Когда приезжаешь в гости к этому замечательному батюшке, сразу понимаешь: вот как должна жить православная семья. Когда Бог на первом месте, когда слова не расходятся с делом, когда пост – это пост, а праздник начинается в храме. Именно такая многодетная семья живёт в городе Слободском, а глава её – священник Сергий Пентин, настоятель Свято-Екатерининского кафедрального собора и ещё двух храмов. Мы не раз бывали в Слободском и рассказывали об этом читателям. А в Год семьи решили узнать, как поживают наши старые знакомые.
Божий призыв
Биография протоиерея Сергия Пентина заслуживает отдельного рассказа. Родился будущий священнослужитель в 1970 году в селе Рождественское Богородицкого района Кировской области. Сергей рос болезненным ребёнком. Очень хорошо он помнит день своего крещения. Погода была солнечной, повсюду разносился необыкновенный запах мёда и берёзового листа. И ещё весь день, и до, и после крещения, было почти физическое осязание какого-то неземного счастья. Радость проникала в каждую клеточку его существа. Крестила его бабушка Феклинья. И хотя крещён он был неполным чином, после этого он уже не болел.
Отец Сергий вспоминает школьные уроки, где с мальчишеской прямотой он не соглашался с утверждением преподавателей о том, что Бога нет.
В 1988 году будущий священник поступает в Вятский педагогический институт на физико-математический факультет. В 1991 году, уже учась на 4-м курсе, крестился полным чином. Это было замечательное время: прекратились гонения на Православную Церковь, стали появляться в печати и на телевидении правдивые материалы о вере православной, об истории Отечества, и очень много людей в Вятке пошли в храмы. В институте преподаватели, наблюдая за необычным студентом, советовали ему поступить в духовную семинарию и стать священником. Однако на тот момент будущий батюшка был ещё не готов отдать себя полностью служению Господу.
В 1992 году Сергей женился. После окончания института он год учится на кафедре психологии. Устроился работать учителем в средней школе, где преподавал детям физику, математику. Между тем товарищи и коллеги прямо говорили, что ему надо идти в священники. И Сергей, вняв советам друзей, решил получить духовное образование, по- ступил в Вятское духовное училище.
Это было полной неожиданностью для родителей и близких. Да и самого Сергея долгое время пугала неопределённость: на что содержать жену и ребёнка, как решить вопрос с жильём, который вставал все острее по мере увеличения его семьи.
После месяца учёбы его вызывает владыка Вятский и Слободской Хрисанф и предлагает принять сан. Сергей отказывается, мотивируя это тем, что ещё не готов духовно. Ему дали время подумать. Молодой человек устраивается на работу в храм чтецом. Проходит ещё немного времени, вновь архиерей вызывает Сергия к себе и уже не предлагает, а настаивает на принятии сана, приводя известные слова Иисуса Христа своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). После разговора с владыкой Хрисанфом наш герой делает свой выбор. Первоначально отец Сергий служит в Екатерининском соборе города Слободского. После окончания духовной семинарии владыка Вятский и Слободской Хрисанф назначает батюшку настоятелем храма иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».
В 1997 году в семье у батюшки родился второй ребенок. В настоящее время у отца Сергия с матушкой Ириной восемь детей: Лиза, Иван, Михаил, Анна, Серафим, Ксения, Нестор и Мария.
Дом — всем миром
После женитьбы молодая семья жила у родителей отца Сергия, занимали комнату, потом батюшка получил квартиру от Слободского благочиния. Однако семья росла, пришлось обратиться в городскую администрацию. Там сказали, что помочь ничем не могут. Начали искать жилье самостоятельно. Все варианты, рассматриваемые в условиях города, не подходили: либо квартиры были слишком дорогими, либо не устраивали по площади.
И вот одна из прихожанок подсказала батюшке, что в Кировской области существует программа, по которой местным жителям, проживающим в сельской местности и занимающимся сельским хозяйством, администрация безвозмездно выделяет средства на строительство жилья.
Но для того, чтобы попасть в списки очередников, надо быть сельским жителем. Семья отца Сергия не относилась к этой категории. Однако батюшка решил попробовать собрать документы и отправить на рассмотрение комиссии. Непременным условием для получения кредита было наличие начального этапа строительства дома. Должен быть заложен фундамент, а ещё лучше – возведены стены будущего жилья.
В этом случае хозяину, получившему добро от комиссии на строительство, государство оплачивает 70% расходов.
Батюшка собирает свои сбережения, занимает деньги у прихожан и начинает заливку фундамента. После того, как был закончен нулевой цикл и возведены стены, у семьи кончаются все сбережения и пожертвованные деньги. Остро встаёт вопрос о консервации строительства.
