Много ли мы знаем литературных произведений о коми няньках в русских семьях? Собственно говоря, таких и не было. А вот Сергей Довженко взял и написал книгу, героиней которой стала простая коми женщина Матрона Лучкина. Она уехала из Усть-Сысольска с семьей репрессированого пи- сателя Сергея Фуделя в Москву. Дети и взрослые звали ее просто Мунечка. Родом из сысольского села Вотча, Матрона в детстве сбежала в Кылтовский монастырь, была там монахиней, а последние 35 лет своей жизни прожила в семье Фуделей. О ней новая книга «Сердце, жалеющее всех людей», подробнее об этом мы попросили рассказать автора Сергея Довженко.
– Чем был вызван ваш интерес к личности Матроны Лучкиной?
– Еще четверть века назад я впервые прочел золотые строки Сергея Фуделя, церковного писателя эпохи гонений. Я был воспитан на Пушкине, Лермонтове и Некрасове, на хорошей русской прозе, на поэзии серебряного века и не мог не ощутить, что это тоже настоящая литература. Однако «это» проникало в самую глубину души. Лишь семь лет спустя я принял Крещение и стал хорошим или плохим, но чадом родной Православной Церкви. И все эти годы и десятилетия меня не оставлял глубокий интерес к наследию Фуделя, к судьбе самого Сергея Иосифовича и к его окружению. И как-то по-особенному мне стал близок духовный облик няни всех троих детей писателя.
Сам Сергей Фудель в книге «У стен Церкви» пишет о Матроне Лучкиной так: «У нее было сердце, жалеющее всех людей». Эти слова писателя я сделал названием новой книги. Если говорить о главной характеристике Матроны Петровны, то вряд ли скажешь лучше, да это и во все времена самое нужное для нас – «стараться всегда и везде сохранять тепло сердца, зная, что оно будет нужно кому-то еще, что мы всегда нужны кому-то еще» (из воспоминаний Сергея Иосифовича). В последней главе книги я написал, что, уже будучи смертельно больной, няня Матрона стремилась быть хоть чем-то полезной для семьи, в которой она прожила целых 35 лет и вместе с женой Сергея Иосифовича (он появлялся в доме в короткие промежутки между своими тюрьмами и ссылками) вырастила всех троих их детей. Другие черты ее личности, дающие более полное представление об этом человеке, и все известные факты ее биографии я осветил в книге, насколько это было возможно.
Матрона (Матрена) Петровна Лучкина – коми-зырянка. Родилась в 1881 (или 1885) году в сысольском селе Вотча. С 1898 года жила в Крестовоздвиженском монастыре в Кылтово. Год облачения в рясофор – 1907. Грамоте училась в монастыре, занималась клиросным пением, шитьем одежды. С 1923 года жила в семье репрессированного писателя Сергея Фуделя, воспитала троих его детей. Умерла в 1959 году в Усмани.
– Какими источниками вы пользовались при работе над книгой?
– Художественных и мемуарных свидетельств о личности и судьбе почти никому не известной простой няни детей репрессированного писателя, конечно, немного. Большая часть сведений содержится в первом томе собрания сочинений Сергея Фуделя, вышедшего в 2001-2005 годах, а также в книге дочери писателя, Марии Сергеевны Желноваковой, «Воспоминания о матери», появившейся тогда же. Есть изданные в альманахе «Альфа и Омега» в тот же период письма Марии Сергеевны к брату Николаю.
Много для уяснения истории Кылтовского монастыря – духовной колыбели героини книги дала монография протоиерея Владимира Пономарева об обители.
Остальное собиралось по крупицам. Конечно, постоянно приходилось обращаться к всевозможным справочным интернет-ресурсам, ведь судьбу героини надо было проследить в контексте эпохи, дать будущему читателю основные сведения о не слишком известных местах и людях, вовлеченных в повествование.
Хотя кое-какие новые находки использованы и в этой книге, но с архивами я работал мало. Во-первых, в этом плане много потрудились биографы Фуделя, протоиерей Николай Балашов и литературовед Людмила Сараскина. Во-вторых, книга о Матроне Лучкиной изначально задумывалась как документальная, но вместе с тем и художественная повесть. Кажется, искомого результата удалось достичь: от читателей и рецензентов рукописи книги приходят единодушные отзывы, что она живая и теплая. Я рад этому.
Вот что писал о няне сам Сергей Фудель: «У нас жила близкая нам простая женщина. Она была когда-то инокиней (сама ушла от родителей в монастырь, когда ей было лет 11-12), но в это время ничем внешне от нас не отличалась и посты не очень соблюдала. Но у нее было сердце, жалеющее всех людей. Про нее отец Серафим говорил: «Она ходит не только в ангельском чине, но и ангельскими стопами».
Мария Фудель писала о своей няне: «Мунечка часто рассказывала о своем монастыре. Вдвоем с под- ругой, обеим по 12 лет, они убежали из дома поступать в монастырь. Вероятно, их не отпускали, поэтому они тайком ночью отправились со своими узелочками путешествовать по зырянским лесам. Всего им надо было пройти около 200 километров (верст, как тогда говорили). Последний путь, уже на подходе к монастырю, шел лесом. В монастыре ее определили петь на клиросе. Пела она хорошо».
– Были ли Вы в Коми крае?
