Сегодня мы продолжаем рассказ о людях, сыгравших решающую роль в истории нашей страны, – российских государях. В мартовском выпуске издания за 2017 год № 2 (73) в статье «Иноземный правитель России» мы поведали о Петре III. Публикацию в этом номере я посвящаю другому главе государства Российского из фамилии Романовых – императору Александру II.
Рассказывая о незаурядных деятелях, всегда рискуешь свалиться в банальное перечисление дат их жизни и тех реформ, которые они успели провести в период царствования. Поэтому в своем повествовании я решил не рассказывать читателю о главных вехах жизни Его Императорского Величества, а описать, используя замечательный труд С. С. Татищева «Император Алек- сандр II. Его жизнь и царствование», детство и юность цесаревича, кто и как приготавливал его к будущему управлению великой державой.
Думаю, читателю будет весьма полезно узнать, как серьезно относились самодержцы, в данном случае – Николай I, отец Александра, к воспитанию своих наследников.
Родился будущий император Александр II 17 апреля 1818 года в Москве, в архиерейском доме, что при Чудовом монастыре.
А 12 декабря 1825 года его отец Николай I провозгласил своего первенца наследником всероссийского престола.
Отец озаботился дать сыну воспитание, вполне соответствующее его высокому призванию.
С этой целью были приглашены лучшие преподаватели, а наставником (с обязанностью руководства всем процессом воспитания и образования и поручением составить «план учения») и учителем русского языка в 1825 году был назначен надворный советник В. А. Жуковский.
Великий поэт Василий Андреевич Жуковский по силе и богатству дарования представляет собой самую яркую фигуру допушкинского периода развития русской литературы. С его именем связан расцвет русской романтической поэзии первой трети XIX века. Эстетический мир его произведений необозримо богат. Для Жуковского характерен интерес к нравственным, психологическим, философским проблемам. Поэта особенно привлекают состояния души человека, нравственные категории совести, чести, добросердечия и отзывчивости, дружбы и любви, преступления и неизбежного возмездия, нравственного падения и моральной чистоты, мужества и патриотизма, счастья и смысла жизни.
В послании августейшей матери Жуковский вдохновенными стихами приветствовал рождение царственного отрока:
Прекрасное Россия упованье
Тебе в твоем младенце отдает.
…
С душой, на все прекрасное готовой,
Наставленный: достойным счастья быть,
Великое с величием сносить,
Не трепетать, встречая рок суровый,
И быть в делах времен своих красой.
Лета пройдут, подвижник молодой,
Откинувши младенчества забавы,
Он полетит в путь опыта и славы…
Да встретит он обильный честью век,
Да славного участник славный будет,
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий: человек!
Жить для веков в величии народном,
Для блага всех – свое позабывать,
Лишь в голосе отечества свободном
С смирением дела свои читать:
Вот правила царей великих внуку!
Слова великого поэта оказались пророческими, в историю Александр II вошел с почетным званием «Освободитель».
Не знал тогда, когда писались эти стихи, Василий Андреевич, что для воплощения его строк судьба уготовила ему почетную и ответственную роль наставника великого князя Александра Николаевича.
Поэт всей душой отдался порученному ему великому делу. Плодом его усиленных трудов и глубоких размышлений стал «План учения». К осени 1826 года он был отправлен государю на утверждение.
Работа сия представляла выработанную до мельчайших подробностей программу нравственного воспитания и умственного развития наследника. Она подразделялась на три периода:
- отрочества, от восьми до тринадцати лет, – учение подготовительное;
- юности, от тринадцати до восемнадцати, – учение подробное;
- первых лет молодости, от восемнадцати до двадцати лет, – учение применительное.
Предметы учения Жуковский разделяет на четыре разряда.
«К первому разряду относится практическая логика для образования сердца. Параллельно упражняется ум усвоением начальных понятий геометрии, счета, русской грамматики; развивается сердце ознакомлением с главными фактами священной истории и извлечением из них нравственных правил, основанных на учении Спасителя.
Во втором разряде программа расширяется. На вопрос: где я и что меня окружает? – дают ответ естественные науки: география математическая и физическая, общие понятия о минералогии и геологии, ботанике и зоологии. Отсюда естественный переход к человеку, и сам собой разумеется второй вопрос: что я? Объясняют человека в самом себе общие понятия о строении человеческого тела, в смысле физическом, общие понятия психологии, в смысле нравственном.
Третий вопрос: что я быть должен? Ответом служит мораль как выражение нравственности частной, обязанностей человека перед самим собою, и политика как выражение общественной нравственности, обязанностей его перед обществом. Четвертый вопрос: к чему я предназначен? – разъясняют метафизика как учение о человеке – существе духовном и бессмертном, и Богопознание, обнимающее религию естественную и откровенную. Третий разряд составляет обучение иностранным языкам: французскому, немецкому, английскому и польскому…
К четвертому разряду относится развитие природных дарований: преподавание рисования и музыки, гимнастика, ручная работа и чтение. С рисованием Жуковский соединяет знакомство с главными основаниями архитектуры, ...о гимнастике он говорит, что цель упражнений есть не одно развитие и укрепление сил телесных, но в то же время и воспитание мужества и способов владеть собою во всех обстоятельствах жизни…».
