Совещание, на котором решался вопрос усовершенствования кадетского образования в России, прошло в Пансионе воспитанниц Министерства обороны РФ.
В настоящее время в России существует несколько сотен организаций общего образования, в наименованиях которых присутствует слово «кадетский». Это казачьи кадетские корпуса, в которых обучается более пяти тысяч человек, кадетские школы, где учатся почти 36 тысяч ребят, кадетские и морские кадетские корпуса, а также кадетские классы в обычных общеобразовательных школах. Все они имеют различный статус — федеральный, региональный или муниципальный. Кроме того, они подведомственны различным министерствам: Минобрнауки, Минобороны, ФСБ, МВД и другим. Образовательные программы, подходы к обучению кадетов в таких учреждениях существенно различаются.
На заседании Совета Минобрнауки по кадетскому образованию обсуждались вопросы создания единого государственного стандарта в кадетском образовании и федеральной системы управления кадетскими корпусами, а также государственной поддержки в решении финансовых и кадровых проблем.
По словам министра образования и науки Российской Федерации Ольги Васильевой, для решения поставленных задач создано пять рабочих групп по отдельным направлениям работы Совета.
Как показал анализ нормативно-правовой базы федерального и регионального уровня применительно к образованию в кадетских и казачьих образовательных организациях, в 61 регионе России приняты нормативные правовые акты, регулирующие вопросы кадетского и казачьего образования.
С инициативой о разработке государственной концепции развития кадетского образования, создании типового государственного образовательного стандарта для кадетских учебных заведений, выработке единых правил поступления в кадетские училища выступила Общественная палата.
Проекты этих разработок и обсудили участники заседания Совета Минобрнауки по кадетскому образованию.
Русская Православная Церковь считает необходимым участвовать в развитии кадетского образования, поскольку, как отметил Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, в основе культурно-исторических и духовно-нравственных традиций кадетской педагогики лежала православная вера, «которая служила духовным стержнем, позволившим воспитать из мальчишек-кадетов многих замечательных защитников России, «государевых мужей»». Именно в таких людях — духовно и нравственно устойчивых, преданных Отечеству, готовых служить ему с детства и до конца своей жизни — сейчас так нуждается Россия, уверен архиерей.
В качестве иллюстрации он привёл книгу полководца Александра Суворова «Наука побеждать», которую исследователи называют величайшим памятником православной культуры.
«На наш взгляд, самое важное — заложить в концепцию цель — идеал выпускника-кадета, и четко обозначить, как этого добиться. Мировоззренческие основы, на которых будет воспитан кадет. Нельзя ходить вокруг и около, нужна конкретика», — сказал митрополит Кирилл.
Он привел в пример разработку сотрудниками своего Синодального отдела концепции традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации учащихся в казачьих кадетских корпусах. Была определена цель, «иначе определяемая как современный казачий воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укоренённый в православной вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения».
«Во всех корпусах есть духовник, заключены соглашения с приходами Русской Православной Церкви. Кроме изучения Основ православной культуры кадеты в выходные и праздничные дни участвуют в таинствах, посещают святые места, занимаются благотворительностью», — рассказал митрополит Кирилл, добавив, что вся воспитательная система казачьего кадетского корпуса пронизана Православием.
«Полезно взять на вооружение опыт действующих казачьих кадетских корпусов, где организовано традиционное духовно-нравственное воспитание граждан, способных сознательно, активно и ответственно участвовать в процессах развития России, служить во благо Отечества, семьи, человека», — заключил иерарх.
Заместитель Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) пригласил присутствующих к активному участию в Международных Рождественских образовательных чтениях.
Конкурс на поступление в кадетские, суворовские и нахимовские училища традиционно высок: пять человек на место. Все поступившие получают качественную довузовскую подготовку. Выпускникам подобных учебных заведений предстоит нести военную и государственную службу.
Созданный в 2008 году Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ уже не первый год удерживает звание лучшего в стране. Здесь осваивают методики обучения, которые только предстоит внедрить в остальных училищах.
Православное образование. Православный взгляд на образование и воспитание