Сегодня отмечает свое 65-летие наш автор, писатель-краевед Юрий Анатольевич Теплинский. Мы поздравляем его с юбилеем, желаем здоровья и новых творческих свершений. И публикуем его статью, посвященную памятникам Чибью, из которого выросла Ухта.
6 июня 1937 года, в день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, в посёлке Чибью был открыт памятник в его честь. Поселковые торжества явились откликом на инициативу товарища Сталина, не позабывшего, что в феврале 1937 года исполнилось ровно 100 лет со дня трагической гибели поэта на дуэли, больше похожей на хорошо спланированное убийство.
К юбилею поэта
Местные краеведы считают, что это был первый памятник, изготовленный и установленный в посёлке Чибью, с 1933 года именуемом в официальных документах городом. Первый и уникальный по материалу и композиционному решению. Являясь активными членами общества «Мемориал», эти краеведы связали образ Александра Сергеевича с «символом протеста, борьбы и надежд тех, кто оказался за колючей проволокой ГУЛАГа.
Между тем ничего уникального в использованном для памятника материале нет. Красный кирпич, бетон, куски металлических труб.
Оригинальность композиционного решения небесспорна. Мы ведь имеем дело с классической садово-парковой скульптурой. Устанавливались они и в царское, и в советское время в парках и садах – местах массового отдыха людей. Поэтому размещение исторической фигуры на садовой скамье – самое очевидное и распространённое решение.
Книга в левой руке поэта, одетого в так называемую крылатку, тоже вполне уместна и предсказуема. Она может быть час назад получена от издателя. Перелистывая страницы, Пушкин в какой-то момент призадумался и, возможно, в его курчавой гениальной голове стал стремительно рождаться новый, куда более грандиозный замысел…
Памятник А. С. Пушкину изваял Н. А. Бруни (1981-1938 гг.), обвинённый в шпионаже в пользу Франции и осуждённый в марте 1935 года на пять лет лагерей. Отбывать минимальный по 58-й статье срок отправлен в Ухтпечлаг. Тут его приметил начальник УхтоПечорского треста Я. М. Мороз. Лично убедившись в возможностях Николая Александровича, он назначил его на должность художника, освободив от общих работ. Мало того, приказал отстроить мастерскую, выдать всё необходимое и даже, как лицу духовного звания, позволил носить бороду.
Судя по хорошего качества фотографиям, относящимся к началу 1937 года, Бруни – вполне здоровый человек, в отличии от автопортрета, датированного 1936 годом, где изображён измождённый старик с огромными запавшими глазами.
Якова Моисеевича с полным основанием следует считать не только идеологом, но и автором памятника убитому поэту. И не вина Мороза, что во второй половине 1937 года, в связи с санкционированным «сверху» ужесточением лагерного режима, Бруни пришлось отправить на Ухтарку, на общие работы.
Памятник, созданный лагерным художником, простоял в Чибью-Ухте аж 25 лет, несмотря на недолговечный материал и климат Крайнего Севера. Сохранности скульптуры способствовали и художники Дома пионеров и школьников, работавшие здесь до 1962 года.
В 1962 году в Ухту перебрался освобождённый из заключения военный преступник А. К. Амбрулявичус. Из отмеренных судебным приговором 25 лет отсидел 15. Во время отсидки женился, родились двое детей.
Скорее всего в 1963-64 годах произошло событие, отражённое Г. А. Карчевским в письме к сыну Н. А. Бруни Михаилу Николаевичу: «Не могу скрыть от Вас один печальный эпизод. Когда стали поднимать краном фигуру, чтобы перенести на новое место, она развалилась на куски. Только тут мы узнали, что сделана она из кирпича. Я был страшно расстроен: мы все в городе любим этот памятник. Успокоил меня скульптор, который работал в нашем городе и руководил переноской памятника. Он собрал и соединил все куски. Он работал долго и упорно. Теперь Пушкин простоит ещё много, много лет…».
Карчевский лишь в начале 1970-х годов узнал имя заключённого, изваявшего Пушкина, нашёл родных Н. А. Бруни, стал с ними переписываться. Приведённый отрывок из письма датирован 1972 годом.
Восстановил памятник А. К. Амбрулявичус до своего первого отъезда в Литву в 1965 году. Место установки – между крайних сосен, по правую руку от памятника Павлику Морозову в Детском парке. Это место и сегодня неплохо просматривается. Даже обломки ажурных бордюров, очерчивающих пьедестал, сохранились.
Антон Казимирович, по существу, воссоздал скульптуру вновь, и это факт, с которым трудно поспорить. Сам он, по известным причинам, был человеком замкнутым, себе на уме, панически боялся фотографироваться. Довольствовался заработками по отдельным договорам, и семья считалась вполне обеспеченной.
Можно и самим убедиться в произошедших с Пушкиным переменах. Достаточно сравнить имеющиеся в Интернете фотографии 1950-х, второй половины 1960-х годов и позднее.
Да и Карчевский, рассказывая «о печальном эпизоде», явно даёт понять сыну Бруни, что новый Пушкин уже не тот, каким был прежде…
Когда Амбрулявичус окончательно покинул Ухту в 1974 году, памятник простоял ещё четверть века. Затем его многократно подмазывали, подкрашивали, но профессионально отреставрировать так и не удосужились: перестроечные времена, новые директора, которым и дела не было до какогото памятника.
Шли годы. К началу 1990-х годов скульптура пришла в плачевное состояние – лишилась руки, потрескалась. За восстановление Пушкина взялись скульптор Виктор Васяхин и художники Владимир Маслов и Александр Тимушев. Летом 1997 года на территории Детского парка был создан металлический ангар, к нему подведены электричество и вода. После чего работа закипела.
Слово В. И. Васяхину:
– Прежде всего, необходимо было восстановить скульптуру в первозданном виде, а пребывала она в ужасном состоянии, многие фрагменты оказались утрачены. Через газету «Ухта» обратились к горожанам с просьбой пересмотреть домашние архивы и найти фотографии памятника Пушкину. Таких снимков оказалось немало, именно они помогли воссоздать детали и определиться с тем, как выглядел памятник в анфас.
Спешили закончить отливку форм до наступления заморозков, используя отпуска за свой счёт. К счастью, погода не подвела – успели.
По формам, состоящим из 130 фрагментов, мастера-литейщики отлили памятник из бронзы на заводе Санкт-Петербурга.
Постамент изготовили на ухтинских предприятиях из бетона и гранита. Весит памятник 2,5 тонны. Части скульптуры-оригинала хранятся в историко-краеведческом музее. А торжественное открытие бронзового памятника состоялось 6 июня 1999 года, в день 200-летнего юбилея поэта. На нём присутствовали родственники Бруни – дочь Анна, невестка Зоя и два внука Михаил и Алексей.
Таким образом, на Октябрьской площади стоит уже третий памятник А. С. Пушкину, который с оригиналом 1937 года роднит общее композиционное решение.
Уникальная фотография
А вот теперь самое время познакомиться с редкой фотографией…
На широкой и длинной (на шестерых) садовой скамье в одинаковых позах сидят три молодых человека. Место действия – парк КиО имени пролетарского писателя Максима Горького в посёлке Чибью. Время действия – лето 1938 или 1939 года.
Точно известно, что юношистуденты Ухто-Печорского горного техникума, электромеханики, выпускники 1940 года. Сидят они напротив летнего театра (Дом политпроса, затем Дом пионеров). За ними – высокий правый берег Ухты и здание опытной сельскохозяйственной станции (Пушкина, 8). Слева – несколько лет назад высаженные молодые сосенки. Некоторые наивные товарищи считают, что сосны в Детском парке росли изначально. Мол, когда-то сохранили существовавший тут лесной массив и в нём-то и обустроили городской парк. Ничего подобного: сотни молодых сосенок высажены в 1934 году, когда шла разбивка парка. Вот почему так важно сохранять каждое из дошедших до нас хвойных деревьев – уж больно долго они растут.
Однако главным на снимке является то, что возвышается над ребятами – бюст Максима Горького, установленный на колонну-пьедестал 2,5-метровой высоты. Когда же и по какому случаю появился в парке посёлка Чибью этот скромный памятник ручной работы?
26 декабря 1933 года начальник Ухто-Печорского треста издал приказ о строительстве нового культурного центра, в рамках которого основные работы предстояло завершить уже к 1 мая следующего года.
В частности, под личным руководством Я. М. Мороза создана специальная группа по культурно-художественному оформлению строящихся объектов. В неё вошли художники заключённые: Красный, Иванов, Прокофьев, Эньяров. Начальник группы Михайлов – художник Харбинского и Чибьюского театров. Яков Моисеевич приказал Михайлову: «Все работы выполнить безукоризненно хорошо по качеству, дёшево по себестоимости».
Во исполнение поставленных задач в 1934 году и провели планировку и озеленение поселкового парка. В 1936 году достраивали летний театр и открытую эстраду. А вот официальное открытие парка КиО, названного именем Максима Горького, состоялось 18 июня 1937 года, в годовщину смерти классика советской литературы. К этому событию приурочили и установку напротив летнего театра скромного памятника. Как мы помним, 6 июня в начале главной парковой аллеи был установлен и памятник А. С. Пушкину. Чуть позднее именем Горького назвали и улицу Ухты, граничащую с парком.
Конечно, идея почтить таким образом память Алексея Максимовича принадлежит вездесущему Морозу. Летом 1936 года он неоднократно бывал в Москве, где находилась его супруга с сыновьями. Вероятно, Якову Моисеевичу довелось побывать и на похоронах Горького. Там, в траурной процессии он и решил: по завершении всех работ назвать парк в Чибью именем великого писателя.
А теперь внимание…
С большой долей вероятности можно предположить: бюст Горького – дело рук Бруни. По времени, по имеющимся возможностям, по технике и манере исполнения. Да и кому ещё поручить такую работу, если не Николаю Александровичу, уже набившему руку и имевшему оборудованную мастерскую. Не стал бы Мороз искать кого-то другого, когда проверенный мастер под рукой. Тем более, по сравнению с Пушкиным, тут работы на порядок меньше. А пьедестал и цветочные вазоны, украшающие новый парк, могла изготовить группа Михайлова.
Фотография, на которой крупным планом запечатлён памятник М. Горькому, помогает открыть новую страницу истории Ухты. Тем же, кто часто вспоминает имя Н. А. Бруни, будет особенно интересно познакомиться с ещё одной из его скульптурных работ. Правда, сохранившейся в памяти благодаря пока единственному обнаруженному снимку.
Таким образом – первые садово-парковые скульптуры появились в Чибью к лету 1937 года и их изготовление и установка были связаны со следующими значительными событиями: 100-летием со дня гибели А. С. Пушкина и годовщиной со дня смерти Максима Горького.
Юрий Теплинский
Фото из архива автора