2024-й Указом Президента в России объявлен годом семьи. Отрадно, что традиционные ценности становятся приоритетными для нашего государства. Мы же решили познакомить читателей с интересными людьми, которые ценности христианской веры, своей Родины и семьи – всегда ставят во главу угла. Редакция газеты «Колокол Севера» побывала в гостях у руководителя национально-культурной автономии армян «Урарту» в Ухте, члена Общественной наблюдательной комиссии Республики Коми и Общественного совета МО "Ухта" Гагика Меликсетяна и его супруги Марине Испирян.
Давно заметила: представители стран Закавказья трепетно хранят свои традиции, приятно и интересно общаться с людьми, которые живут в Ухте уже без малого 30 лет, но не забывают родной язык, национальные музыку и, конечно, кухню. В кругу друзей они поют свои армянские песни, и одна из них обязательно о Христе. А какой музей создал Гагик Меликсетян у себя в офисе НКА «Урарту» – там коллекция старинных музыкальных армянских инструментов. И за каждым история – отец играл на уникальном таре (струнный щипковый инструмент), а дед – на дудуке (духовой язычковой инструмент древнеармянского происхождения). Когда Гагик Рубенович пришёл с таром к реставратору, тот не хотел отдавать, настолько ценен этот экспонат. Сам Гагик мастерски играл на доуле (кавказском барабане). Вечерами в семье Меликсетян любили петь и аккомпанировать на этих народных инструментах.
Офицерская выучка
О своих предках, родителях, родне в Армении и Гагик, и Марине рассказывают с гордостью. И есть отчего. Например, фамилия Меликсетян переводится на русский как «князь Сет». Но знаменита их семья не этим. По отцовской линии все мужчины офицеры, сотрудники правоохранительных органов, дед работал судьёй, отец занимал высокие должности в структуре МВД. По маминой линии немало врачей. Однако имея в родственниках высокопоставленных сотрудников МВД, Гагик Рубенович решил, что хочет всего добиться сам, и начал с самых низов – инспектор по делам несовершеннолетних, участковый и только потом перешёл на работу в ОБХСС. Вообще, основательный подход к решению вопросов и деловая хватка помогали ему во многих ситуациях. В 1987 году Гагика Меликсетяна направили на учёбу в Калининградскую специальную школу милиции МВД СССР. И там с ним приключилась удивительная история. Он попал в хозвзвод, где два раза в месяц всех курсантов отправляли на трудовые работы в свинарник. Подошла очередь Гагика. Оделись в рабочую одежду и поехали вместе со старшиной.
Открывают дверь, а там: вонь, свиньи худые, чуть ли не рёбра торчат. И старшина говорит:
– Принимайте наряд.
– А сколько здесь свиней? – поинтересовался Гагик.
Старшина даже опешил от такой наглости курсанта. Но Меликсетяна криком не напугаешь, он категорически отказался без подтверждающих документов принимать это разрушенное хозяйство. Размышлял он так: «Сегодня приму, а завтра скажут, что свиней больше было. Спросят – куда дел. Как отвечать?».
– Ах так, – взревел старшина. – Всё, едем к генералу.
Возглавлял тогда школу генерал-майор милиции Андрей Фёдорович Дунаев (его имя стало известно во время октябрьского переворота 1993 года, когда группа товарищей попыталась прекратить полномочия тогдашнего президента страны Б. Н. Ельцина и взять власть в свои руки). Выслушав возмущённые слова старшины, генерал посмотрел на Гагика и спросил: «Что скажешь?». Курсант быстро изложил суть дела и выразил недоумение, почему в таком запустении находится хозяйство школы милиции. И Дунаев, недолго думая, уволил старшину и назначил на его должность Меликсетяна. Так в 30 лет курсант стал руководить хлопотным хозяйством Калининградской школы милиции, с личным шофёром и т. п. До этого свиней он видел только на картинках, но хорошо понимал: нужен порядок, хороший уход и питание для животных. Гагик наладил взаимоотношения с совхозами: попросит отправить курсантов на день-два на капусту или картошку, и вот тебе питание для школы и свиней. Завёл пруд с рыбой, теплицу, где выращивали огурцы в огромных количествах.
Через год подсобное хозяйство Калининградской специальной школы милиции МВД СССР заняло первое место среди 60 аналогичных учреждений. «У меня там был такой порядок, чистота, хоть каждый день комиссию привози», – вспоминает Гагик Рубенович.
В школе милиции Меликсетян познакомился с ухтинцем Александром Муриным. И это переросло в крепкую дружбу. Неудивительно, что когда Гагик Рубенович решил уехать из Еревана, он позвонил именно Александру Николаевичу и не ошибся в выборе.
