«Днесь торжествует град Владивосток»

храм1«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое...» – эта молитва известна каждому православному христианину. С тех пор как я вернулась из поездки на Дальний Восток, в своем утреннем правиле с этой молитвой всегда обращаюсь к иконе с удивительной судьбой – Порт-Артурскому образу Пресвятой Богородицы.

История иконы вместила в себя многое: любовь и заботу Пречистой о нашей стране, открытость простого человека Божиему призыву, русскую недоверчивость и упование на авось, человеческие трагедии, жертвенность русского народа… А началась она в далеком от нас 1903 году.

В Киево-Печерскую Лавру из Бессарабии пришел поговеть паломник Федор. Отношения между Россией и Японией были очень напряженными, и Федор, бывший матрос, участник Севастопольской битвы, истово молился за русский флот в Порт-Артуре. Молитва, видимо, шла от сердца и была настолько горяча, что в тонком сне ему явилась Богородица. Она стояла спиной к морю, стопами попирая острые мечи, в руках держала плат с Нерукотворным Образом Господа Иисуса Христа, с двух сторон Ей предстояли Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил, над Ней ангелы держали корону, а еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака с восседающим на них Господом Саваофом. Картина была не только яркой, но и запоминающейся в самых ее малых деталях, вплоть до надписи: «Да будет едино стадо и един Пастырь». К завороженному видением Федору Божия Матерь обратилась со словами о том, что вскоре Россию ожидает тяжелая и кровопролитная война, и велела оторопевшему старому матросу изготовить образ, точно повторяющий данное ему видение, а затем переправить икону в Порт-Артур. Тогда русская армия одержит победу в предстоящей войне.

К сожалению, монахи Лавры, привыкшие к рассказам «о чудесах», не придали значения словам пришлого богомольца. Но через два месяца грянул гром: началась русско-японская война. Тогда-то и вспомнилось предсказание Богородицы. Федор организовал среди богомольцев Киево-Печерской Лавры сбор средств. Желающих поучаствовать в благом деле, спасительном для русских солдат, оказалось так много, что сборщики средств даже ограничили верхний предел для пожертвований: каждый мог сдать только по пятачку. Десять тысяч человек собрали сумму, которая была потрачена на материалы для иконы. А известный киевский мастер Павел Федорович Штронда, работавший четыре недели над образом, отказался от гонорара за свою работу. Икона, вышедшая из-под его кисти, в точности соответствовала тому, что было явлено старому матросу, – ведь во все время работы над образом Федор был рядом. Лишь одно добавление позволили себе создатели иконы, пустив по ее периметру надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей». Икона поражала своей масштабностью: вместе с резной рамой она была более метра в высоту и почти полметра в ширину.

В Страстную седмицу готовый образ при большом стечении народа был освящен и отправлен с нарочным в Санкт-Петербург, к адмиралу Владимиру Павловичу Верховскому. Казалось, избавление от поражения и военных потерь так близко! Ведь в тот момент адмирал еще с легкостью мог отправить икону в сражающийся город, но ценитель изящных искусств выставляет икону в своем доме, который на несколько дней становится выставочным залом. Практически тут же Господь посылает еще одно грозное предупреждение: под Порт-Артуром погибает командующий флотом адмирал Степан Осипович Макаров. Но своеволие и эгоизм Верховского не знают границ! Лукавый подкидывает адмиралу еще одну мысль: «Ах, как хотелось бы иметь дома список такой чудесной иконы!». И вот уже принято решение: задержать образ в Санкт-Петербурге до тех пор, пока не будет изготовлена копия с нее. Мысли о страждущих в Порт-Артуре русских людях, о последствиях промедления в исполнении воли Божией не пришли в голову русскому дворянину... Санкт-Петербург икона покидает только в апреле 1904-го, в поезде нового командующего флотом Николая Илларионовича Скрыдлова, торжественно пообещавшего императрице Марии Федоровне лично внести икону в Порт-Артур. К сожалению, до места назначения вице-адмирал уже не смог доехать: пока он по пути заезжал в Севастополь, пока улаживал там семейные дела, началась осада Порт-Артура. В итоге икона вместе со Скрыдловым оказалась во Владивостоке. На народное поклонение образ выставляется в Успенском кафедральном соборе Владивостока спустя почти три месяца после прибытия адмирала в город – 2 августа! Тем временем обстановка в районе Порт-Артура стала критической, ожесточенные военные действия сделали доставку иконы действительно практически невозможной. Время невозвратно упущено…

Надо ли говорить, что обычные верующие люди, силами, стараниями и финансами которых была создана эта икона, были взволнованны и недовольны тем, что воля Божия так явно попирается. А православное воинство не только негодовало по этому поводу, но и пыталось своими силами исправить ситуацию. Добровольцами (вдохновителем которых был 23-летний мичман Павел Оттович Шишко) было сделано две попытки доставить в Порт-Артур копии об- раза, но они оказались неудачными, каждый раз транспорт попадал в сильный шторм. А в октябре 1904 года в нашей истории появляется Николай Николаевич Федоров, участник русско-турецкой войны 1877–1878 годов, отставной ротмистр и делопроизводитель императорской охоты, духовный сын праведного Иоанна Кронштадтского. Узнав из газет о судьбе иконы и получив благословение духовного отца и разрешение от самого императора российского, он берется доставить икону в осажденную крепость. Седьмого ноября он прибывает во Владивосток, а двадцать первого икона покидает город, оставив на своем месте в соборе список в натуральную величину на медной доске. Бог милостив и долготерпелив, это мы все знаем, но такое явное небрежение к чудесному явлению русским людям Богородицы, упорное промедление в исполнении воли Божией не могли пройти безнаказанно для России: в январе 1905 года от Федорова получено известие о том, что в связи со сдачей Порт-Артура икона не доставлена в крепость, а оставлена в походной церкви ставки главнокомандующего в Маньчжурии.

