(Продолжение. Начало в КС №4(87)-5(88) 2019 г.)
У Петербурга целый сонм покровителей. Может быть, именно поэтому этот город храним небом, каждый раз после очередного испытания становясь все краше.
Один из таких молитвенников пред престолом Божиим – святой благоверный князь Александр Невский. Выбрать его небесным покровителем города тоже было решение императора Петра. И выбран князь был им совершенно не случайно. Александр Невский всегда в сознании русского народа был олицетворением человека, обеспечившего национальную независимость Руси в очень тяжелое для нее время, когда одновременно шло две войны – против хана Батыя и против западных крестоносцев. А еще всю свою жизнь, пусть и такую недолгую, князь был верен евангельским заповедям и следовал им.
Да еще и историческая победа в Невской битве князем была одержана совсем недалеко от строящегося города. Потому одним из первых деяний Петра в Петербурге стало основание Александро-Невской Лавры (первоначально, конечно же – просто монастыря, Лаврой он стал в 1727 году) и перенесение в нее мощей св. благоверного князя из Владимира.
Лавра – начало
Начало основания монастыря датируется 1712 годом, мощи же были перенесены после освящения церкви во имя св. Александра Невского в 1724-м.
Император возлагал большие надежды на Лавру. Она должна была стать, помимо православного сердца города, еще и духовным, просветительским центром. А еще – своего рода пантеоном: здесь должны были хоронить видных государственных деятелей.
Теперь уже точно можно сказать: все замыслы Петра осуществились полностью. Как и тогда, так и сейчас Лавра – центр православной и духовной жизни города и России.
По обеим сторонам от входа в Лавру располагаются мемориальные кладбища, в том числе некрополь мастеров искусств. В нем захоронены Ф. М. Достоевский и его жена, Е. А. Баратынский, М. П. Мусоргский, В. А. Жуковский, И. Н. Крамской, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин и многие другие. А за самым главным, Свято-Троицким собором монастыря – Никольское кладбище, которое раньше называли Засоборным. На нем покоятся монахи и привилегированные граждане города, в том числе и нашего времени. Мне очень нравится неспешно ходить по нему, останавливаться у памятников со знакомыми именами, молитвенно поминая тех, кому они воздвигнуты.
Вообще, для меня Лавра – как волшебный клубочек, из которого выглядывает много-много ниточек. За какую ни потяни – или про икону чудотворную узнаешь, или жизни святого удивишься, или дыхание истории почувствуешь. Чаще всего по приезде в Санкт-Петербург я хожу именно сюда. Здесь удивительной красоты службы, очень добрые и мудрые батюшки и монашеский хор с ангельским пением. Даже диакон тут сов- сем необычный – ему дано послушание проповедовать на службах. И не раз его проповедь проникала до самой глубины сердца и вызывала сильный отклик. И земные радости здесь тоже есть, и очень вкусные – монастырские пироги, хлеб, сыр и творог! Для них даже специально лавочку на входе построили. А трапезная здесь какая!
Святые мощи
За годы советской власти монастырь многое претерпел. Национализация церковного имущества, реквизирование помещений, организация кладбища перед Троицким собором для красноармейцев.
В январе 1918 года была предпринята первая попытка вскрыть раку с мощами благоверного князя Александра Невского, тогда священнослужителям с помощью народа, поднятого церковным набатом и грудью вставшего на защиту, удалось отстоять святыню, но уже ценой крови: был смертельно ранен протоиерей Петр Скипетров, ставший первым мучеником нового, советского времени. Священномученик Петр не был насельником Лавры, он был настоятелем Скорбященской церкви. Протоиерей просто приехал с визитом к митрополиту Вениамину (Петроградскому), у которого в Лавре была резиденция, и попал в самый эпицентр событий. Он стал стыдить и укорять красноармейцев за глумление над святынями, а в ответ получил прямо в упор выстрел в лицо и через несколько часов скончался.
Невозможно без слез читать свидетельства современников о том, как проходило отпевание отца Петра, как на руках его гроб несли от Скорбященской церкви до Лавры – по тому же пути, по которому он шел в последний день жизни, к своему мученическому венцу. Его могила сохранилась, она здесь, в Лавре, на Тихвинском кладбище – сейчас это некрополь мастеров искусств.
Самым трагичным годом для Лавры стал 1922-й. Тогда была вскрыта рака с мощами князя – серебряная, драгоценная, подаренная еще Екатериной II – и направлена в Эрмитаж (она и до сих пор там). Мощи же святого передали в музей истории религии и атеизма немного позже – даже после все-таки состоявшегося вскрытия раки в 1922 году они еще некоторое время оставались в Лавре, в алтаре Троицкого собора. Тогда на монашеские деньги была изготовлена деревянная рака, а в качестве ее крышки решили использовать большой мощевик. Мощи вернулись в Лавру в 1989 году.
Время и люди
С Лаврой связаны многочисленные имена людей, которым мы теперь молимся как святым.
