Тысячами невидимых нитей связаны все уголки нашей необъятной Родины, поскольку в годы гонений на православный люд и духовенство многие из них в арестанских вагонах исколесили Матушку-Русь вдоль и поперек, от Дальнего Востока до самых западных областей. И везде эти духовные труженики оставили незримые и зримые следы своей деятельности. Незримые в виде воспоминаний людей, которые рассказывали о земной жизни святых, зримые – плоды их принудительного труда на строительстве каналов, железных дорог, заводов и фабрик. К числу таких духовных тружеников можно отнести и священноисповедника Виктора (Островидова), нашедшего свое последнее пристанище на многострадальной Коми земле в селе Нерица Усть-Цилемского района, где он отбывал свою последнюю ссылку и был похоронен 2 мая 1934 года.
В монастырь
О подвиге святого я узнал, изучая литературу по Великорецкому крестному ходу и истории Вятской епархии. В ноябре 2011 года я вместе с товарищем Игорем Ниссом (Царствие ему Небесное) посетил в Кирове Спасо-Преображенский женский монастырь, где находится рака с мощами св. Виктора – епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Священник прожил яркую жертвенную жизнь, ни разу не поступившись своей верой. В Киров мы ехали целенаправленно, по зову сердца, поклонится нетленным мощам епископа Виктора Островидова.
В обители нас уже ждала настоятельница - игуменья София (Розанова), которую мы своевременно по телефону предупредили о своем приезде.
Матушка поведала нам о священноисповеднике Викторе (Островидове), где он служил, в каких местах отбывал ссылку и заключение, где похоронен и когда были обретены мощи епископа.
Особенно потряс меня ее рассказ о вскрытии останков святого на кладбище села Нерица 1 июля 1997 года. Там присутствовали и местные жители, многие из которых скептически наблюдали за изыманием мощей после 63-летнего пребывания их в болотистой почве. Когда же взору присутствующих они предстали нетленными, местные жители опустились на колени, мужики и женщины плакали в голос, не стесняясь своей минутной слабости. Большинство из них впоследствии крестились.
Мы тепло расстались с игуменьей, я подарил ей несколько экземпляров нашей газеты «Колокол Севера» и две свои книги. В иконной лавке монастыря я купил житие святого, из которого узнал немало волнующих фактов о священноисповеднике Викторе.
В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Портрет часто привлекал внимание посетителей, люди спрашивали – кто этот человек. Желающим Дмитрий Сергеевич охотно и подробно рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов), человек, который спас ему жизнь на Соловках.
Впоследствии Д.С. Лихачев не раз говорил, что, находясь на Соловках, он понял отличительную черту «русской святости», открывшуюся ему в образе епископа Виктора, которая заключается в том, что «русский человек счастлив пострадать за Христа».
Путем крестным
Обстоятельства похорон владыки, как сообщает в его житии игумен Дамаскин, сопровождались чудом:
«Сестрам хотелось похоронить владыку на кладбище в районном селе Усть-Цильме, где жило в то время много ссыльных священников и где была церковь, хотя и закрытая, но не разоренная, а село Нерица с маленьким сельским кладбищем казалось им настолько глухим и отдаленным, что они опасались, что могила здесь затеряется и станет безвестной. Им с большим трудом удалось выпросить лошадь, якобы для того, чтобы отвезти заболевшего владыку в больницу. Они скрыли, что епископ скончался, из-за боязни, что, узнав об этом, лошадь не дадут. Сестры положили тело епископа в сани и выехали из села. Пройдя некоторое расстояние, лошадь остановилась, опустила голову на сугроб и не пожелала двигаться дальше. Все их усилия заставить ее сдвинуться с места не привели ни к чему, – пришлось развернуться и ехать в Нерицу и хоронить епископа на маленьком сельском кладбище. Они долго потом горевали, что не удалось похоронить владыку в районном селе, и только впоследствии выяснилось, что это Господь заботился, чтобы честные останки священноисповедника Виктора не были утрачены, – кладбище в Усть-Цильме было со временем уничтожено и все могилы срыты».
Опыт своего пребывания в Северном краю владыка Виктор (Отсровидов) запечатлел в стихах:
Наконец я нашел свой желанный покой
В непроходной глуши среди чащи лесной.
Веселится душа, нет мирской суеты,
Не пойдешь ли со мной, друг мой милый, и ты…
Нас молитвой святой вознесет до небес,
И архангельский хор к нам слетит в тихий лес.
В непроходной глуши мы воздвигнем собор,
Огласится мольбой зеленеющий бор…
Прошло много лет. Иеромонах Дамаскин (Орловский), известный составитель житий, работая в архивах в конце 70-х годов, ознакомился с делом епископа Виктора (Островидова). Была направлена небольшая экспедиция к месту захоронения святителя Виктора, в Коми АССР. В 1989 году епископ Виктор был реабилитирован. А 1-го июля 1997 года были обретены мощи священноисповедника Виктора.
В августе 2000 года епископ Виктор (Островидов) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Святая Церковь совершает память священноисповедника Виктора (Островидова) 2 мая.
До 2005 года мощи святителя Виктора находились в Свято-Троицком Александро-Невском женском монастыре, располагавшемся на окраине Кирова в бывшем селе Макарье. После того, как монахинь обители перевели в Спасо-Преображенский женский монастырь, расположенный рядом с Трифоновым монастырем, туда же крестным ходом были перенесены и мощи владыки, где они покоятся и поныне.
В селе Усть-Цильма по адресу ул. Набережная, 27 сохранилась комната, где в 1932 году в ссылке жил священноисповедник Виктор (Островидов). В июле 2018 года православные Усть-Цильмы увековечили память об этом событии и установили на доме мемориальную доску с иконой святителя Виктора, исповедника, епископа Глазовского, викария Вятской епархии.
Николай Лудников
Житие
Священноисповедник Виктор родился 21 мая 1878 года в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Камышинского уезда Саратовской губернии Александра и его супруги Анны Островидовых и в крещении был наречен Константином.
В 1888 году, он был отдан в приготовительный класс Камышинского духовного училища и через год был принят в первый класс. По окончании в 1893 году училища он поступил в Саратовскую Духовную семинарию и окончил ее по первому разряду. В 1899 году Константин поступил в Казанскую Духовную академию.
По окончании в 1903 году академии Константин Александрович был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в Духовной семинарии.
28 июня 1903 года епископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) постриг его в мантию с именем Виктор; на другой день он был рукоположен во иеродиакона, а на следующий – во иеромонаха и вскоре назначен в город Хвалынск настоятелем организуемого в это время Свято-Троицкого подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря.
В 1905 году иеромонах Виктор был назначен старшим иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии.
22 ноября 1910 года Виктор Островидов был назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита.
5 (18) сентября 1918 года архимандрит Виктор стал наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде и через год, в декабре 1919 года, был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии.
В 1919—1920 годах подвергался кратковременным арестам.
В 1921 году владыка Виктор был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Свято-Успенском Трифоновом монастыре на правах настоятеля.
В дальнейшем вся его жизнь и служение были связаны с православными приходами Вятской земли.
12 (25) августа 1922 он был арестован и отправлен в тюрьму в Москву.
23 февраля 1923 приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в маленькой деревне в Нарымском крае Томской губернии. В 1926 вернулся в Вятскую епархию.
14 мая 1926 в пятый раз арестован за организацию нелегальной епархиальной канцелярии и 20 августа 1926 по постановлению ОСО КОГПУ приговорен к высылке на три года в город Глазов Вотской АО, жил в помещении под колокольней Никольского собора.
18 мая 1928 года приговорён по постановлению ОСО КОГПУ по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР к трём годам лагерей.
С июля 1928 года находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), работал бухгалтером канатной фабрики. Участвовал в тайных богослужениях вместе с другими епископами и священниками, находившимися в заключении.
По постановлению ОСО КОГПУ по пересмотру дела 10 апреля 1931 приговорён к ссылке в Северный край на три года. Жил в деревне Караванная вблизи райцентра Усть-Цильма.
10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Виктора к трем годам ссылки в Северный край. Владыка этапом был отправлен в тот же самый Усть-Цильмский район, но только в еще более отдаленное и глухое село Нерицу. Власти поместили епископа в доме председателя сельсовета и первого организатора колхоза в этих местах. Сюда к нему приехала послушница Александра.
30 апреля у владыки поднялась высокая температура и появились признаки серьезной болезни. Пришедший к преосвященному врач-священник сказал, что владыка заболел менингитом. Через день, 2 мая 1934 года, преосвященный Виктор скончался.
Похоронен священник на кладбище села Нерица.
В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 2 мая.
«Колокол Севера» №5(88) ноябрь 2019 г.
Использованная литература:
– Абызова Э.Б. Священноисповедник Виктор, епископ Глазовский, и академик Д.С.Лихачев: встречи в Соловецком лагере (1928-1931 годы);
– Дамаскин (Орловский), игум. Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии;
– Житие исповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Издание Свято-Троицкого женского монастыря Вятской епархии. Люберцы, 2000;
– Лихачев Д.С. Воспоминания. СПб., 1997;
– Сикорская Л.Е. Новомученики и исповедники Российские перед лицом богоборческой власти: святитель Виктор (Островидов). М., 2011.