В Международный день родного языка мы решили вспомнить одну из статей главного редактора газеты Николая Лудникова, посвящённую актуальной теме - бережному отношению к русской словесности.
Стоит только заглянуть в Интернет или включить телевизор, и на тебя обрушивается шквал неблагозвучных и таких далеких от русского языка слов. В нашу жизнь уже прочно вошли «лайки», «фейки», «пранки» и другие кальки с английского (хотя и «калька» тоже не наша, из французского). Чем грозит такое агрессивное внедрение чужеродных образцов, об этом решили поговорить сегодня.
Чрезмерное преклонение перед Западом и раньше волновало умы передовых людей своего времени, патриотов Отечества. В этой связи актуальна и сейчас статья Александра Семеновича Шишкова «Хочешь погубить народ, истреби его язык», написанная более двухсот лет назад. Приведу лишь несколько цитат: «…Для чего истинное просвещение и разум велят обучаться иностранным языкам? Для того, чтоб приобресть познания. Но тогда все языки нужны. На греческом писали Платоны, Гомеры, Демосфены; на латинском Виргилии, Цицероны, Горации; на итальянском Данты, Петрарки; на английском Мильтоны, Шекспиры.
Напротив, чтоб говорить им как своим природным, нужно от самого младенчества беспрестанно им заниматься. Это воспрепятствует вам знать собственный язык ваш, разумеется, не тот, которому научились вы на улице, но тот, каким в священных храмах проповедуется слово Божие, и какой находим мы в книгах от Нестора до Ломоносова, от Игоревой песни до Державина. Сие отведет вас от многих касающихся до России сведений. Вы, может быть, много лишнего узнаете о французских почтовых домах и о парижских театрах, гуляньях и переулках, но много весьма нужного не будете знать о своем Отечестве. Вы всем этим пожертвуете для чистого произношения французского языка.
Сколько человек в России читают Вольтера, Корнелия, Расина? Миллион или около того. А сколько человек читают Ломоносова, Кантемира, Сумарокова? Первого читают еще человек тысяча-другая, а последних двух вряд и сотню наберешь ли.
При таких обстоятельствах язык наш все более будет погребаться в забвении, словесность портиться и упадать. Но без языка и словесности могут ли распространяться науки? Может ли быть просвещение? Могут ли процветать даже художества и рукоделия? Нет! Без языка науки невнятны, законы мрачны, художества нелепы, рукоделия грубы, и одним словом: все без вида, без образа, без души. Язык и словесность нужны не для одних наук, законов и художеств. Всякое ремесло, рукоделие и промысл их же светом освещаются, от них заимствуют свое совершенство…».
Кто-то скажет, что это уже такая древность, Президент литературной академии в ХVIII об этом рассуждал. Но, тем не менее, и наши не такие далекие предки в мое еще школьно-вузовское время за чистотой языка старались следить, понимая, что это основа нашей идентичности и даже государственности.
Лучшие сыны нашего Отечества всегда были обеспокоены засилием иностранщины на родной земле, однако, похоже, этим совершенно не озабочены дяди и тети из Министерства образования, всеми силами стремящиеся навязать нашим детям чуждую нам культуру.
Что происходит в нашей стране, почему так разнятся векторы ее развития? В военной области и в космосе мы впереди планеты всей, и в то же время совершенно непонятны действия правительства в таких сферах государственного строительства, как образование и культура. Сказав про непонятные действия, я, конечно, слукавил, ведь не вхолостую же работает в нашей стране «пятая колонна».
На примере своего региона я вижу, какую титаническую патриотическую работу проводят энтузиасты на местах, однако почти все их усилия сводятся на нет разнузданной антироссийской, антигуманной пропагандой. Что мы строим в стране, где нет идеологии? Во всем мире она есть, а у нас – многообразие, согласно Конституции. Хотя на самом деле нам уже как три десятка лет навязывают античеловечную идеологию капитализма.
В настоящее время существует реальная угроза того, что наши враги убьют Россию через систему образования. Этим занимаются хорошо известные персоны и совершенно определенные фонды Сороса, Эрхарда и так далее. Понимают ли это чиновники в правительстве, думаю – да.
Какие же задачи перед собой поставили эти фонды:
– разрушить преподавание точных физико-математических наук в школе, всех более-менее толковых детишек через систему грантов перетащить к себе;
– посредством гуманитарных наук переформатировать сознание нации.