На дворе вторая половина июля 2008 года, закончился Великорецкий крестный ход. Икону святителя Николая везут по населённым пунктам Вятской епархии. Добирается крестный ход и до города Слободского.
Отец Сергий просит благочинного отца Александра дать ему икону святого, чтобы привезти её в деревню к бабушкам. Эти пожилые женщины уже не могут ходить, но очень хотели бы поклониться, быть может, в последний раз, святителю Николаю Мирликийскому. Отец Александр разрешает взять чудотворный образ. И вот поздним вечером икона прибывает в село, и после молебна отец Сергий проходит с ней по периметру фундамента своего недостроенного дома. Повествуя об этом необычном крестном ходе, батюшка отметил, что никогда на душе у него не было так спокойно и хорошо, было ощущение уверенности в том, что святитель не оставит в беде его семью, поможет завершить строительство, даст кров его детям.
В октябре 2008 года, спустя 2 месяца, из администрации города Слободского пришло уведомление о том, что им выделили деньги из городского и федерального бюджетов на строительство дома. Сумма была немаленькая – 937 тысяч рублей. Выделенные деньги пошли на оплату счетов за стройматериалы.
Помогали возводить дом батюшке всем миром, кто деньгами, кто материалами, кто личным участием. Дом возвели за рекордно короткое время. К жилью были подведены все коммуникации, свет, канализация, водопровод, построена котельная, сложены печи.
Общая площадь – около 200 квадратных метров. И, любуясь на это строение, понимаешь, какое уважение испытывают слободчане к своему батюшке. Ведь строили дом всем миром, все знали, в каких стеснённых условиях живёт семья священника. До слез трогательно было слышать, как тепло отзывались женщины об отце Сергии.
Прихожане-то видят, как истово служит батюшка в родной церкви, как он воспитывает своих детей.
Трудами отца Сергия, прихожан и благотворителей была восстановлена в Слободском церковь «В скорбех и печалех Утеше ние». Помимо косметического ремонта стен и потолка в храме проведено отопление, поставлен котёл, заново сделан купол, возведена колокольня, восстановлен склеп, где покоились мощи владыки Аполлоса (он был архиепископом Вятским в 1866–1885 гг.) и его матери схимонахини Марии. А какую воскресную школу сделали в бывшем полуразрушенном бараке без окон и дверей! Немало забот у батюшки и в соборном Екатерининском и Благовещенском храмах, а также в сельской Казанской церкви, где он служит настоятелем сейчас.
Как все успевать
И на все у батюшки хватает времени. Правда, никто не знает, сколько часов спит отец Сергий. В разговоре со мной он как- то обмолвился, что редко ложится раньше 23 часов, а встаёт в пять утра, поскольку утренняя дойка была на нем. Сейчас стало полегче. Бремя хозяйственных дел взял на себя старший сын Иван. Он отслужил в воздушно-десантных войсках. Когда его бригаду отправляли для участия в специальной военной операции, переживала вся семья. Батюшка даже заболел. Ему делали операцию на глаза. Но с Божьей помощью все управилось, живой, здоровый Иван возвратился домой и помогает родителям.
Бывая в гостях у радушного хозяина, поражаешься той особенной атмосфере, которая царит в каждом уголке его большого дома. Все дети хорошо учатся и берут пример с отца и мамы. Старшая Елизавета окончила медицинскую академию и работает врачом в Нижнем Новгороде. Михаил пошёл по стопам отца, после службы в армии окончил Нижегородскую семинарию. Уже женат, рукоположен и назначен владыкой Марком настоятелем Покровской церкви в Советске. Анне уже 23, учится в медицинской академии, 22-летний Серафим – в питерском университете Петра Великого на программиста. Трое младших пока живут с родителями, учатся в школе.
В каждой семье есть свои нюансы. Однако, как мне кажется, устав деревенской семьи, особенно многодетной, существенно отличается от городской, здесь дети гораздо раньше взрослеют. Причём самостоятельность эта не декларируемая, вот я уже вырос, мне 16 лет, отстаньте от меня, а подлинная, когда к 12-14 годам ребёнок становится полноправным помощником в маленькой ячейке общества, выполняя определённый объем работ наравне со взрослыми. Так, старшие мальчики самостоятельно доят корову, сажают и убирают картошку, косят сено, и много ещё чего делают из той мужской работы, без которой невозможно существование на селе. И работа эта обязательна. Не подоил корову – остался без молока, не посадил картошку – остался без запасов на зиму.
Такая ответственность очень рано делает детей самостоятельными, а главное – более приспособленными к жизни.
Можно много говорить слов о возрождении семейных традиций, о том, что многодетность должна стать нормой для России. А можно вот так, как священник Сергий Пентин и его супруга Ирина нести свой крест, воспитывать детей в любви к Богу и Отечеству.
Николай Лудников