В Совете Федерации Российской Федерации 25 января в рамках VI Рождественских парламентских встреч прошел круглый стол, посвященный теме «Благотворительность – духовная потребность и историческая традиция российского общества». Один из сопредседателей круглого стола епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон призвал законодателей поддержать принятие закона о распределенной опеке, который позволит Церкви и НКО полноценно участвовать в жизни людей с инвалидностьюи даст возможность появления у людей с ограниченными возможностями нескольких опекунов, включая и НКО, сообщает Диакония.ru
Перед основной частью своего доклада председатель Синодального отдела по благотворительностиепископ Орехово-Зуевский Пантелеимон рассказал о трагической гибели первого пресс-секретаря православной службы помощи «Милосердие» Георгия Великанова. «Я понял, что Господь принимает любую нашу жертву – для Него очень-очень драгоценно каждое движение нашего сердца к Нему, каждый акт любви и отдачи, каждый поступок, мысль или слово, в котором проявилась любовь. Для Него это подарок, и неважно, много мы подарим или мало и насколько красивой будет упаковка. Господь не спрашивает с нас отдавать столько же, сколько отдают святые или те, на чей пример мы опираемся и кому хотели бы, но не можем подражать: Он смотрит на потенциал каждой души, ее возможность и силы», – процитировал архипастырь слова Георгия Великанова. Накануне вечером он погиб под поездом на платформе «Красногорская» в Московской области, спасая бездомного человека, упавшего на железнодорожные пути. Георгию было 35 лет.
Георгий Великанов был певчим и катехизатором в храме Всемилостивого Спаса в Митино, готовился стать священником. Ранее он был пресс-секретарем православной службы помощи «Милосердие», окончил богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Как доброволец Георгий трудился в одном из психоневрологических интернатов и детском реабилитационном центре.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон
«Подражая святым, Георгий отдал самое драгоценное, что есть у каждого из нас – свою жизнь, спасая чужого, незнакомого человека, – свидетельствовал епископ Пантелеимон. – Этих людей очень часто презрительно называют бомжами, некоторые даже призывают их уничтожать. Это был чужой, неизвестный ему человек, и Георгий положил свою жизнь, не думая ни о чем: он бросился на помощь, повинуясь движению своего сердца».
«Мне кажется, нам с вами не нужно останавливать наше сердце, когда оно требует от нас кого-то поступка, требует от нас сопереживания, сочувствия, требует от нас помочь другому, забывая о себе, – продолжил свою мысль епископ Пантелеимон. – В этом как раз и есть потребность нашей души, в этом – источник традиций благотворительности, которые живут в нашем обществе. Главное, чтобы всегда были такие люди, как Георгий, которые готовы служить другим, воспитывая в нас способность так реагировать на чужую боль, так стараться помочь другим».
Епископ Пантелеимон также обратился к присутствующим сенаторам с просьбой поддержать находящийся на рассмотрении в Совете Федерации законопроект о распределенной опеке (полное название – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ с целью повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан»). По словам представителя Церкви, дети в ДДИ и взрослые в ПНИ зачастую лишены доступа к качественному лечению, реабилитации, образованию, у них нет перспектив трудоустройства, социализации и интеграции в общество, и эта проблема усугубляется закрытостью интернатов. Администрация, выполняя функции опекуна, является в одном лице заказчиком и исполнителем социальных услуг. В правовом смысле недееспособные дети и взрослые в стационарах – это наиболее незащищенные люди. Для них опекуном является администрация учреждения, и назначение иного опекуна не предусмотрено.
«По данным Ольги Голодец на 2016 год, в России около 149 тысяч человек проживают в 504 домах-интернатах, еще около 20 тысяч детей находятся в детских интернатах, – сказал архипастырь. – Если законопроект о распределенной опеке будет принят, то и Церковь, и добровольцы, и сестры милосердия, и все общество сможет участвовать в жизни ментальных инвалидов, активно им помогать, заниматься устройством сопровождаемого проживания этих людей».
Епископ Пантелеимон упомянул уже действующие церковные проекты сопровождаемого проживания для инвалидов: дом сопровождаемого проживания для инвалидов при храме Царственных Страстотерпцев в деревне Раздолье Ленинградской области, «Квартал Луи» и «Дом Вероники» в Пензе, подворье «Благодать» в Кинешемском районе Ивановской области. Епископ Пантелеимон также рассказал об успешном московском проекте поддержки особого детства «Дети.pro», организованном православной службой помощи «Милосердие».
Православные добровольцы и сестры милосердия зачастую сталкиваются с нарушениями в отношении прав проживающих ДДИ и ПНИ, но у них нет юридических полномочий для того,чтобы улучшить условия пребывания этих людей, отметила старший юрист-консультант Синодального отдела по благотворительности Наталья Старинова. По ее словам, принятие закона о распределенной опеке и введение института внешних опекунов позволит изменить эту ситуацию. «Распределенная опека важна не только для улучшения жизни людей, находящихся в ПНИ, законопроект позволит инвалидам не попадать в эти интернаты, потому что интернат – это все-таки неадекватное место для проживания, – подчеркнула старший юрист Синодального отдела. – По выражению одного из журналистов, "интернат – это смесь больницы и тюрьмы", а кто из нас хотел бы прожить всю жизнь в тюрьме или даже просто в обычной больнице?»
Одна из причин, почему волонтеров с неохотой пускают в больницы и интернаты, – это то, что человек извне может увидеть нарушения в этих учреждениях, отметила Наталья Старинова. «Когда приезжаешь в интернат, понимаешь – с этим ребенком нужно больше заниматься, не хватает практической реабилитации, у другого ребенка нет образования, хотя он вполне бы осилил школьную программу, – говорит старший юрист Синодального отдела. – Добровольцы не могут проверить, как ведется лечение и реабилитация, а если начнут говорить о нарушениях, то им сразу скажут: "До свидания"».
Каждый из проживающих в интернате нуждается в индивидуальной помощи, которую часто не могут дать в госучреждениях. В связи с этим собравшиеся в Совете Федерации подчеркнули важность закона о распределенной опеке, который дал бы возможность появления у людей с ограниченными возможностями здоровья нескольких опекунов, включая и НКО. «Мы должны прийти и помочь этим людям, организовывать проекты, которые помогли бы им жить вне интернатов», – подчеркнула Наталья Старинова.
Старший юрист-консультант Синодального отдела по благотворительности Наталья Старинова, сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеродиакон Роман (Киселев)
О необходимости системных изменений в сфере помощи инвалидам рассказала сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате Российской Федерации, спецпредставитель МОО «Равные возможности» в Москве и Московской области Елена Клочко. «Еще пять лет мы представить себе не могли инвалида ни на одном центральном канале, а теперь люди с инвалидностью становятся частью общества – и это очень важно, потому нам нужно выйти из тени, из сегрегации институциональных организаций, о которых сегодня говорилось», – сказала она.
«Родительские организации и НКО становятся частью активного гражданского общества, – отметила также Елена Клочко. – Но для того чтобы его менять к лучшему, нужно рассмотреть два момента – условия внутри интернатов и что делать, чтобы туда как можно меньше людей попадало». По ее мнению, прежде всего необходимо повысить выплаты родителям (зачастую это матери-одиночки) по уходу за ребенком с инвалидностью до МРОТ. Это позволит сократить траты на пребывание человека в специализированном интернате. В сети интернет опубликована соответствующая петиция, которую подписали 169 тысяч человек.
Говоря о реформе ПНИ, эксперт отметила, что страны постсоветского пространства «ликвидировали интернаты как класс». В течение нескольких лет это можно сделать и в России, а социально ориентированные НКО, родительские и церковные организации готовы в этом помогать, организуя сопровождаемое проживание и работу людям с ментальными особенностями, сказала Елена Клочко. Она также поддержала принятие законопроекта о распределенной опеке, который уже прошел первое чтение в Госдуме.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерациипо конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева
Традиции благотворительности и меценатства в России насчитывают не одну сотню лет, отметила заместитель председателя Комитета Совета Федерациипо конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева.
Сегодня в России действует около восьми тысяч благотворительных фондов, сообщила также сенатор. По данным социологов, за последние 10 лет число россиян, которые участвуют в работе благотворительных организаций, оказывают адресную помощь нуждающимся и занимаются волонтерством, выросло с 50 до 70%. «В последнее время появилось такое явление, как "умная благотворительность", когда, образно говоря, вместо рыбы дают удочку – обучают необходимым в современном мире знаниям, навыкам и компетенциям», – отметила Елена Афанасьева.
Среди других выступающих были заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Игорь Каграманян, заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина, заместитель председателя Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Попов.
Сегодня в Русской Православной Церкви действуют более 4 тысяч церковных социальных учреждений, проектов и инициатив, среди которых более 400 проектов помощи инвалидам.
Фото Диакония.ru