Наши дети перестали читать книги, их им заменили айфоны и компьютеры. Везде замечаешь идущих или сидящих подростков, уткнувшихся в экраны своих телефонов. Да и мы, взрослые, большое количество времени посвящаем проглядыванию новостных подборок ведущих интернет-изданий. Если так пойдет и дальше, то «простой, естественный вопрос» героя фильма «Операция «Ы» «Как пройти в библиотеку?» останется только в архиве российского кинематографа.
Что же принесла нам научно-техническая революция?
Специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, подавленностью и депрессией.
Ученые, занимающиеся этой проблемой, утверждают, что в мозгу представителей «цифрового» поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепномозговой травмы или на ранней стадии деменции – слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
Ребенок с рождения попадает в мир электроники, мультимедийных технологий. Раньше, чем он делает первые шаги, он начинает держать в руках сотовый телефон, нажимает кнопки телевизионного пульта или компьютерной клавиатуры.
Бич нашего времени – депрессия у детей, причем в подростковом возрасте, повышенная тревожность, проблемы с коммуникацией со сверстниками, со взрослыми. Возникают проблемы с письмом, чтением – эти навыки утрачиваются.
В возрасте с 5 до 11 лет около пяти миллионов российских детей – это 93% общего числа граждан этого возраста – пользуются Интернетом.
Подростки предпочитают видеоконтент – им важны лайки, просмотры вместо живого общения, которое развивает и речь, и социальные навыки.
Есть ли выход из создавшейся ситуации?
Да, проблема очевидна на государственном уровне. В мае 2017 года президент Владимир Путин подписал Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», и правительством утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в стране.
Понятно, что проблема эта требует комплексного решения, одними постановлениями, увещеваниями и запретами ее не решить.
И вот задача для нас, для взрослых, – привлечь ребенка к живому общению и чтению книг.
Детские библиотеки должны стать местом притяжения, где проводятся мастер-классы, занимаются рукоделием, ведется клубная работа. И, конечно, должны быть места уединения, тихие уголки для чтения, размышления, беседы.
Сегодня библиотека – это навигатор в мире книгоиздания, в мире литературы, только библиотекари-профессионалы могут подсказать, какую книгу выбрать, какие новинки появились, что вышло по той или иной теме. Это очень важно для родителей, ведь сейчас выпускается очень много детской литературы, а насколько она хороша, знает только специалист.
Библиотека сегодня – это пространство общения и взрослых, и детей. Пространство позитивное, культурное, безопасное, насыщенное важными и нужными смыслами. Для детей это и спасение от дурной компании, от лени и безделья, от многочасового, до отупения, сидения за компьютером дома. Для взрослых – возможность побыть вместе с ребенком, погрузиться в мир его интересов и приобщить его к своим.
Старейшая детская библиотека Ухты
И в нашем городе в Центре творчества имени Г. А. Карчевского есть такая замечательная библиотека. Официальная дата открытия старейшей детской библиотеки Ухты – 1 июля 1953 года.
Хотя на самом деле первая заведующая Раиса Ивановна Лудникова была принята на работу в районную библиотеку Дома политического просвещения ещё 1 августа 1950-го.
Небольшая районная библиотека была преобразована в детскую (позже в Центральную детскую) в 1953 году. Раиса Ивановна занималась методическим руководством всех библиотек, обслуживающих детей (школьных в том числе) сразу двух районов: Ухтинского и Сосногорского. Ей при поддержке Генриха Адольфовича Карчевского удалось создать одну из лучших библиотек для детей в Коми республике.
Раиса Ивановна выписывала книги практически из всех книжных магазинов СССР, многие из которых сохраняются в фонде библиотеки до сих пор. Лудникова Р. И. является единственным библиотекарем в Коми – Заслуженным работником культуры РФ.
В 1982 году Центральную детскую библиотеку при Дворце пионеров (так тогда назывался нынешний Центр творчества) приняла Татьяна Глебовна Шухардина. Она прежде чем стать заведующей, проработала главным библиотекарем 5 лет.
С 1992 года в учреждении проводят уроки внеклассного чтения. Эта программа рассчитана на три года. Учащиеся 2-4-х классов школ микрорайона посещают читальный зал 1 раз в неделю. Формы и тематика таких занятий разнообразные, это уроки доброты и мужества, краеведческие часы и мультимедийные лекции, литературные и интеллектуальные игры.
После каждого занятия – обязательный выбор книг и журналов для чтения дома. Таким образом ребята привыкают к систематическому чтению.
С 2011 года библиотека создаёт голосовые книги для незрячих и слабовидящих детей «Возьми себе голос в подарок». Это CD-R диски с записью детских голосов. Ребята читают стихи, сказки и рассказы. Уже создано 10 таких книг, последняя, в январе 2019 года, была посвящена Году театра в России. За девять лет слабовидящие и незрячие дети Ухты получили в подарок 500 экземпляров голосовых книг.
В Центре детского творчества, когда летом педагоги уходят в отпуск, библиотека на каникулы не закрывается. Вот уже тридцать лет здесь проводят увлекательные занятия для летних площадок. В течение двух летних месяцев (июнь-июль) здесь в среднем проходит 65-70 мероприятий.