Из солнечной Армении – в Ухту
Марине Испирян выросла тоже в Ереване, в многодетной семье. Тогда это было нормой. Мама была учительницей армянского и русского языка. По её линии – целая династия преподавателей. Один дядя – декан института филологии, другой – директор школы в Гюмри, дедушка был первым секретарём горкома г. Ленинакана. По отцовской линии – математики, медики и учителя. Сызмальства в семье много читали, любили учиться, в том числе музыке, брат на аккордеоне, девочки на фортепиано.
«Мы учились в особенной французской школе, – рассказывает Марине. – К нам приезжали группы ребят из Парижа для общения и практики в языке, и даже школьная форма была сшита на французский манер, с воротником жабо». А одну из преподавательниц она часто вспоминает, как та элегантно одевалась, себя вела, на неё старались быть похожими все девчонки. Видя выдающиеся способности детей к точным наукам, мама решила перевести их в математическую школу. И оказалась права, Марине стала прекрасным преподавателем математики, её брат уже академик, разрабатывает программы для мобильных устройств.
С Гагиком Марине познакомилась в 1990 году. Он тогда был участковым и проводил проверку по её заявлению. И так случилось, что деловое общение переросло в любовь.
В 1995 году Гагик решил, что нужно переезжать, политическая обстановка в Армении была нестабильной. Он позвонил своему другу Александру Мурину, тот тогда работал следователем. После разговора с другом загрузил пожитки в машину, машину в самолёт, а с Ростова уже отправился своим ходом. «Ухта сразу понравилась, словно родной город, – рассказывает Гагик Рубенович. – Не люблю мегаполисы, у меня четыре сестры в Москве, но я когда в гостях бываю, стараюсь из дома не выходить, по делам съездил и обратно. А тут компактный красивый город».
Свою деятельность как предприниматель он начал с нуля, много работал. Первый павильон по приготовлению шаурмы в Ухте открыл именно он. Были и другие проекты. Сейчас занимается приёмом цветного металла, картона, целлофана, пластика.
И встав немного на ноги, Гагик привёз в Ухту Марине. Для неё это было непростое решение. Ей как раз предложили должность заместителя директора школы, ребята её обожали. «Вы бы видели, как они плакали, когда пришли прощаться. Но я пообещала, что приеду на их выпускной, и Гагик меня действительно отпустил на этот праздник», – вспоминает Марине.
После солнечной Армении Ухта встретила её 25-градусным морозом, от стресса, непривычного климата у Марине даже начали выпадать волосы. Но постепенно всё наладилось. Она помогала мужу по работе, а спустя два года у них родилась дочь Лилит. О ней родители могут рассказывать бесконечно. Лилит – победительница олимпиад, конкурсов, с золотой медалью окончила Ухтинский технический лицей, учится в медицинском университете имени Павлова, да ещё и работает в клинике святого Луки.
Рождество по-армянски
– В больших городах часто можно услышать о гражданах из других мест или стран – «понаехали». Обо мне так никто не скажет, – отмечает Гагик Меликсетян. – Я встал на ноги сам, и все видят, как я работаю и другим помогаю.
И действительно, рабочий день Гагика Рубеновича порой длится больше 12 часов. Уладив служебные дела, он спешит в офис, работает с документами. А скольким соотечественникам он помог с оформлением паспортов, в решении порой сложных юридических вопросов.
Национально-культурной автономии «Урарту» в Ухте в 2024 году исполнится 10 лет. Создавали её, чтобы побольше рассказывать о культуре Армении, знакомить с традициями Родины.
С гордостью они отмечают, что Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии, задолго до Византии и Грузии. Это произошло в 301 году, в период правления царя Трдата III, благодаря деятельности Григория I Просветителя.
И христианство для армян не просто религия, веру в Бога они впитали с молоком матери.
– Я с детских лет помню, как мама читает нам Библию, – рассказывает Марине Испирян. – Хотя в Советском Союзе был атеизм, у нас Священное Писание стояло на почётном месте, обязательно ходили в храм по воскресеньям, в наш любимый – святого Саркиса.
Духовным центром Армении является кафедральный собор Эчмиадзин в Вагаршапате. Именно туда Марине отправилась, чтобы найти образ святых мучеников – жертв геноцида армян (канонизированы Армянской апостольской церковью в 2015 году), о нём супругам рассказал архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим. Ей пришлось посетить несколько храмов, прежде чем она нашла эту икону.
Как и все христиане армяне торжественно празднуют Рождество Христово. Но отмечают его 6 января, по первохристианской традиции совместно с Крещением Господним. В Армении праздник Богоявления называется ещё «малая Пасха». Я очень удивилась, когда Марине мне рассказала, что традиционное рождественское блюдо у армян – пасхальные голубцы. И делают их не из мяса, а из квашенной капусты и бобовых со специями. Так что пробуя это блюдо 6 января, не оскоромишься, постное оно. А ещё готовят рыбу, которая с древности является символом христианства.
Но, конечно, главное в празднике – это не еда. Это радость, прежде всего духовная, это праздник единения семьи в Господе, в вере и в надежде на Божий промысел.
Вероника Лудникова