Государственная политика в области языкового образования в последние годы достигла своей кульминации, когда обучение иностранным языкам повсеместно ввели уже в начальной школе.
Чем это может обернуться? Об этом пишут в своей книге «Бомбы в сахарной глазури. Технология обмана» И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова. Вместе с чужим языком дети усваивают чужие культурные установки, чужие культурные коды. Ведь язык – это не просто слова. Это целый мир. В языке как ни в чем другом отражается душа народа, его представления о жизни, его система ценностей, историческая память.
Родной язык оказывает огромное воспитательное воздействие, служит нам и опорой, и защитой, и ориентиром в сложных ситуациях. Неслучайно один из наиболее действенных приемов манипуляции сознанием заключается в замене слов с исконными корнями на иностранные термины. Да, конечно, мы понимаем их значение, но это понимание чисто головное, умозрительное. В нашей душе они не находят отклика.
Одно дело сказать «сексуальное просвещение детей и подростков». Вроде бы ничего, звучит культурно... А назовите это по-русски «растлением малолетних» – и аудитория содрогнется. Причем вовсе не обязательно из-за подспудного напоминания о статье в Уголовном кодексе.
Нет, просто любой человек, для которого русский – родной язык, понимает значение корня «тлен». И ни для кого этот корень не имеет положительной окраски, ибо «тлен», «тление» теснейшим образом связаны с понятием «смерть». А приставка «рас-» означает раскрытие. Человек растленный, раскрывшийся для разврата, как бы впускает в себя смерть, что подтверждается не только на духовном, но и на физическом уровне…
В психологии есть понятие «сензитивного периода». То есть этапа, когда ребенок наиболее восприимчив к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Если пропустить такой сензитивный период, то многие вещи могут быть упущены навсегда. К примеру, ребенок, который до семи лет не научился говорить, скорее всего, так этому и не научится.
Аналогичным образом происходит и формирование менталитета. Ребенок не рождается с ним, национальное самосознание вырабатывается у него постепенно в процессе воспитания. И родной язык играет здесь наиважнейшую роль. Смешение же культурных кодов и установок на раннем этапе развития ребенка дезориентирует его, мешает выработке национального самосознания.
А если родители и педагоги усиленно подчеркивают ценность овладения иностранным языком, стараются всячески повысить мотивацию ребенка, то может произойти и культурная переидентификация. Не успев проникнуться родным духом, ребенок всей душой прилепится к иностранному. И будет не только говорить, но и мыслить, чувствовать, вести себя как иностранец. Русский язык, русская культура и ментальность станут ему чужды, непонятны и неприятны.
Но откуда в современном российском обществе возникла такая преувеличенная потребность в иностранном языке? Как сформировалось убеждение, что его знание – залог успеха в жизни?
Конечно, нынешнее «аглицкое поветрие» – это, прежде всего, реакция на долгие годы существования страны за «железным занавесом». Для определенного количества людей, выросших при советской власти, заграница была сверхценностью, а ведь именно эти люди и являются сейчас родителями, бабушками и дедушками.
Во-вторых, после падения «железного занавеса» в России появилось большое количество иностранных бизнес-разведчиков, которые начали осматриваться, «наводить мосты». Соответственно, возникли фирмы, платившие своим сотрудникам немыслимые по тем временам деньги. Устроиться в такую инофирму было заветной мечтой многих семей. Это тоже обусловило рост мотивации.
Мы пережили почти тридцатилетний период доминирования англоязычной музыки на нашей территории. По крайней мере, в молодежной среде. Причем процессы англомании шли по нарастающей. Поколение молодежи, выросшей на англоязычной музыке, нарожало детей и уже вместе с ними слушало её, по-прежнему идеализируя западный образ жизни. Да и сейчас данная стратегия не утратила своей актуальности. Англоязычная экспансия продолжается, и главной ареной борьбы становится менталитет, сознание человека, его психологические установки и язык. Системой зарубежных грантов в России целенаправленно поощряется пропаганда либерализма, феминизма, американской культуры и английского языка.
Многие родители надеются, что владение иностранным языком обеспечит ребенку хорошие перспективы. Однако и это может стать в недалеком будущем проблематичным. Знание только иностранного языка обеспечивает человеку возможность работать преподавателем или переводчиком. А переводчик, даже весьма квалифицированный, владеющий языком в совершенстве, будем до конца откровенны, это все-таки технический, обслуживающий персонал.
Ну и зачем изначально натаскивать ребенка на сервисное обслуживание иностранцев в России?
Николай Лудников