Ничто не ускользает от внимания бдительного наставника. Он тщательно перечисляет все нужные учебные пособия: книги, карты, эстампы (оттиски, снимки с гравюры).
Василий Андреевич подробно излагает свой взгляд на поощрения и наказания, справедливо полагая, что умелое применение этих форм должно оказать сильный воспитательный эффект: одобрение императора – величайшая награда, неодобрение – самое тяжкое наказание великому князю. Поэтому наставник убеждает не хвалить сына за прилежание, по- скольку хорошая учеба – обязанность ученика; точно так же – не выражать неодобрение за мелкие проступки. Жуковский особенно подчеркивает в своем «Плане учения», чтобы подарки, делаемые великому князю, обязательно согласовывались с этой программой, ибо «имея много бесполезного, становишься равнодушным к полезному».
Законоучителем, по личному избранию императора Николая, был определен протоиерей Андреевского собора, доктор богословия Г. П. Павский. Жуковский был очень доволен назначением Павского, которого знал лично. В своем письме к императрице Александре Федоровне он так отзывался об этом священнослужителе: «Этот человек, по-видимому, весьма способен иметь прекрасное влияние на вашего ребенка. Найди мы только богослова, сведущего по части догматов, и Закон Божий ничего бы не выиграл. Для вашего ребенка, для будущей его судьбы, требуется религия сердца. Ему необходимо иметь высокое понятие о Промысле, чтобы оно могло руководить всей его жизнью…».
Согласно плану наставника, учебное и неучебное время было тщательно распределено по часам. Наследник вставал в 6 утра, совершал утреннюю молитву, завтракал и приготавливался к занятиям. Классы начинались в 7 часов и кончались в полдень, с промежутком с 9 до 10 часов, для отдыха. После двухчасовой прогулки в 2 часа садились за обед, затем до 5 часов снова происходили занятия в классах, от 7 до 8 – гимнастика и разные игры. В 8 часов подавался ужин. Вечер посвящался обозрению истекшего дня и написанию дневника. В 10 часов наследник ложился спать. В воскресные и праздничные дни часы учения посвящались назидательному чтению, частью ручной работе и гимнастическим упражнениям.
Жуковский сам преподавал русский язык, общую грамматику, начальные понятия физики и химии. Главным правилом его преподавания было: лучше мало, но хорошо, чем много, но худо, так как, – пояснял он, – «мы не гоняемся за блестящим успехом, а должны сообщить ученику ясные понятия в последовательной связи и приохотить его к занятиям».
Согласно «Плану учения» пред- усматривались и каникулы, в течение которых классные занятия прекращались, и все время было посвящено чтению, играм и прогулкам. Читали попеременно: Павский – Евангелие с толкованием на него, Жуковский – свои произведения, Жиль – сказки из «Тысячи и одной ночи». Великий князь внимательно слушал своих учителей, однако с большим удовольствием он играл со сверстниками и катался верхом. Наследник хорошо стрелял, превосходно плавал, по- ражая воспитателей ловкостью и смелостью.
В одиннадцатилетнем мальчике уже ярко обозначились блестящие природные дарования и выдающиеся нравственные качества. Цесаревич обладал ясным умом и самостоятельным суждением, так на вопрос законоучителя: «Следует ли прощать обиды?» – наследник отвечал: «Должно, несомненно, прощать обиды, делаемые нам лично, но обиды, нанесенные законам народным, должны быть судимы законами; существующий закон не должен делать исключений ни для кого».
С 1833 года 15-летнему цесаревичу начали читать лекции по фортификации и артиллерийскому делу. Лето сего года прошло почти исключительно в военных упражнениях и маневрах. В Красном Селе на маневрах гвардейского корпуса он исправлял обязанность ординарца императора.
22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, произошло торжественное произнесение Александром Николаевичем присяги в качестве наследника престола.
Весной 1837 года, после общего экзамена, завершившего круг образования, Александр Николаевич предпринял, согласно собственноручно начертанной императором Николаем Павловичем инструкции, путешествие по России. Целью его было – личное ознакомление со страной и ее обитателями, как необходимое дополнение к познаниям, приобретенным научным путем.
Детство закончилось, перед юношей открылась новая страница его биографии, уже в ином качестве – наследника престола великой державы Российской.
ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II 17 [29] апреля 1818, Москва – 1 [13] марта 1881, Санкт-Петербург – Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855–1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.
Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной и болгарской историографии – Освободитель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля (3 марта) 1861 года и победой в Русско-турецкой войне (1877–1878 гг.). Погиб в результате террористического акта, совершенного боевиками тайной революционной организации «Народная воля».
Николай Лудников
По материалам книги С. С. Татищева «Император Александр II. Его жизнь и царствование», издательство «Эксмо», 2009 г.
Фото gallerix.ru и ote4estvo.ru