.
Встреча
С удивительной и трагичной историей местной церкви мы познакомились, прочитав брошюру, приобретенную в санатории. Сейчас ведь всё к услугам отдыхающих. В «Нижне-Ивкино», не надевая верхнюю одежду, можно и все процедуры пройти, и магазины посетить, и даже требы в Нижнеивкинская купель церковной лавке заказать. Но мы, конечно, не могли этим ограничиться и расспросили женщину в лавке, узнали телефон настоятеля и договорились об интервью.
Вблизи колокольня показалась просто огромной. Храм каменный, большой, просторный. Внутри пока тихо, только несколько женщин присматривают за свечами. До службы – еще целый час. А мы в трапезной – с отцом Стефаном, который уже более 30 лет служит на Вятской земле. Слушать батюшку одно удовольствие. Родом он с западной Украины, из закарпатского села Нижний Быстрый, и свой неповторимый акцент не утерял до сих пор. Говорит негромко, размеренно, и тебе словно передается какое-то удивительное спокойствие, мир душевный.
– У меня отец, как святой Спиридон Тримифунтский, был пастухом. Я всегда в церкву ходил. В Закарпатье – не как в России... Там ты никого не увидишь в церковный праздник или в воскресенье с лопатой и граблями на огороде, все на службе. Русины там живут, – с гордостью рассказывает батюшка. – Там ни один храм люди не дали разрушить. У каждой хаты стоит Распятие Христово. Все люди молятся. Никто не посмеет над этим смеяться.
После окончания лесотехникума и женитьбы отправился он на заработки в Кировскую область. Но и там храма не оставлял. Отработает в субботу, помылся, оделся и в Киров, в Серафимовскую церковь на службу. Там и приметили паренька священники. И стали предлагать учиться в семинарии, выбрать путь духовный. Не сразу решился на такой важный шаг Стефан. Но к Богу он всегда стремился и привык к батюшкам прислушиваться, согласился. Полгода был послушником в церкви, потом его рукоположили во диаконы, а затем и в священники. Окончил духовную семинарию в Сергиевом Посаде.
Начинал он служить в Слободском. Затем получил приход в Нолинске. Здесь священника ждали серьезные испытания. Храм запущенный, стены закрыты сеткой, покосившийся забор в колючей проволоке. Тюрьма, да и только. Отец Стефан тут же освободил храм от сетки и про- волоки. Потихоньку начали все ремонтировать, а потом и художников пригласили, чтобы иконостас и стены расписать. Ну и, конечно, молились за каждой службой. Время тогда было советское и отношение к религии настороженное. Всем, кто желал крестить ребенка, полагалось предъявлять паспорта, а данные записывались в храме. Отец Стефан решил сломать эту порочную традицию. После проповеди объявил, что в его церкви у родителей паспорта спрашивать не будут. И в храм в Нолинске началось настоящее паломничество со всей области. Это сильно властям не понравилось. А тут еще энергичный батюшка колоколами обзавелся и давай по воскресеньям звонить. Вызвали в горком партии. Но отец Стефан не робкого десятка. Сразу потребовал: «Покажите мне закон, который запрещает звонить в колокола». Пришедшие его судить начальники опешили и не знали, что сказать. Нет такого закона действительно.
Немало пришлось претерпеть отцу Стефану от властей и людей, непримиримо настроенных к вере православной. Угрожали и утопить, и посадить. И даже дело пытались уголовное завести о якобы краже иконы из храма. А образ, оказывается, захожанин прихватил, понравился ему святой Александр Невский. Кстати, посмевший взять икону из церкви сам чуть жестоко не поплатился, только что крещеный ребенок начал сильно болеть. Батюшку позвали, так и вскрылся страшный грех, который взял на себя мужчина. Но Господь отца Стефана без помощи не оставлял.
А в 1994 году засобирался было батюшка на Родину, но владыка не благословил, убедил его, что он здесь нужен. И направил в Нижнеивкино.
И опять батюшке пришлось все начинать сначала. В здании церкви был спортзал, в колокольне котельная дымила, как крематорий. Так что служить приходилось в сарае, жить у прихожан. И местные жители восприняли деятельность нового священника в штыки: «Зачем нам церковь? Нам работа нужна». Но со временем все встало на свои места. И церковь стоит, служба идет, и санаторий процветает.
Бог в помощь!
Сейчас в поселке живет около трех тысяч жителей, они и работают в известной уже на всю Россию здравнице «Нижне-Ивкино». Удивительный местный климат, минеральная вода трех видов и грязи – вот какими богатствами Господь наделил эту землю. Сам санаторий в этом году отметит свое 45-летие.
И каждый, кто сюда приезжает, поневоле проникается особой духовной атмосферой этого места. Прогуливаешься по огромному парку – слышишь колокола, приходишь к незамерзающей заводи покормить уток – тоже местная достопримечательность – и видишь часовенку святого Димитрия Солунского и купель, где совершают погружение на Крещение Господне.
В настоящее время в Нижнеивкино восстановлены колокольня и частично Богородичный храм, отреставрирована центральная часть церкви, установлены новые купола и обновлена наружная отделка.
Конечно, до процветания местному храму еще далеко, прихожан мало, средств на ремонт не хватает, но верится, что по молитвам таких батюшек, как отец Стефан, пошлет Господь еще помощников и засияет Богородичная церковь в Нижнеивкино. В брошюрке, посвященной храму Рождества Пресвятой Богородицы, протоиерей Стефан Вовчок обращается к читателю и словно ко всем нам: «Пришло то время, когда уже не стоит надеяться на власти, нет хозяина на этой земле… пора самим наводить порядок там, где мы живем, никто за нас это не сделает».
Вероника Лудникова
Фото Николая Лудникова