В марте в средствах массовой информации была опубликована новость, что в рамках проекта «Северного широтного хода» будет построен мост через реку Обь, который соединит Восточную Сибирь с севером европейской части России. Это сообщение не вызвало широкого общественного интереса, тем не менее ожидаемое событие способно серьезно повлиять на будущее страны и ее экономическое благополучие.
Об этом, в частности, заявил президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов в своем выступлении на «Дне инвестора – 2018» в Лондоне. Там же он отметил, что Ухта станет одной из точек экономического роста в Республике Коми, поскольку будет обеспечивать высококачественным топливом марки «Арктик» весь Крайний Север – Коми и Ямало-Ненецкий автономные округа. Потребности в арктическом топливе, единственным производителем которого в России является Ухтинский НПЗ, значительно возрастут уже в 2018 году в связи с началом строительства «Северного широтного хода».
МАГИСТРАЛЬ В БУДУЩЕЕ
Что же представляет собой «Северный широтный ход»?
Это железнодорожная магистраль, которая свяжет Восток и Запад страны. В настоящее время ведутся изыскательские работы в устье Оби с целью сооружения совмещенного железнодорожного и автомобильного моста между Салехардом и Лабытнангами. Туда уже перебросили специалистов, возводивших Крымский мост.
«Северный широтный ход» соединит Ямал с Уралом и Северо-Западом России и обеспечит связь транспортной системы страны через порт Сабетта с Северным морским путем (СМП). Проект реализуется правительством Ямала совместно с ПАО «Газпром» и ОАО «РЖД». Как говорят эксперты, этот проект не имеет аналогов в мире. Работы придется вести в условиях вечной мерзлоты и суровой арктической погоды.
Магистраль планируют построить к 2022 году. Активная стадия строительства стартует в 2019 году. Железная дорога длиной 700 км соединит Салехард и Лабытнанги.
На реализацию проекта «Северный широтный ход» (СШХ) в ноябре 2017 года обратил внимание Президент Владимир Путин, который заявил, что эта железная дорога «сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути».
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин отметил, что строительство «Северного широтного хода» займёт от 4 до 5 лет. Он также обратил внимание на значимость строительства участка железной дороги «Бованенково – Сабетта» как логического продолжения «Северного широтного хода»: «Регионам нужен выход в Мировой океан. А выход один – через порт Сабетта. Огромный уральский промышленный комплекс будет работать по короткому плечу, поставлять до порта Сабетты тот или иной груз и выходить в Мировой океан».
На Ямале находятся залежи порядка 20 % за- пасов России природного газа. Запасы 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений оцениваются в 16 трлн кубометров, перспективные и прогнозные ресурсы газа – около 22 трлн кубометров, запасы конденсата оцениваются в 230,7 млн тонн, нефти – в 291,8 млн тонн. По всем показателям – Ямалу уготовано стать основным районом добычи газа в России и, более того, – одним из крупнейших на планете. Бюджет проекта составляет порядка 230 миллиардов рублей.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Кстати, мысль о создании Трансполярной магистрали, которая связала бы Сибирь и европейскую часть страны, возникла не вчера, еще в 1915 году. Общественный деятель Александр Алексеевич Борисов, стремившийся воплотить в жизнь свои идеи экономического развития России и комплексного освоения природных богатств северных регионов страны, обосновал целесообразность строительства такой дороги. Более того, на свои средства он провел геологические изыскания и составил проект будущей магистрали.
Так появился проект дороги «Великий Северный железнодорожный путь». Он включал в себя три направления: Обь – Котлас – Сорока – Мурман; Котлас – Вельск – Коноша – Санкт-Петербург; Котлас – Великий Устюг – Кострома.
Однако идеи Борисова были частично воплощены в реальность уже после окончания Великой Отечественной войны.
Проект соединить Восток и Запад СССР железнодорожной веткой, идущей севернее полярного круга, по своей масштабности и сложности реализации в то время был вполне сопоставим с покорением космоса. Большинство исследователей склоняются к мнению, что за решением развернуть в 1947 году активное строительство железной дороги в северных районах, за что так ратовал в свое время А. А. Борисов, стоял лично Сталин.
C 1947 по 1953 год дорога официально называлась стройкой № 501 или стройкой № 503 – в зависимости от того, о каком ее участке шла речь. Название «ж/д Чум – Салехард – Игарка» было секретным. По плану общая протяженность дороги, которая проходила на 200 км южнее полярного круга, должна была составить 1482 км.
С 1947 по 1953 год под завесой полной секретности на стройке № 501 работали заключенные ГУЛАГа, в системе которого существовало Главное управление лагерного железнодорожного строительства, насчитывавшее более 290 тыс. только заключенных. В нем работали лучшие инженеры.
К весне 1953 года в общей сложности было построено около 700 км «Великого Северного пути», почти половина всей длины магистрали, но 25 марта 1953 года вышло постановление Совета министров СССР, согласно которому продолжение строительства железной дороги Салехард – Игарка было признано нецелесообразным и экономически невыгодным. Стройка опустела: заключенных вывезли за Урал, также часть строительной и железнодорожной техники, остальное же просто бросили. В 1955 году Министерство путей сообщения приняло на свой баланс железнодорожную ветку Чум – Лабытнанги (стройка 501), которая действует до сих пор. От использования остальных участков «мертвой дороги» отказались.
