В Ухте прошла республиканская краеведческая конференция «История Православия в Коми крае», посвященная 650-летию создания Стефаном Пермским коми письменности.
Открыл форум благочинный Сосногорского церковного округа протоиерей Сергий Филиппов. Он зачитал Послание архиепископа Сыктывкарского и КомиЗырянского Питирима и напутствовал участников:
– Наша православная вера – это религия откровений, и одно из них удивительно – Бог есть Любовь. Все слова, которые будут сказаны сегодня, они тоже о том, как нам с вами научиться любить Господа, друг друга, свой край, свою семью, а иногда и тех, кто нас не понимает, может быть с нами в ссоре. Конференция – это еще один шаг к тому, чтобы мы встретились с Богом.
На форуме выступили историки, краеведы, преподаватели общественных организаций, учащиеся. Тема гонений на Церковь в первой половине XX века в СССР стала ключевой.
Миссия краеведа
Первым прозвучал доклад «Миссия Русской Православной Церкви на Русском Севере» председателя Сосногорского клуба краеведов Льва Тарасова, эта работа была отмечена дипломом республиканского этапа Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный опыт учителя». Это серьезный научный труд, в котором собран богатейший материал о появлении, становлении и возрождении Православия в нашем крае, о храмах, священнослужителях.
Данное исследование автор начал в 1970-е гг. студентом-историком с изучения процессов переселения народов, он принял участие в трёх археологических экспедициях на территории средневековой Волжской Булгарии. В 1984 году продолжил эту работу как преподаватель Сосногорского ПТУ № 9 (ныне технологический техникум), где основал туристско-краеведческий клуб, каждое лето с учащимися он проводил месячные экспедиции по водно-волоковым маршрутам первых переселенцев Европейского Севера России.
В докладе Льва Львовича прозвучали проникновенные слава: «Проходя водными и сухопутными дорогами, печалимся при виде запустения былых духовных центров Руси и любуемся картинами их возрождения, когда маковки куполов устремляются в небо – к Богу. Как можно было прекрасные творения мастеров церковного зодчества подвергнуть разрушению?! Ведь они были именно сотворены, не сляпаны наспех, а храмы и их служители несли народу образование, нравственную культуру, вытаскивая из тьмы невежества, устремляя помыслы к духовному очищению, совершенству, любви к ближнему».
От истории храма – к истории страны
Истории Ильинской церкви в Усть-Ухте посвятила свой доклад Наталья Иванова, заведующая отделом МБУ «Сосногорская межпоселенческая централизованная библиотечная система». Храм был освящен в 1861 году. Сейчас его не существует. За сухими строчками архивных документов настоящая трагедия.
После установления советской власти, в 1919 году, церковь была закрыта. Поначалу её использовали как жилое помещение для проезжающих красноармейцев Ижмо-Печорского полка.
В 1924 году по решению самих жителей Усть-Ухты крест и колокола были сняты. Участь человека, который снимал колокола, печальна, он погиб во время пожара. Всю утварь церковную сдали государству, деньги же направили в фонд строительства самолёта «Коми морт» («Коми человек»). В помещении церкви обосновался первый сельский клуб «Прогресс», где показывали фильмы, ставили спектакли, концерты. В 1987 году клуб сгорел.
Трагична и история священников Ильинского храма. Наталья Николаевна рассказала об иерее Владимире Зуеве, который служил там до августа 1907 года, а с 1914 года – в церкви села Кипиево. 9 января 1919 года священник был арестован красноармейцами и увезён в с. Кычкар (совр. Брыкаланск), где расстрелян без суда.
Сохранилось свидетельство, как это было. Умер он, как говорят очевидцы, истинно геройски, от руки своего прихожанина, ставшего красноармейцем: благоговейно перекрестившись, он благословил по направлению с. Кипиево. Красноармеец грубо закричал на него: «Что ты машешь рукой?», прибавив к этому площадную брань. Раздался выстрел, и о. Владимира не стало. Тело священника две недели валялось на снегу, и после того, как жена почившего уплатила красноармейцам 800 рублей, ей дали возможность похоронить мужа.
Другой священник Ильинской церкви о. Иоанн Серебренников был арестован в 1921 году в Усть-Цильме, осужден на 2 года лишения свободы. Наказание отбывал в Архангельской губернии в исправдоме, затем в одном из лагерей принудительных работ. Вновь арестован в 1931 году, осужден к 5 годам ссылки. Дальнейшая судьба не установлена.
Вот так по крупицам краеведы собирают ценные для потомков сведения, стараются сохранить память о людях веры. 25 августа 2014 года, отмечает в докладе Н. Н. Иванова, прошёл крестный ход от церкви Серафима Саровского в городе Сосногорске до села Усть-Ухта, до того места, где раньше была Ильинская церковь. В память расстрелянных священнослужителей, которые служили в этом храме, был поставлен крест.
Неизвестный Бруни
Большой интерес слушателей вызвал и доклад корреспондента газеты «Ухта» Олега Сизоненко, на краеведческой конференции он рассказал малоизвестные факты о Николае Александровиче Бруни. Это имя хорошо известно ухтинцам, прежде всего, благодаря памятнику его работы А. С. Пушкину в старом городе. Личность скульптора и его жизненный путь поистине уникальны.
«С юности Николай увлекается и живописью, и музыкой, пробует себя в поэзии и прозе, изучает иностранные языки, эсперанто, играет в футбол за сборную Петербурга. Он учился в Тенишевском училище, где сидел за одной партой с О. Мандельштамом, затем окончил Петербургскую консерваторию по классу фортепиано. Ему прочили блестящее будущее, но начинается война, и в 1914 году Николай в качестве санитара уходит добровольцем на фронт. Позднее проходит обучение и становится одним из первых в России военных летчиков, проявляет мужество и отвагу, становится трижды Георгиевским кавалером.
9 сентября 1917 года во время 138 боевого вылета его самолёт был сбит в воздушном бою под Одессой. Второй пилот разбился насмерть, а Николай очнулся в военном госпитале, обожженный, разбитый, но живой. По преданию, там было ему видение, по одним данным – св. Николая Чудотворца, а по другим – Богородицы, и летчик дал обет Богу: если выживет, будет служить Ему.
После революции Н. Бруни стал командиром 1-го авиаотряда ВВС РККА. Попутно занимался литературным творчеством, что позволило ему в 1918 году вступить в Союз писателей России. А на его свадьбе 22 декабря 1918 года присутствовал Константин Бальмонт, который читал написанные по этому случаю стихи.
В 1919 году Николая Бруни рукополагают во иереи. В Москве, в церкви Спаса на Песках, в 1921 году он справляет знаменитую панихиду по А. Блоку, которую начинает с чтения его стихотворения «Девушка пела в церковном хоре», а завершает декламацией поэмы «Двенадцать». В столице царствует раскол, и отец Николай едет в Козельск, поближе к Оптиной Пустыни, куда уже перебралась и окормляется у преподобного Нектария вся его семья.
Отец Николай получает приход в селе Косынь (это одно из старых названий деревни Сенино-Первое), служит в храме Успения Пресвятой Богородицы. 1920-е годы, время лютое, священником быть сложно и страшно, и отец Николай обращается к преподобному Нектарию с вопросом, обязательно ли ему до конца жизни быть священнослужителем.
— Что вы, милый человек, что вы, батюшка, вам никак всю жизнь не выдержать. Знамение вам будет вполне мирское. Прямо из-под вас место службы уберут. Я свое служение тоже оставлю в те же сроки. Так что потерпите и смиритесь… (прп. Нектарий Оптинский).
В 1927 году церковь в Косыни закрывают. В это же время умирает старец Нектарий. Отец Николай еще некоторое время служит в других местах, но вскоре, в связи с распространением обновленчества, оставляет служение. Чтобы прокормить семью, он клал печки, резал по дереву и даже чистил отхожие места. А в 1928 году его как летчика, владеющего четырьмя европейскими языками, приглашают работать переводчиком в НИИ Военно-воздушных сил. А в 1932 году он работает в МАИ, где через год становится профессором. Там он предложил новую кинематическую схему автомата перекоса несущего винта вертолёта, которая до сих пор используется во всём мире.
В качестве переводчика ему приходится общаться с зарубежным консультантом – французским летчиком Жаном Пуантиссом, что послужило затем основанием для подозрения в шпионаже. В ночь с 8 на 9 декабря 1934 года его арестовывают и отправляют в лагерь на р. Ухту. А семью с шестью детьми в 1935 году высылают в Малоярославец.
Попав в поселок Чибью, столицу Ухтпечлага, он пишет портреты жен лагерного начальства, изготавливает карусель для поселковых ребятишек и лепит фигуры животных. К 100-летию со дня смерти Пушкина заключенный Бруни получает от Якова Мороза задание – создать памятник поэту. После этого отцу Николаю дозволяется свидание с женой, и он передает детям автопортрет – одно из немногих дошедших до нас изображений Николая Бруни.
21 декабря 1937 года Н. А. Бруни вновь был осужден тройкой НКВД по части 1 статьи 58-10. В материалах дела сказано, что он «внедрял религиозные традиции среди заключенных, происходящие в СССР события увязывал со Священным Писанием».
