Православное образование. Православный взгляд на образование и воспитание
Патриарх: «Школа не может быть инструментом принудительной миссии со стороны какой бы то ни было религиозной традиции»
Об этом Предстоятель Русской Православной Церкви заявил в ходе заседания Высшего Церковного Совета 25 августа 2016 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Открывая заседание, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что школа не может быть инструментом принудительной миссии со стороны какой бы то ни было религиозной традиции, но без базовых знаний о религии не может состояться образованный человек.
По его словам, без таких знаний «Троица» Андрея Рублева будет малопонятным символическим изображением, которое для очень многих созерцателей этого произведения будет лишена всякого смысла, как и икона.
«Ведь, казалось бы, сколько написано об иконе замечательных научных книг, как много говорится о важности иконографии в истории искусства! Но по-прежнему многие люди не понимают иконы, а не понимают потому, что нет элементарных знаний, которые бы вводили человека в ту сферу бытия, которая в том числе отражается через иконопись», — сказал Патриарх.
Он добавил, что то же можно сказать о «Давиде» Микеланджело и о недавних спорах, «совершенно странных для достаточно просвещенного культурного общества».
По словам Его Святейшества, существует определенный недостаток образования, в том числе и в религиозной сфере, в истории религии и искусства, и есть «куда расти и что развивать». По его мнению, вопросы религии — составная часть общих гуманитарных знаний, без которых не может быть образованного человека, поскольку вся история России переплетена с религиозным фактором. Развитие отечественного образования касается всех — и верующих, и неверующих, «если мы не хотим видеть молодежь неучами, Иванами, не помнящими родства — не накачанных идеологическими постулатами того или иного толка, а трезво и научно способных рассуждать о литературе, истории, философии, религии», убежден Святейший Патриарх Кирилл.
Он так же отметил, что уже более 20 лет многие продолжают мыслить об отношениях Церкви, образования и науки, опираясь на старые идеологические стереотипы, а антиклерикальная идеология, которая доминирует в некоторых сферах общества, создает «опасный диссонанс». Тем не менее, считает патриарх, постепенно эти стереотипы преодолеваются, меняется отношение научного сообщества к Церкви и ее роли, устанавливаются полезные взаимные отношения.
«Церковь является союзником научного и преподавательского сообщества. Мы приветствуем появление верующих специалистов, но не потому, что они верующие, а потому что они являются высококлассными специалистами, настроенными на серьезную работу. Но странно, что для кого-то тот факт, что человек верующий, является препятствием для работы в научной и образовательной сферах», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви, добавив, что сегодня настало время «разрушать рудименты и развивать новые взгляды, в том числе на участие верующих людей во всех сферах общественной жизни».
В заключение Святейший Патриарх Кирилл заявил, что сегодня всеми возможными силами нужно «содействовать преодолению кризиса гуманитарного знания в нашем обществе и участвовать в разрешении проблем, имеющихся в сфере образования».
Он напомнил, что недавно по предложению президента Владимира Путина возглавил Общество русской словесности, которое, как убежден Патриарх, «может содействовать преодолению кризисных явлений как в культуре, так и в отечественной школе, особенно в области преподавания русского языка и русской литературы».