Судя по его докладу, ему не хватило всего одного дня, чтобы дойти до крепости – Порт-Артур был сдан…

В мае 1905 года икона вернулась в кафедральный Успенский собор Владивостока. И опять возникают нестроения вокруг нее: появляются сомнения в ее каноничности (это единственный образ, где Пресвятая изображена не с Младенцем, а со взрослым Спасителем), ставится вопрос о ее чудотворности, непонятно, когда устанавливать день ее празднования, как правильно ее именовать (было несколько названий: Торжество Пресвятой Богородицы, Дальневосточная Вратарница, Порт-Артурская, Неодержанная победа, Богородица на мечах). В итоге решили закрепить за праздником 16 августа – День празднования Спаса Нерукотворного Образа (ведь на плате в руках у Богородицы изображен именно Он), а официальное название – Торжество Пресвятой Богородицы.

После революции Успенский собор в 1932 году закрывают, в 1938 – взрывают, икона бесследно исчезает. Долгие годы о ней ничего не слышно. Но образ не мог не вернуться в Россию – ведь явлен и создан он был именно для нашей страны, для русского воинства!

И вот 17 февраля 1998 года в Иерусалиме наши паломники из Владивостока в антикварной лавке видят Порт-Артурскую икону! Они в сомнении – тот ли образ? И тут опять начинает помогать Царица Небесная. Экспертиза, проведенная одной из сестер Горненского монастыря инокиней Натальей, бывшей сотрудницей Третьяковской галереи, подтверждает: да, это именно та икона, многострадальная, утерянная и вновь найденная! Но стоит она неимоверную сумму! Игуменья Георгия организует сбор средств среди российских православных монастырей и храмов Израиля, а русские дипломаты помогают оформить документы на ее вывоз.

6 мая икона уже во Владивостоке и после реставрации опять помещена в кафедральный собор, теперь уже Никольский! Икона стала почитаться как образ Покровительницы не только дальневосточных рубежей, но и всего русского воинства. Патриарх Алексий II благословил внести в общецерковный календарь РПЦ 16 августа как День празднования образа, а во Владивостокской епархии к этому празднику добавили еще два: 17 февраля (День второго обретения иконы) и 6 мая (Возвращение иконы во Владивосток).

Сейчас во Владивостоке эта икона находится в Покровском соборе. У нее очень красивый резной киот, выполненный народным художником из Хабаровска Г. Д. Павлишиным. В основании киота – мозаика, изображающая бой под Порт-Артуром, очень красочная и богатая. А в самом городе построен храм в честь иконы «Порт-Артурская» (кстати, не единственный в нашей стране).

Прикладываясь в Покровском соборе к иконе, я думала о том, что, пока Пресвятая Богородица держит свой плат, никакая сила нам не страшна здесь, на восточных рубежах России – они надежно защищены. Осенью того же года я была в Санкт-Петербурге, а точнее, в Кронштадте, в Морском соборе, который заслуживает отдельного повествования. Не передать словами мои радость, волнение и благодарность Богу и Богородице, когда среди общепочитаемых и известных икон я увидела две достаточно редкие для этой местности: святителя Иоанна Шанхайского и Ее, Порт-Артурскую! Склонившись в благоговейном поклоне, я думала, что теперь-то моя страна надежно защищена не только с востока, но и с запада, и благодарила Богородицу и Господа Иисуса Христа за такую милость к нам, грешным и промедлительным, ленивым и недоверчивым...

Эта икона есть и в нашем городе: разве могли мы вернуться из путешествия без подарка для любимого храма! Ей можно поклониться в домовой церкви УГТУ в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Она нашла свое место совсем рядом с клиросом и всегда притягивает мой взгляд при прошениях о сохранении российского воинства и нашей страны. Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство!

икона1Оказывается, Порт-Артурский образ Пресвятой Богородицы спустя почти 100 лет все-таки добрался до места своего предназначения! И случилось это опять благодаря простым русским людям.

В 1980 году в г. Киржач в кладбищенской церкви братья-реставраторы Осипенко Сергей и Михаил обнаруживают список Порт-Артурской иконы, датированный 1905 годом. К 2003 году с найденного образа делают еще один список, и тогда же возникает идея переправить его в Люйшунь, на Порт-Артурское кладбище. И не только переправить, но и отслужить на могилах русских солдат панихиду. Удивительно, но идея была реализована! Почему удивительно? Ну, во-первых, тогда отношения между Китаем и Россией были не столь дружественными, во-вторых, сам город был закрытой военной базой Китая, иностранцам посещать расположенное в нем воинское кладбище можно было только 9 мая. Хотя, почему удивительно? Исполнение воли Божией (даже и с такой задержкой!) всегда сопровождается помощью свыше. И пусть икона ехала в запакованном виде, а иеромонах, который вез ее, вынужден был надеть мирские одежды, пусть не крестным ходом, как очень хотелось, но 9 мая 2003 года икона наконец-то достигла бывшего Порт-Артура. Перед ней у могил падших русских воинов были отслужены панихида и молебен о спасении России. В киоте расположенного на русском кладбище шестиметрового каменного креста (установленного по повелению Николая II в память о погибших русских воинах) вместо мозаичной иконы Казанской Божией Матери (разобранной к тому времени) установлена специально изготовленная и освященная копия Порт-Артурского образа. Сам же список братьев Осипенко возвратился туда, откуда начался его путь – в Санкт-Петербург, и сейчас помолиться перед ним можно в Измайловском Свято-Троицком соборе – соборе русского воинства.

Галина Смирнова

Фото предоставлено автором

«Колокол Севера» №4(75) июнь 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *