На поле Куликовом

f-37v_dimitrij_i_vladimir_vyveli_polki_svoi

В 1380 году на поле Куликовом состоялась одна из величайших битв в истории человечества, на века определившая судьбу Руси-России как могучего суверенного государства. Что же произошло на поле русской славы, почему современники и мы, их потомки, считаем, что битва эта предопределила дальнейшее развитие страны?

До настоящего времени среди историков нет единодушного мнения относительно того, с каким врагом сражались наши пращуры в далеком 1380 году. Одни считают, что это было решительное столкновение «леса и степи», другие видят в Куликовской битве извечное противоборство между «Западом и Востоком». Есть и такие, кто рассматривают данную битву как незначительное, эпизодическое столкновение или военное происшествие с участием дружин местных князьков.

Однако самое живучее представление об этой битве сложилось под влиянием профессиональных историков – как о сражении между христианами и «бусурманами», то есть мусульманами.

Так кто же сражался в далеком 1380 году против русских воинов?

Какого роду был Мамай – не знает никто, он мог быть из половцев-кипчаков, составляющих в орде этническое большинство, из хорезмийцев, мог быть и китайцем, и человеком совершенно любого роду-племени, из тех, кто был вовлечен в орбиту захватнических набегов.

К походу на Русь Мамай готовился два года, за это время под свои знамена его вассалами было собрано огромное количество авантюристов и искателей приключений со всего света. Какой же веры придерживалось его разноплеменное войско?

Согласно летописным данным, в его рядах были буддисты, язычники-шаманисты, китайцы-конфуцианцы, христиане-несториане (эта вера пришла с проповедниками в монгольские степи задолго до появления Чингиз-хана, сохранялась все средневековье, и ее исповедовали даже некоторые ханы, например, сын Батыя Сартак), хватало в этой многочисленной орде и мусульман. Участвовали в походе и русские «вольные» люди, жившие грабежом, летописные бродники, казаки, несомненно, православные христиане. Шли с Мамаем на Русь и мелкие отряды литовцев язычников, которые не были в то время ни мусульманами, ни католиками, поскольку католичество пришло в Литву лишь после 1386 года, когда Ягайло женился на польской королевне Ядвиге.

Часть разношерстного войска, пришедшего повоевать и пограбить Русь, составляли армяне-григориане. Приплыл морем и прошел сушей на поле Куликово и большой полк фряжских рыцарей, нанятый на деньги черноморских и средиземноморских купцов. В нем также царила этническая пестрота, которая ярко характеризовала все это разбойничье сообщество.

Итак, вражеское войско на Куликовом поле не представляло никакого «мусульманского суперэтноса», в нем были представители всех мировых религий и меньше всего в этом сброде было монголов и татар.

И еще одна немаловажная деталь, об этом говорит в своей книге «Память» Владимир Чивилихин, митрополит Литовский (Киевский) Киприан, болгарин по происхождению, в 1380 году стал еще и митрополитом Московским, так что в день Куликовской битвы встали друг против друга тысячи единоверцев, имеющих одного духовного пастыря.

Какова же была численность войск Мамая?

Историк Б. У. Урланис считал, что у Мамая было 60 тысяч воинов, М. Н. Тихомиров и В. И. Буганов полагали, что русским противостояло 100-150 тысяч ордынцев.

Русские летописи приводят следующие данные о численности русского войска: «Летописная повесть о Куликовской битве» — 100 тыс. воинов Московского княжества и 50—100 тыс. воинов союзников, «Сказание о Мамаевом побоище», написанное так же на основе исторического источника — 260 тыс. или 303 тыс., Никоновская летопись — 400 тысяч. Однако следует учитывать, что цифры, приводимые в средневековых источниках, обычно крайне преувеличены. Более поздние исследователи (Е. А. Разин и другие), подсчитав общее количество населения русских земель, учитывая принцип комплектования войск и время пере- правы русской дружины (количество мостов и т. д.), остановились на том, что под знамёнами Дмитрия собралось 50—60 тысяч воинов (это сходится с данными В. Н. Татищева о 60 тысячах), из них лишь 20—25 тысяч — войска непосредственно Московского княжества (http:// rossia-voina.narod.ru).

Плечом к плечу с Дмитрием Ивановичем встали в полдень 8 сентября 1380 года два отважных и умных литовских князя Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, они привели с собой на Куликово поле не только псковских, полоцких, черниговских и брянских русских воинов, но и верных им витязей-земляков, сородичей и соплеменников.

Для навязывания противнику решающего сражения в поле ещё до подхода союзных Мамаю литовцев или рязанцев, а также чтобы использовать водный рубеж для защиты собственного тыла в случае их подхода, русские войска перешли на южный берег Дона и уничтожили за собой мосты.

Вечером 7 сентября (по старому стилю) русские войска были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов.

На флангах встали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим войсковым формированием стало сторожевое подразделение князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским. Считается, что эти войска стояли в дубраве рядом с полком левой руки, однако, в «Задонщине» говорится об ударе справа. О делении на полки по родам войск ничего неизвестно.

