В Государственном музее истории религии 14 октября состоялась дискуссия с участием настоятеля столичного храма святой Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерея Алексия Уминского и доцента СПбГУ, ведущего передачи "Ночь на Пятом" Александра Секацкого. Для обсуждения была выбрана тема "Религия и искусство сегодня: пункты и контрапункты". Вечер вела директор ГМИР Любовь Мусиенко.
"У искусства нет никаких целей и не может быть, оно обладает иной природой, - начал отец Алексий. - Конечно, искусство может быть целенаправленным, как, например, религиозное искусство, но когда мы сталкиваемся с великой "Троицей" Рублева, вряд ли в этом заложена какая-то цель. Фрески Феофана Грека - это из области разговора человека с Богом. Этот разговор может быть разным - созерцательным, хвалебным, покаянным, это может быть также борьба, отрицание. Но это не цель как таковая. Искусство становится искусством, когда оно свободно от цели, не ограничено ею. Искусство и свобода не могут сосуществовать одно без другого. Цель - это то, что лишает свободы. Религиозное искусство очень подсудно: заданные каноны, например, в иконописи не дают возможности для свободы творчества. Но когда мы видим фрески великих иконописцев, то понимаем, что каноны не ограничивают их, потому что это не цель, это богообщение, когда верующий человек целенаправленно творит ради Бога".
Александр Секацкий отметил, что искусство обладает заимствованной силой, унаследованной от магических культов: "Искусство в своей подлинности заставляет нас пребывать в вымышленных мирах. Мы уделяем свое время и силы души созерцанию произведений искусства, не осознавая, почему это происходит. В настоящее время акционизм становится чуть ли не единственной формой современного искусства, потому что в нем есть то удивительное начало воздействия, зернышко магического воздействия, элементы подлинности, искры Божией".
Обсуждая вопрос канона, отец Алексий отметил, что современное искусство, в том числе и акционизм, живет иконографически - акционизм так же религиозен, как и юродство, только одно идет по дороге сакрализации, а другой - десакрализации. Но канон по сути своей один и тот же, и выйти из этого канона нельзя: хотя и кажется, что акционисты разрушают все, на самом деле это просто перевернутый канон. "Искусство не может существовать беззаконно. Оно подчинено высшему закону. Его можно извращать и выворачивать наизнанку, из него можно сделать прекрасное, а можно - невероятно отвратительное. Есть единый закон жизни. Богом установлен закон, искусство - это один из величайших законов Божиих, законов мира. Там, где есть искусство, обязательно будет и закон, по которому это искусство будет развиваться".
"Усилия современных художников, опирающихся на беспокойство души, сохраняют свою подлинность. И у современного акционизма, и у подлинного опыта веры есть один и тот же враг - это так называемый офисный планктон, те, кто не холоден и не горяч", - сказал Александр Секацкий.
Говоря об актуальности искусства, отец Алексий отметил, что любое востребованное искусство современно, поскольку воздействует на человека здесь и сейчас. Его собеседник разделил искусство на две категории: хранимое и творимое. Хранимое искусство находится в музеях и изъято из-под действия времени: оно уже сделано и повторить его нельзя. Искусство творимое - то, которое будет признано авторским вкладом сейчас. Оно безжалостно цензурировано и лимитировано условиями художественной политики мира.
Протоиерей Алексий Уминский уделил особое внимание метаморфозам, произошедшим с искусством иконописи: "В какой-то момент икона в России превратилась в трафарет, в XVII-XVIII веках икона как таковая исчезает, остается только трафарет. Все вроде бы такое же: те же символы, те же краски, а иконы нет. Трафарет - это идеология, то, что выходит за его рамки, - ложь и ересь и должно уничтожаться. Потом трафарет трансформируется в советский плакат и продолжает существовать в современности, когда мы видим "иконы" Ивана Грозного, Иосифа Сталина".
"Икона - это личностное творчество, как молитва. Это аскетический духовный путь к Богу, глубокое переживание. Икона может быть только личностной и авторской, даже если мы не знаем имя автора. Поэтому современная икона, в отличие от трафарета, рождается из нового опыта жизни Церкви, который существует. Это совсем новая Церковь, которая родилась 25 лет назад и не связана исторически, кровью, традициями с той Церковью, которая была до этого. Это Церковь новых обращенных христиан, выросшая из настоящего личностного опыта богопознания, встречи с Богом. В этой новой Церкви рождается совершенно новая икона", - добавил отец Алексий.
Слушатели задавали спикерам вопросы. Были затронуты темы массовой культуры, акций православных активистов, запретов в искусстве.
Санкт-Петербургская митрополия