Новая книга протоиерея Леонида Сафронова называется «В Россию грачи прилетели». В книге представлены лирические стихи поэта.
Принято, и это едва ли не аксиома, что так называемая «духовная», или её ещё называют «православная» поэзия непременно должна включать в себя некий набор из церковно-славянского словаря. Но поэт-священник считает, что высшее проявление духовной поэзии – это именно русская лирика в классическом смысле, потому что душа проявляется через неё. Лирика – это всеобъемлющее качество жизни русского человека от самой колыбели и отображённое во всех видах искусства: в литературе, живописи, архитектуре, в театре…
Особенность этой книги в том, что стихи иллюстрированы произведениями Алексея Саврасова, одного из самых трепетных и чутких русских художников девятнадцатого века. Совместить в одной книге два разных лирических подхода – поэтический и живописный – это не столь- ко эстетика, сколько иллюстрация того факта, что лирика как духовный настрой нации бережно сохраняется истинной творческой элитой России.
Однажды в начале двадцатого века художник Казимир Малевич, в бессилье отобразить надвигающийся на страну ужас, нарисовал странную картину, вызывающую споры, порой яростные. Ещё бы! Художник взял и повесил на стену рамку с «черным квадратом», обозначив так современность. Висит эта черная дыра посреди стены и орет что есть мочи квадратным зевом: «Аз есмь!». Но сколько ни вглядывайся в эту зияющую пустоту, только пустоту и увидишь. Он словно силится поглотить весь мир и даже пасть разинул на нашу Россию, кромсая искусство, политику, даже церковь…
И вот этому «черному квадрату» нашей жизни противостоит невзрачный русский пейзаж. Что заставляет душу замирать в торжественном благоговении перед полотном, на котором изображена неприглядная российская распутица? Где здесь пафос жизни?
Хилые безжизненные берёзки. Церковь – в туманной дымке. Как усталая обыденность, торчащий с краю сарай. И какие-то черные крошки на полотне – это и есть те самые грачи, которые прилетели. Где передний план, где задний? Ни жизнеутверждающего солнца, ни даже обнадеживающего лучика… Взгляду не за что зацепиться: никакой благостной картины – одна слякоть… И вот тут-то обессиленная душа замирает перед тайной (а может, таинством?) бытия… Строки Федора Тютчева приходят на ум: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил благословляя». И, наконец, становится ясно, что русская культура под рубищем прикровенно таит несокрушимую силу Духа, того Русского Духа, от которого врассыпную разлетается вся нечисть и рассыпается «черный квадрат». И сила эта – Господь Бог. Вот так, в частности, русский пейзаж Саврасова и русская поэзия Сафронова своей тихой лиричностью выразили библейскую истину, что не в буре, не в грохоте Господь, но вот: «глас хлада тонка, и тамо – Господь».
Светлана Сафронова
В одном заграничном отеле
О. Леонид Сафронов
В одном заграничном отеле,
Где каждый Европою сыт,
Картина «Грачи прилетели»
У самого входа висит.
Хоть с виду она небольшая
– Ей рамка любая тесна.
Висит возле входа, лишая
Приезжего сладкого сна.
Как будто заместо матрасов,
Апрельская сырость да лёд;
А тут ещё этот Саврасов
Приезжему спать не даёт.
Подходит художник к постели
Попавшему в сей передел:
«В Россию грачи прилетели,
А ты из неё улетел…».
И ходит приезжий ночами,
Не спит, потерял аппетит,
Душою за теми грачами
В Россию летит и летит…
Из книги «В Россию грачи прилетели»
Новый сборник стихов «В Россию грачи прилетели» о. Леонида Сафронова (255 стр.) можно заказать по телефону: 8-925-310-62-51 (Екатерина).