Николай Бруни был расстрелян 29 января (по другим данным 4 апреля) 1938 года. Чудом выживший свидетель расстрела Борис Васильевич Житормирский рассказывал позднее, что по дороге к месту казни отец Николай пел псалмы, ободрял и пастырски поддерживал других приговоренных. Перед расстрелом все последовали примеру отца Николая и, встав на колени, обратились к Богу. Так, с молитвой на устах, и предали Ему свои души.
Николай Бруни реабилитирован посмертно в 1956 году. Родным было сообщено, что он умер от воспаления легких». Свой доклад Олег Сизоненко делал по материалам сайта монастыря Успенская Феклина женская пустынь в с. Сенино и Малоярославецкого музея. Олег Александрович убежден, что имя священника, изобретателя, художника, музыканта, трижды Георгиевского кавалера Николая Бруни заслуживает того, чтобы быть увековеченным в Ухте.
С любовью и верой
Среди участников конференции были как опытные краеведы, так и совсем молодые исследователи. Особенно удивила Арина Чупрова из Ижмы. Ученица 10-го класса Бакуринской школы имени А. П. Филиппова посвятила свою работу родословной семьи. И эта история действительно примечательная. Ей удалось собрать сведения о 12 поколениях своей семьи (это 500 человек!), среди предков Арины 12 священнослужителей.
Исследование девушка проводила с 2015 по 2022 год. Свою работу она начала с изучения семейных фотоальбомов, архивов, брала интервью у родственников, вместе с родными посещала церкви не только в Республике Коми, но и Архангельской области, много времени проводила в библиотеках. В исследовании использовала материалы Национального архива Республики Коми, Государственного архива Архангельской области, метрические книги церквей Архангельской губернии. Собранная ею информация легла в основу главы книги «Ижемские православные храмы», посвященной Мохченской Вознесенской церкви.
Процесс изучения родословной увлек Арину Чупрову: «Важно не просто нарисовать семейное древо, а понять, каковы были семейные традиции, характеры и образ жизни близких и дальних родственников. Порой встречаешься с такими необычными фактами из жизни своих предков, что не устаешь удивляться. Многие события их личной жизни самым тесным образом переплелись с историческими событиями в жизни страны».
О каждом из своих предков Арина постаралась найти максимум информации. Так, прапрадедушка Арины Николай Прокопьевич Иванов окончил в 1885 году Архангельскую духовную семинарию, его рукоположили 14 сентября в 1886 года в сан священника. В Вознесенской церкви Мохченского прихода он прослужил почти 30 лет до 1916 года. «Прапрадедушка ревностно относился к педагогической работе, много времени отдавал изучению коми языка. У прапрабабушки Ольги Андреевны Ивановой (Нечаевой) сохранилась вырезка из неизвестной мне газеты: «Ко дню 300-летия дома Романовых (1913 г.) местным священником Н. Ивановым
был выпущен букварь на ижемском диалекте коми языка. Кстати, Иванов немало сил приложил для открытия в селе Мохча женской церковно-приходской школы». Он являлся первым руководителем Гамской церковно-приходской школы. Был председателем по строительству Сизябской и Бакуринской школ. Николай Прокопьевич Иванов проработал в просвещении 25 лет».
В своей работе Арина приводит и печальные свидетельства: «Накануне войны подавляющее большинство священников, которые остались в живых, находились в тюрьмах, лагерях и ссылке. Могилы священнослужителей, которые были захоронены на территориях своих церквей, были разрушены. Дедушка Валерий Иванович рассказывал, что прах его дедушки и прадедушки на территории Мохченской церкви был раскопан, а остатками черепа играли, как мячом. Ночью дедушка и его брат, хотя они еще были детьми, пошли за 5 км, чтобы захоронить останки».
Юному исследователю и ее семье удалось восстановить имена священнослужителей, которые усердно в течение трех столетий исполняли пастырские обязанности, несли труды по благоустройству храмов. «Я очень горда, что принадлежу к такому роду. Среди моих предков есть люди, которые отдали много времени и сил для процветания не только своей малой родины, но и для всего государства. Я вырасту и родословная, составленная мной, будет передаваться из поколения в поколение, моим детям, внукам и т. д. – значит, память о нашем роде останется бессмертной», – убеждена Арина Чупрова.
К сожалению, рассказать обо всех докладах просто невозможно в одной газете, мы сердечно благодарим участников конференции, а также сотрудников библиотеки – Риту Федорович и Ольгу Климкович. Понимая, что тема «История Православия в Коми крае» глубокая и безграничная, мы наверняка еще будем возвращаться к материалам форума, состоявшегося в Ухте.
Вероника Лудникова
Фото Николая Лудникова, Сергея Соколова