Коллектив библиотеки небольшой, всего 3 человека, но это команда единомышленников. Все мероприятия проводит Т. Г. Шухардина, сосчитать всё за все годы её работы уже просто невозможно. В ноябре 2019 года Татьяна Глебовна была награждена Почётным знаком «За заслуги перед Ухтой».
Три поколения ухтинцев выросли на книгах библиотеки при Дворце пионеров. В настоящее время на абонементе 124 семейных формуляра.
Когда вчерашние читатели, ставшие папами и мамами, приводят своих малышей, первое, что они говорят, переступив порог: «Тот же запах книг..!». А отыскав на полке знакомое издание, радуются как маленькие… Такие родители хорошо понимают, что надо доверять специалистам, которые найдут подход к любому ребёнку, разговорят его, убедят и посоветуют прочитать то, что заставит прийти за книжками ещё и ещё раз.
Последние 2-3 года школы вернулись к спискам для обязательно чтения на лето. И это радует. Общаясь с детьми, библиотекари напоминают, что только тот, кто много читает, научится красиво и грамотно говорить. С таким человеком приятно беседовать.
В заключение этого небольшого экскурса в мир книги хочется привести высказывание, начертанное на стенде в детской библиотеке: «В Интернете есть всё, а в библиотеке всё, что нужно!».
Николай Лудников
Фото из архива автора
Что читают школьники?
Любите ли вы читать? Какое место в вашей жизни занимает литература? Правдивы ли мифы о том, что современные дети вовсе не читают? Слушательница школы журналистики при редакции газеты «Колокол Севера» решила провести свое независимое исследование. И первым делом отправилась в библиотеку Ухтинского технического лицея, где она учится.
Размер библиотечного фонда учебного заведения 12300 книг, включая художественную и учебную литературу. Читатели библиотеки – это все ученики лицея, 433 человека.
О том, какая литература популярна у юных читателей, нам рассказала библиотекарь УТЛ Елена Алехина:
– Чаще всего, конечно, берут учебную литературу. Но пользуются популярностью и книги Елены Габовой, которые я всегда пропагандирую для детей 12-13 лет. Также часто спрашивают «Гарри Поттера». Для воспитания личности я бы посоветовала Василия Александровича Сухомлинского и Яна Коменского, но к этим авторам обращаются редко, – отметила Елена Леонидовна. – На выставке «Зачитанная книга» можно увидеть «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейта ДиКамилло, «Взгляд кролика» Хайтани Кэндзиро, «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой.
– Как Вам кажется, современные дети стали меньше читать?
– Пожалуй, но это зависит от каждого ребенка в отдельности. Но даже если человек не был увлечен чтением с детства, он сможет проникнуться симпатиями к литературе в дальнейшем.
Мария Плетникова
А что думает о пользе библиотек и литературе молодежь?
Слушатели школы журналистики опросили своих знакомых и одноклассников:
Алина, 14 лет:
– Обожаю погружаться в мир книг, открывать для себя новое. Моей любимой книгой является «Виноваты звезды» Джона Грина. В библиотеку не хожу, нет времени, книги либо покупаю, либо скачиваю их в электронном варианте.
Захар, 14 лет:
– Читаю только то, что задают в школе. Иногда хожу в школьную библиотеку, когда нужна литература для уроков. Всю информацию сейчас вполне можно найти в Интернете в свободном доступе.
Михаил, 16 лет:
– Книги в библиотеке беру примерно раз в месяц. Предпочитаю бумажный вариант, но в дороге пользуюсь и гаджетами. Читать люблю – это и досуг, и помощь в учебе, в творчестве. Мои книжные фавориты «Три товарища» Эриха Марии Ремарка, «Град обречённый» Аркадия и Бориса Стругацких, «Кристина» Стивена Кинга.
Ирина, 18 лет:
– Услугами библиотеки я не пользуюсь, считаю, что электронные книги гораздо удобнее и это более экологично. Читать необходимо, чтобы пополнять словарный запас и тренировать память. Я предпочитаю научно-популярную литературу, мемуары, биографии и автобиографии. Моя любимая книга «Мария Стюарт» Стефана Цвейга.
Даша, 18 лет:
– В библиотеку хожу очень редко, не хватает времени, к тому же, у меня дома много книг и можно скачать любое произведение в Интернете. Хотя читать я люблю. Одним из моих любимых авторов является Тамара Михеева. Она пишет потрясающие произведения. Например, «Островитяне».
Мария, 17 лет:
– Для меня чтение – это не только приятное и полезное времяпрепровождение, это помогает развивать эрудицию, повышать грамотность. Для меня самая удобная форма – бумажные книги, и я постоянно беру в библиотеке, это исключает лишние расходы. Мои любимые – «Желтая стрела» Виктора Пелевина, «Мартин Иден» Джека Лондона и «На Западном фронте без перемен» Ремарка.
Опрос провели Нина Юрецкая, Мария Плетникова, Павел Дмитрашина
«Колокол Севера» №1(90) февраль 2020 г.