Приполярная железная дорога была практически достроена, на ней было даже открыто рабочее движение, за исключением центрального строящегося участка. На завершение строительства потребовалось бы не более 1,8 млрд рублей. Всего на строительство приполярной дороги уже было затрачено 42 млрд рублей. Эта сумма составляла 12,5 % капитальных вложений СССР в железнодорожное строительство за пятилетку 1946–1950 годов и около 2 % всех капитальных вложений СССР за тот же период. По экономическим расчетам, решение прекратить строительство трансполярного пути в такой степени готовности привело к большим убыткам для бюджета СССР, чем если бы дорога все же была достроена.
Похоже, это была сознательная диверсия врагов СССР, поскольку воплощение этого проекта в жизнь было крайне не выгодно транснациональным корпорациям англо-саксонского мира, которые контролировали все морские перевозки между Европой, Азией и Америкой, получая за это баснословные прибыли.
И вот спустя почти 70 лет правительство страны вновь решило вернуться к идее создания трансполярной железнодорожной магистрали, воплотить в металле мечты и чаяния наших предков.
Для чего же нам так необходима эта магистраль, что дает создание «Северного широтного хода» России в обозримом будущем, как повлияет трансантарктическая трасса на экономическую ситуацию в мире?
На сегодняшний день 80-85 % мировых поставок грузов идет по морю, через проливы, контролируемые англосаксами: Суэцкий, Панамский, Малакский, Гибралтарский, Кильский и т. д. Сверхдоходы от этого получают США и Англия. То есть, просто контролируя пути движения грузов, можно получать баснословные прибыли. Эти средства англосаксы вкладывают в науку и технологии, прежде всего оборонные, чтобы и в дальнейшем обеспечить себе доминирование на море, в воздухе и космосе. Технологическое лидерство под прикрытием военной мощи позволяет устанавливать нужные обменные курсы своих товаров на ресурсы «вар варов», напрямую или через фондовый рынок. То есть идет открытый грабеж стран третьего мира, а также Китая, России и своих «союзников» в Европе.
И вот Россия предпринимает реальные шаги, чтобы восстановить статус-кво в торговых отношениях. Она создает морской путь и обеспечивает гавани на Северном Ледовитом океане устойчивой связью с Большой землей, посредством «Северного широтного хода». Из истории вопроса и работ Карла Маркса мы знаем, что капитализм пойдет на любые преступления, там, где прибыль достигает сотен процентов. И тем более на самые крайние меры пойдут акулы империализма, когда кто-то захочет лишить их этих сверхдоходов. Вот почему так велик сейчас накал противостояния между Россией и США.
В Сирии Россия дала бандитам по рукам, уничтожив их преступный бизнес, не позволив разворовывать нефть арабских государств. Другим шагом стало создание альтернативных торговых артерий, через которые в ближайшем будущем пойдут основные мировые трафики товаров и полезных ископаемых.
Грядет передел сфер влияния, и, чувствуя свое скорое поражение, глобалисты используют все средства для устранения грозных конкурентов в лице России и Китая.
Николай Лудников
«Колокол Севера» » №3(80) апрель 2018 г.2 ноября 1866 года в глухой северодвинской деревушке Глубокий Ручей, рас- положенной недалеко от города Красноборска (бывшей Вологодской губернии, Сольвычегодского уезда, ныне села Красноборска Архангельской области), в семье крестьянина Борисова Алексея Егоровича родился сын, назвали его Александром.
Мальчику была уготована славная судьба нового Ломоносова, поскольку вклад, который он сделал в популяризацию и освоение севера России, вполне сопоставим с научны- ми подвигами его великого земляка.
В заполярье А. А. Борисов впервые попадает в 1894 году в составе экспедиции С. Ю. Витте, где выполняет обязанности рисовальщика и фотографа.
В апреле 1901 года Борисов организует санную экспедицию на собаках на восточный берег Новой Земли. Более трех месяцев он вместе с зоологом Харьковского университета С. Д. Тимофеевым обследует берега северного острова, делает геодезические съемки заливов Чекина, Незнаемого и Медвежьего, собирает коллекции флоры и фауны и, конечно, рисует. После этой экспедиции на Большую Землю он привез сотни рисунков и картин.
Александр Алексеевич стал первооткрывателем нескольких островов, назвав их в честь своих учителей, так появились на карте Новой Земли имена русских художников и ученых – Крамского, Васнецова, Шишкина, Куинджи, Репина, Верещагина, Краснова и других. В конце августа 1901 года экспедиция вернулась с Новой Земли на пароходе «Пахтусов».
Однако Александр Алексеевич Борисов – не только художник с мировым именем, впервые посредством холста и красок воспевший красоты Арктики, но и видный общественный деятель, стремившийся воплотить в жизнь свои идеи экономического развития России путем постройки железных дорог на Севере и комплексного освоения его природных богатств.
В статье использованы материалы – «Стояние у Восточной Гуты» Сергея Хапрова, сайта «Славянская культура»
Фото сайтов «Око планеты» и Культура.рф