Монашествующие, которые призваны покинуть мир, могут проповедовать Евангелие не словами, а самим образом жизни, показывая людям красоту и глубину христианской веры, об этом сказал митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Выступая 25 мая 2022 года с докладом на монашеском направления XXX Международных образовательных чтений, владыка Амвросий поставил вопрос о том, как в условиях отстраненности монахов от мира, от общества ими может быть исполнена заповедь Христа о повсеместной проповеди Евангелия, сообщает сайт Синодального отдела по монастырям.
Отвечая на этот вопрос, архипастырь отметил, что «важнейшим выражением проповеди Евангелия является не ее словесная форма, но та, которая выражается в жизни по заповедям, в образе жизни человека, выделяющем его из массы».
Как считает митрополит, Божественный свет благодати, выделяющий истинных христиан из толпы, через них являет красоту добродетели, чистоту сердца и в конечном счете – присутствие Самого Христа.
Что касается непосредственно монастырей и монашеских общин, то, как отметил архипастырь, они должны быть тем местом, «про которое можно было бы сказать прииди и виждь (Ин. 1:46), местом явного присутствия Христа, являющегося через общину, живущую по Его заповедям».
– Таким образом, монастырь должен быть не только евангельской общиной, но и сам быть в некотором смысле Евангелием, доступным всякому, кто решится в него заглянуть, – добавил владыка.
В этой связи митрополит Амвросий поделился воспоминанием о посещении им одного греческого женского монастыря.
– Я помню, как поразили меня тогда его сестры … Одного взгляда на них, на их лица, было достаточно для того, чтобы воскликнуть подобно апостолу Петру: Хорошо нам здесь быть (Мф. 17:4). Их лица как будто светились изнутри. Они были поистине евангельской общиной – в очень пустынном месте, не имевшем никаких удобств, даже источника воды, вдали от города, в отсутствие каких-либо средств, в отсутствие какой-либо поддержки они построили прекраснейший монастырь, ставший не только духовным, но и физическим оазисом для всякого посещающего его, – рассказал митрополит.
Как заключил архипастырь, «несомненно, все сказанное является некоторым идеалистическим ви́дением, но точнее было бы сказать, что оно является тем ориентиром, с которым мы должны сверять наш путь».