– Нет, еще не доехал, много лет все подбираюсь. Довольно хорошо знаю ставшую родной Вологодчину, где учился в духовной школе. Несколько раз бывал в путешествиях по святым местам в окрестностях архангельских городов Котласа и Коряжмы, вятской Лузы. Но к вам собираюсь, особенно теперь, когда готова книга об уроженке Вотчи, к тому же насельнице Кылтово. Другие места ее жизни, Сергиев Посад и Усмань, мне хорошо знакомы. У меня возникало естественное желание проехать и по родным местам Матроны Петровны в Зырянском крае, но, во-первых, я осознаю, что это очень мало прибавило бы к намеренно компактному, живому и не сверх меры «научному» повествованию, а во-вторых, пока нет на это ни времени, ни возможности. Но все же поставил себе целью не в этом году, так, может, в следующем путешествие по местам жизни Матроны, Сергея Фуделя и владыки Афанасия (Сахарова), в комнате которого в Усть-Сысольске в 1923 году Сергей Иосифович венчался с Верой Максимовной. Кстати, это событие, их венчание, – одно из центральных в новой книге, так как благодаря ему произойдет призвание инокини Матроны на 35-летнее служение няни. Так что ждите в гости.
– Кому будет интересна книга о Матроне Лучкиной?
– Смею предположить, что мно- гим. Вашим землякам, неравнодушным к истории родного края и жизни своих предков. Историкам, для которых книга представляет определенную ценность и может побудить их к новым исследованиям. Молодым людям, еще только ищущим смысла жизни, так как Матрона Лучкина и другие герои книги могут послужить нравственными маяками. Православным христианам, которые, возможно, откроют для себя какие-то новые грани служения Богу и ближнему.
– Далеко не все читатели знают, кто такой Фудель.
– Кратко рассказать, кто такой Фудель, никогда не читавшим его труды и не слышавшим о нем, довольно сложно, потому что это необычный писатель. Годы его жизни – с 1900 по 1977. Исследователи порой называют Сергея Иосифовича богословом, хотя этот титул может быть отнесен к нему, наверное, меньше всего. Может быть, более правы те, кто отводит ему роль проповедника. И все равно больно уж необычна эта «проповедь» автора-мирянина. Если не считать имеющих безусловную ценность монографий Фуделя о Достоевском, об отце Павле Флоренском, о Божественной литургии, если не касаться его святоотеческой антологии «Путь Отцов», остальные два тома фуделевских сочинений по большому счету – исповедь христианской души, свидетельство о Церкви верных и духоносное слово к современному человеку о вечной Истине, для которой Сергею Иосифовичу с его силой литературного таланта удалось найти свои, свежие, неповторимые образы и открыть какие-то новые грани веры.
Кстати, одна из моих корреспонденток недавно ответила на такой же мой, скорее, испытующий вопрос примерно так: «Сергей Фудель погружает нас в ясный и светлый мир любви к Христу и ведет этим путем, несмотря на все вызовы нынешней эпохи». Она обращается к нему ежедневно, как к старцу, который никогда не подведет и распутает любой узел. Я сам могу подписаться под этими словами. Возможно, даже наше поколение пятидесятилетних успеет дождаться его церковной канонизации.
Сергей Иосифович Фудель (1900-1977) – православный богослов, философ, духовный писатель, литературовед. Неоднократно репрессирован по политическим мотивам, был в лагерях и ссылках. Отбывал ссылку в Усть-Сысольске и Княжпогосте (1923- 1925). Фудель знал семь языков, в том числе английский, его супруга – пять.
– Каким образом он связан с Коми краем?
– Здесь он отбывал первую из трех своих ссылок – за выступление против «живоцерковников» или обновленцев, призванных безбожной властью разрушить церковь изнутри. В 1922 году юного Сергея Фуделя арестовывают под Москвой и доставляют на Лубянку. В том же году приговаривают к ссылке в Зырянский край сроком на три года. На исходе зимы 1923 года Фудель в составе партии ссыльных добирается до Усть-Сысольска. Весной к Сергею Иосифовичу приезжает из Москвы его невеста Вера. 23 июля 1923 года на временной усть-сысольской квартире ссыльного епископа Афанасия (Сахарова) состоялось венчание Сергея и Веры. Ради рождения первенца Вера Максимовна надолго расстается со своим ссыльным супругом и возвращается в Москву. А в следующем, 1924 году Фуделя переводят в село Княжпогост, где Сергею Иосифовичу придется прожить, работая помощником бухгалтера (эта специальность была освоена в зырянской ссылке), до мая 1925-го, когда он будет досрочно освобож- ден и сможет вернуться в москов- скую квартиру к молодой жене и маленькому сыну. В книге, конечно, все освещено намного подробнее.
– Встречались ли Вы с людьми, которые лично помнили героиню вашей книги?
– Мог бы, когда они были еще живы. Это дети Сергея Иосифовича. Но все они ушли из жизни один за другим. Последней – младшая дочь Варвара Сергеевна, в 2015-м. В свое время я с ними так и не познакомился. А книга задумана только в нынешнем 2020-м. Хорошо, в Москве живет внучка Сергея Фуделя, Мария Николаевна Астахова. Няня Матрона скончалась в 1959 году, когда Маше Фудель было неполных три года, но в памяти девочки остался незабываемый образ няни ее отца и теток. Все, что помнит, она прислала, и ее строки вошли в книгу.
– Какие сложности возникали в ходе работы?
– Обычные будни журналиста-краеведа, ничего такого уж особенного. Я вам лучше вот что скажу – писать о Божьем человеке, жалеющем всех людей, было радостно. Вот это слово, пожалуй, определяет все остальное. Думаю, что помогали молитвы моих героев за меня.
Беседовал Артур Артеев
Фото предоставлено Сергеем Довженко