Вечером и ночью 7 сентября Дмитрий Иванович объезжал войска, делая смотр. Тогда же, вечером, вражеские передовые части, тесня русских разведчиков Семёна Мелика, увидели русские построившиеся полки. В ночь на 8 сентября Дмитрий с Боброком выезжали на разведку и издали осматривали татарские и свои позиции.

«Сказание о Мамаевом побоище» сообщает, что русские войска шли в битву под чёрмным, то есть тёмно-красным или багровым, знаменем с изображением золотого образа Иисуса Христа. Миниатюры XVII века изображают в качестве знамени красный стяг с православным крестом.

Описывая подготовку к эпохальному сражению, стоит отметить полководческий гений Дмитрия, который переправил все свои войска за Дон, расположив их перед Непрядвой, исключив, таким образом, удар с тыла и возможность к отступлению. Каждый его воин понимал, что биться надо насмерть. Полководцы в Европе стали применять такой стратегический маневр только двести лет спустя.

Утро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь, перекликаясь звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей. В 12 часов показались на Куликовом поле и татары. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок Челубея (или Темир-бея) с иноком Александром Пересветом. Оба поединщика после удара копий пали замертво. Возможно, этот эпизод, описанный только в «Сказании о Мамаевом побоище», является легендой.

Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком (в ряде источников Туляком). Дмитрий Донской сначала был в сторожевом, а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конём с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который затем сражался и принял смерть под знаменем великого князя.

«Сила велика татарская борзо с шоломяни грядуще и ту пакы, не поступающе, сташа, ибо несть места, где им разступитися; и тако сташа, копиа закладше, стена у стены, каждо их на плещи предних своих имуще, предние краче, а задние должае. А князь велики такоже с великою своею силою русскою з другого шоломяни поиде противу им». Бой в центре был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. «Пешаа русскаа великаа рать, аки древеса сломишися и, аки сено посечено, лежаху, и бе видети страшно зело…».

В центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков, но помог частный контрудар, когда «Глеб Брянский с полками владимирским и суздальским поступи через трупы мёртвых». «На правой стране князь Андрей Ольгердович не единою татар нападши и многих избил, но не смеяша вдаль гнатися, видя большой полк недвижусчийся и яко вся сила татарская паде на средину и лежи, хотяху разорвати».

Основной удар ордынцы направили на русский полк левой руки, он не удержался и стал отходить к Непрядве, татары с воем и криками преследовали русских дружинников. Мамай уже торжествовал победу, но, как оказалось, рано. Неожиданно и неудержимо из-за левого фланга русского войска лавиной вырвался из Зеленой дубравы засадный полк Владимира Андреевича и Боброка-Волынского. Как соколы на стада гусиные, вихрем ударили русские на ордынцев, смяли их и обратили вспять.

Удар конницы из засады с тыла на основные силы золотоордынцев стал решающим. Татары были загнаны в реку и там перебиты. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Враги смешались и обратились в бегство. Золотоордынцам приписывается фраза, которую они будто произнесли при виде удара засадного полка: «молодые с нами бились, а доблии (лучшие, старшие) сохранились».

Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за сражением, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. У татар отсутствовали резервы, чтобы попытаться повлиять на исход боя или хотя бы прикрыть отступление, поэтому всё вражеское войско побежало с поля битвы.

Засадный полк преследовал ворога до реки Красивой Мечи 50 верст, «избив» их «бесчисленное множество». Вернувшись из погони, Владимир Андреевич стал собирать войско. Сам великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии.

Когда князь Дмитрий выбрался из сечи, на его шлеме и доспехах было множество вмятин. Но сам он счастливо избежал ран. Этому утверждению летописца можно поверить. В сторожевой полк отбирали «резвых людей» – лучших богатырей и удальцов. Очевидно, они сделали все, чтобы уберечь князя от гибели. Многие из них заплатили за это своими головами. Но задача была выполнена. Дружина надежно прикрыла князя, и он вернулся в большой полк.

Историки по-разному оценивают потери русского войска в Куликовской битве. Так, Е. А. Разин полагал, что погибло около 25—30 тысяч русских воинов, что составляет половину от оценки им общей численности войска. Историк А. Н. Кирпичников сделал осторожное предположение, что в сражении могло погибнуть около 800 бояр и 5—8 тысяч человек. А другой специалист А. А. Булычёв на основе исследования аналогичных сражений в средневековой Европе сделал предположение, что русское войско могло потерять около трети всех воинов.

С 9 по 16 сентября победители хоронили убитых. Тело Пересвета вместе с телом Осляби было погребено в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Наши предки в очередной раз отстояли свою независимость, победив сильного и коварного врага. Москва приобрела огромный авторитет в качестве центра Великороссии!

Николай Лудников.

Фото по сети Интернет.

(Продолжение. Начало КС №4(69))

«Колокол Севера» №5(70) сентябрь 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *