Дорога в колокольный звон
В храме Новомучеников и исповедников Российских, в земле Коми просиявших, Ухты произошло значительное событие. На колокольню церкви были подняты и установлены 9 колоколов, отлитых в городе
Каменск-Уральский. Самый крупный из них, благовестный, весит 1 тонну 140 килограммов. Руководил этой сложнейшей операцией признанный мастер колокольного звона из Архангельска Владимир Петровский.
Но установить колокола мало, надо ведь кому-то в них и звонить. И целую неделю Владимир Петровский обучал желающих премудростям звонов. Сначала – теория, а потом практика, по окончании курса ухтинские звонари получили сертификаты от мэтра. Мы же не могли упустить такую возможность и встретились с Владимиром Марьяновичем, чтобы поближе познакомиться с известным мастером.
- Почему начали заниматься колокольными звонами?
- Господь привел, иначе и быть не могло.Очень много было отдано музыке, джазовой прежде всего. Играл на ударных инструментах. Но в 1990-е это перестало быть востребованным, надо было искать себя в чем-то другом. И супруга Вера предложила пройти курсы экскурсоводов. Учился 9 месяцев, а потом стал сопровождать путешественников в музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы».
Там представлена старинная архитектура северных районов России, порядка 100 построек – гражданских, общественных, есть, конечно, и храмы. И в них сохранились старые колокола, но звонить было некому. Предложили мне, ведь я музыкант. Так в 1986 году я начал изучать искусство колокольного звона. Учиться было особенно не у кого, в основном читал литературу, слушал старые пластинки, у меня сейчас уже собрана огромная фонотека. Постепенно я стал проникаться красотой этой древней русской традиции,
приходил опыт, которым стараюсь делиться с поклонниками колокольного звона. Создал школу звонарей и даже новое направление в искусстве – «Современная колокольная музыка». Люди по-разному приходят к Богу, кто-то как раз через красоту православных звонов.
- Ваши курсы звонарей привлекли немало ухтинцев. Что за устройство Вы привезли для своих учеников?
- Это специальный тренажер для отработки мышечной памяти. На нем можно изучить все звоны – от благовеста до праздничного, отработать все движения, чтобы потом уже переходить на колокольню. Люди разные, и, пожалуй, не всем понравился бы звон с утра до вечера. Потому смиренно отрабатываем технику на тренажере, а уж потом демонстрируем навыки. В Ухте 14 человек сдали экзамен, так что за Вашу коло-
кольню я спокоен.
- Вы категорически против всяких электронных звонов?
- В них нет души, а как без этого? Ведь колокольный звон – это глас Божий, как можно эту миссию машине перепоручать? Это как с людьми, ты хоть в самые золоченные облачения обрядись, но если в душе пусто, то какой смысл... Мне говорят, надо идти в ногу со временем. Так мы далеко можем уйти и от русских традиций, и от Православия.
- Колокольня храма Новомучеников и исповедников Российских, в земле Коми просиявших, в Ухте стала 180-й Вашей работой. Наверное, уже все идет по отлаженному плану или есть в каждом храме какие-то нюансы?
- Каждая работа интересна по-своему. Очень мало архитекторов обращается к мастерам по установке колоколов, чтобы учесть, какие балки заводить, на какой высоте. Потому в основном приезжаешь и все начинаешь выстраивать сам, делать специальные развесы. Особенно тяжело, когда покупают колокола плохого качества. Такое, к сожалению, бывает, пытаются сэкономить, а звучание никуда не годится. В Ухте отличные колокола, и, думаю, на концерте ухтинцы в этом убедились.
- География Вашей деятельности, судя по отмеченным на сайте колокольным работам, широчайшая. А какие вспоминаются больше всего?
- Прежде всего, в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. Соборная колокольня – высотой 30 метров. Никаких приспособлений. Колокол весом 660 килограммов поднимали практически вручную. Сами придумывали полиспасты, блоки какие-то приспосабливали. Но ничего, с Божией помощью справились. Это сейчас любые техника и устройства к твоим услугам.
Именно тогда в 1992 году в Соловецкой обители, в дни торжеств, посвященных обретению мощей основателей – святых Зосимы, Германа и Савватия, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил меня на дальнейшее возрождение звонов в храмах и монастырях Русской Православной Церкви.
Ездить по миру мне приходится много, у меня до сентября все расписано. Вскоре отправляюсь в Лондон. В Успенском соборе Сурожской епархии, где служил митрополит Антоний, проводится капитальная реконструкция колокольни, а я занимаюсь обустройством православной звонницы. История очень интересная. Ведь этот храм был подарен владыке Антонию, но построен как католический. Нынешний архиерей Сурожской епархии архиепископ Елисей решил все сделать по-православному: поставить иконостас, убрать балконы – и хотят, чтобы зазвучали в Лондоне русские звоны. Работа проходит непросто, англичане – дотошный народ. Мне пришлось им все расчерчивать до последнего винтика, привез
им записи. Даже предложил съездить в Бари, где я тоже занимался установкой колоколов. И, кстати, родилась идея – изобразить на одном колоколе, весом 90 килограмм, профиль королевы Великобритании Елизаветы II, ей как раз 90 лет. Эта идея так понравилась, что власти Лондона согласились на переоборудование здания храма и часовни. Завершить планируют в октябре к юбилею 300-летия Русского Православия на Британских островах.
- А что для Вас значит колокольный звон?
- Это моя жизнь. Как проснулся, так день прошел. Новые композиции, колокола, развитие – это прекрасно. Зашел в красоту – сотворил красоту. Я человек творческий, в этой работе я нашел все. В свои почти уже 60 лет веду активный образ жизни. Недаром говорят, что колокольный звон помогает при всяких хворях, на моих концертах очень много мамочек с грудничками. Я сам под колокольным звоном чищусь. Жаль, пока не
получается написать о стольких событиях в своей жизни! У меня даже название есть – «Дорога в колокольный звон», и, думаю, придет время, и возьмусь за перо.
Беседовала Вероника Лудникова.
Фото Николая Лудникова.
Владимир Марьянович Петровский, профессиональный музыкант, мастер колокольного звона, старший звонарь храма Успения Пресвятой Богородицы г. Архангельск, действительный член Ассоциации колокольного искусства России, член Российского авторского общества, поэт и композитор.
Родился 14 марта 1957 года в г. Березники Пермского края, окончил Архангельское музы-
кальное училище по классу ударных инструментов.
Является создателем первой в России профессиональной школы звонарей на базе музея «Малые Карелы».
Автор первых в России авторских колокольных пластинок и компакт-дисков «Звоны северные». Пишет песни и выступает с авторской программой «Размышления у храма».
Создатель и соорганизатор колокольных фестивалей: в музее «Малые Карелы» (г. Архангельска), «Преображение» ( г. Ярославль), «Алексеевские перезвоны» (Татарстан), «Каменск-Уральский – колокольная столица», «Колокольные звоны Усолья» (Пермский край), «Диканьские перезвоны» на Полтавщине.
В 2008 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом св. прп. Сергия Радонежского за труды по возрождению православных звонов России.
http://petrovskij.com
КС №4(69) 2016 г.