В самом начале своего служения здесь подвизался святитель Иннокентий, впоследствии епископ Иркутский – это было в самом начале основания монастыря, еще и статуса Лавры не имевшего. В стенах Лавры он принял хиротонию в епископа Бельского – для служения в Китае.
Наместник Александро-Невского монастыря Софроний отсюда был переведен на Иркутскую кафедру в XVIII веке, теперь мы его знаем как епископа Иркутского и всея Сибири.
Преподобный Феодор Санаксарский, тогда еще Иоанн Ушаков (дядя адмирала Федора Ушакова, ныне тоже прославленного), более трех лет был послушником Лавры и там же был пострижен в монашество.
До 1922 года Лавра была резиденцией Петроградского митрополита Вениамина, который своей паствой был прозван «неутомимым епископом» – за свою активную деятельность во славу Божию. Чтобы понять, насколько силен был духом этот человек, достаточно сказать, что его стараниями в Санкт-Петербурге (тогда уже Петрограде) открылся Питерский Богословский институт в 1920 году! Тогда это было похоже на чудо. В 1922 году митрополит Вениамин был расстрелян по совершенно лживому обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей на нужды голодающих. На самом деле митрополит во время всей кампании по изъятию ценностей старался найти компромисс с властью, даже выступал инициатором сбора средств для голодающих. Перед расстрелом его обрили и одели в лохмотья, чтобы лишить верующих возможности опознания тела – к такой уловке советские чекисты будут прибегать многократно в дни репрессий. Сейчас на Никольском кладбище установлен кенотаф в его память.
Долгое время духовником Лавры был иеромонах Серафим Вырицкий. Он стал насельником Лавры в очень непростое для нее время – в 1920 году, пожертвовав ей все свое немалое состояние. Те, кто уже бывал в Лавре, наверняка запомнили холодный каменный пол Троицкого собора. И это сейчас, когда есть отопление. А о. Серафим, не отказывая никому в исповеди – и монахам, и мирянам – простаивал здесь практически сутками, в результате очень серьезно заболел. По настоянию врачей и по благословению наместника Лавры он был послан на покой под Санкт-Петербург, в Вырицу, где продолжил свое славное служение Богу. Его мощи и по сей день покоятся в этом местечке, привлекая к себе огромное количество паломников.
В 1935 году монастырь полностью прекратил свое существование. Тогда был закрыт последний его храм – Свято-Духовский. Все то, что с таким трудом и благочестием возводилось и устраивалось многие века, было разрушено быстро и безжалостно…
Возрождение обители
Но Бог поругаем не бывает. И в 1956 году начинается возрождение обители – Церкви передается Свято-Троицкий собор, в нем опять начинают звучать молитвы, возносятся славословия Богу и святым, служится Литургия. В 1989 году при митрополите Алексии, будущем Патриархе всея Руси, в обитель возвращается главная святыня – мощи благоверного князя Александра Невского. А с 1995 года начинает возрождаться монашеская жизнь.
Нельзя многовековую историю поведать кратко. Вы, попав в Лавру, обязательно сходите на экскурсию по монастырю. Они здесь проводятся несколько раз в день, вы точно на какую-нибудь попадете и узнаете очень много интересного и поучительного.
Для тех, кто решит прийти в Лавру на богослужение – а это обязательно надо сделать – рискну дать совет. Любите тихую спокойную молитву – постарайтесь приехать к ранней Литургии, которая здесь служится в 7 утра. Вы будете вознаграждены малым количеством народа и очень нежным пением клиросного квартета. Ну, а если ваша душа просит чего-то торжественного и праздничного – то вам или на всенощное бдение, или на позднюю Литургию. Но в этом случае приезжайте в Лавру немного раньше начала богослужения, чтобы спокойно поклониться святыням, которые хранят ее стены.
Но не только святые мощи скрываются за стенами Лавры. Есть в обители и чудотворные, особо почитаемые иконы. В первую очередь это афонская икона «Скоропослушница». Справа от солеи, совсем недалеко от раки благоверного князя, вас встретит еще «Спаситель в белом хитоне». Это мой самый любимый и особо почитаемый образ в Свято-Троицком соборе, ведь написан он священномучеником Серафимом (Чичаговым).
Когда вы зайдете в Троицкий собор – посмотрите сразу направо. Вы увидите необычную резную икону святой мученицы Параскевы Пятницы, нерукотворная, она была явлена на дереве на окраине леса близ деревни Ильеши в конце XVIII века. В Лавру же попала после того, как храм в этой деревне был закрыт.
Невозможно описать все иконы Лавры. А ведь в обители 9 церквей. Так что приезжайте пораньше.
А еще лучше – после службы зайдите в монастырскую трапезную, подкрепитесь и оставайтесь в Лавре на весь день. В Свято-Троицком соборе в течение дня служатся акафисты перед ракой Александра Невского и чудотворными иконами, а если еще побродить между могилами знаменитостей – то становится понятно, что и двух дней для Лавры будет мало…
Галина Смирнова
Фото автора и сайта spas.spb.ru