Всю жизнь, длинную или короткую, каждого человека окружает множество бытовых вещей. Одни периодически выбрасываются за ненадобностью, другие хранятся пожизненно, как память о каком-то особенном событии, навевающим приятные воспоминания.
Времен Прядунова
У каждого российского города своя особая гордость. Ухта уникальна во всех отношениях, хотя официально ей насчитывается всего-то 91 год со дня основания. На самом деле Ухта значительно старше и о её природных богатствах ещё в 1745 году в полный голос заявил рудознатец Ф. С. Прядунов. Именно этот год и мог бы стать датой основания нашего города.
Когда о Фёдоре Савельевиче уже много известно, когда наконец-то появился памятник основателю на Ухте первого Российского нефтепромысла, сколь ценна была вещь, принадлежавшая лично ему. Неважно какая – любая.
24 декабря 2009 года на встрече, состоявшейся в выставочных залах ООО «Газпром трансгаз Ухта», я подарил хозяевам серебряную монету 1745 года выпуска. Дата знаковая – год основания Ф.С. Прядуновым нефтепромысла в районе посёлка Водный. Есть основания считать, что монета могла принадлежать самому Фёдору Савельевичу.
На водненском заводе «Прогресс» работал самый маститый нумизмат Коми АССР М. Н. Галицкий. Он был не только успешным коллекционером, но и активным общественником. Устраивал выставки, встречи с ребятами, инте-ресно и увлекательно рассказывал истории, связанные с теми или иными монетами и банкнотами. После таких бесед некоторые школьники включались в поиски, создавали свои мини-коллекции, приносили находки Галицкому.
Так вот, серебряная монетка 1745 года ранее принадлежала Михаилу Нико-лаевичу. А принёс её коллекционеру один из водненских мальчишек. Свою находку паренёк прокомментировал просто – нашёл. В 1960-1970-х годах имя Прядунова было практически неизвестно, поэтому Галицкий и не обра-тил внимания на возможную связь находки с первым Российским нефтепро-мыслом.
Цепочка событий, приведших монетку в Музей газа, весьма характерна, именно так поступают настоящие коллекционеры, способные не только найти и сохранить, доступно поведать об исторически значимой вещи, но и вовремя передать её в надёжные руки.
Так в одном из Пушкинских музеев хранится под стеклом увесистый медный пятак. Его в качестве оплаты Александр Сергеевич вручил лодочнику-перевозчику. Тот бы, как водится, пропил шальные деньги в ближайшем трактире, да вовремя подвернулся грамотный человек, объяснивший лодочнику, с каким знаменитым господином довелось тому повстречаться. После чего пушкинский пятак стал храниться в семье и рассматривался уже, как памятная награда. Лишь на столетний юбилей великого поэта, семья решилась передать реликвию местному музею.
Находки на Ухтинском волоке
В стародавние времена практически единственными путями сообщения были реки, которые соединялись между собой посредством волоеов. По ним лодки и суда перетаскивали с помощью катков вручную или перевозили лошадьми на специальных тележных платформах.
Одним из таких старинных волоков был тот, что находится примерно в ста километрах вверх по течению реки Ухты на её правом берегу. Это живопис-ное место зовётся ещё Переволок, однако в последнее время утвердилось название Ухтинский волок, поскольку местечко расположено в территори-альных границах нашего района. Из Вычегодского бассейна, через реку Вымь, её приток Шом-Вуквы, попадали через волок длиной 6-7 километров на Ухту, а далее в Печорский бассейн.
Через Переволок прошли почти все геологические экспедиции, направляю-щиеся на Ухту и Печору. Через него шли частные предприниматели и «столбопромышленники». Через него везли буровое оборудование и инструменты М. К. Сидоров, А. Г. Гансберг и другие менее известные господа, желающие разбогатеть на ухтинской нефти.
Именно это место привлекло ухтинца И. А. Филимонова, который предпочитает дальним странам родные северные просторы. Поэтому к наступлению летнего отпуска готовит лодку-моторку и, завершив дела, отправляется вместе с супругой Любовью Ивановной в длительное путешествие, используя, как встарь, большие и малые реки в качестве естественных дорог, не имеющих ни верстовых, ни километровых столбов. Где не встретишь в самых неожиданных местах камер слежения и бдительных дорожных инспекторов, так и норовящих наказать расслабившегося водителя.
На берегах рек когда-то жили люди в компактных поселениях, состоящих порой всего из трёх-пяти дворов. Путешествуя, как не навестить, попрове-дать такие заповедные места. Ведь строили избы не абы где, а на местах вы-соких, открытых, благодатных.
Разве не интересно побродить по давно заброшенной деревне, где в бурьянах едва угадываются следы деревянных построек. Покопавшись, обнаружить какой-либо бытовой предмет непонятного назначения, который нынче можно встретить лишь в краеведческом музее.
Из каждой такой поездки Игорь Александрович возвращается с памятными находками. А в 2018 году супругам Филимоновым довелось побывать на Переволоке.
Сейчас от пяти подворий и молельного дома, уже ничего не осталось. Когда в конце 1950-х годов последних жителей переселили на Водный и Усть-Ухту, на Переволок повадились рыбаки и охотники, путешественники и краеведы.
Существуют отдельные личности, всерьёз считающие себя любителями природы. Вот только попользовавшись её бесплатными благами, норовят загадить всё вокруг, да ещё и спалить строения их приютившие. Так произошло с добротными избами на Переволоке. Последний из домов походя сожгли совсем недавно и теперь путешественнику тут без палатки не обойтись.
Обнаружили ухтинские путешественники характерные следы любителей-поисковиков, мечтающих обнаружить ценный клад. Искатели искренне уве-рены: у каждого старинного поселения и заброшенной церкви таковой обязательно должен быть. Чаще всего под кладом подразумевают некую ёмкость, наполненную редкими золотыми и серебряными монетами. В этом смысле ухтинцам тоже повезло: окапывая место для костра, Игорь Александрович обнаружил две царские монетки. Их он и забрал себе на память.
Мне довелось поближе познакомиться с этими монетами.
Первая – медная полушка (1/2 копейки) 1899 года выпуска. Пролежав много лет в земле, она, конечно, окислена. Однако надписи читаются хорошо.
Вторая – серебряный пятиалтынный (15 копеек) 1864 года выпуска. Следов окисления нет, только на гурте пунктирная насечка сливается в трещину.
Материальной ценности монеты не представляют: стоимость медной – до одного доллара, серебряной – до трёх. А вот с точки зрения исторической… Уж больно красноречивы годы выбитые на этих монетах.
Пятиалтынный Сидорова, полушка Гансберга?
В 1864 году лесничий Мезенского уезда Архангельской губернии Гладышев обращается к своему земляку, купцу первой гильдии М.К. Сидорову, с предложением о разведке и добыче природных богатств Печорского края и, в первую очередь, ухтинской нефти.
К тому времени Михаил Константинович уже сотрудничал с известным в Печорском крае лесопромышленником, выходцем из местного населения Василием Николаевичем Лыткиным. Во время их совместной деятельности по заготовке леса и поставке его в Архангельск и страны Европы Сидоров хорошо изучил Печорский край, оценил его богатства. Он откликается на предложение Гладышева и посылает на Ухту партию изыскателей во главе со своим доверенным Кулишовским. Как опытный золотопромышленник Сидоров подходит к организации работ на Ухте масштабно, со знанием горного дела, с использованием имеющейся на то время техники. Приглашает из Швеции горного мастера и опытных рабочих, закупает у европейских фирм лучшее оборудование для бурения скважин, на реке Печора создаёт коммерческий флот.
В 1865 году Сидоров подаёт заявку на участки и открытие нефтяного дела на Ухте. В мае 1868 года, получив разрешение, заключает арендный договор на одну квадратную версту в районе устья ручья Нефть-Ель, впадающего в реку Ухту. В том же году доверенный Сидорова Лопатин с двумя служащими и двадцатью рабочими на левом берегу реки Ухта приступает к бурению первой скважины на нефть.
Продолжателем дела М. К. Сидорова стал инженер-механик и нефтепро-мышленник А. Г. Гансберг. Он родился 6 сентября 1857 года в городе Риге в семье служащего. После окончания Рижскогого политехникума стал работать на нефтепромыслах Баку, где в период с 1884 по 1898 год и получил большие технические знания, связанные с разработкой нефтяных залежей.
Гансберг стал последним частным нефтепромышленником Ухты. Он вёл здесь работы с 1899 по 1919 год, то есть 20 лет. Таким образом, 1864 и 1899 годы – ключевые точки отсчёта. Именно в эти годы начали свою деятельность на Ухте М. К. Сидоров и А. Г. Гансберг. Удивительно, что монеты этих годов были случайно найдены Филимоновым на Переволоке!
Могли они принадлежать названным нефтепромышленникам? Теоретически – да. В любом случае обнаруженные монеты царской чеканки – часть истории Ухтинского района и заслуживают должного внимания.
А, что, красиво звучит: пятиалтынный Сидорова, полушка Гансберга?! Для нас, коренных ухтинцев, не менее значимо, чем пушкинский пятак. Тоже ведь памятная награда неравнодушному человеку.
Сейчас уже никого не удивит заявление: мол, в ближайшем будущем исчез-нут наличные деньги – хрустящие купюры и звонкие монеты. И оно к тому идёт: многие граждане расплачиваются пластиковыми картами и вопрос на кассе «у вас карта или наличные?» – стал обыденным, как прогноз погоды.
Монеты из цветных металлов лежат в земле столетиями, сохраняя ценную историческую информацию. Их приятно держать в руках и ощущать на энергетическом уровне: «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Юрий Теплинский