Поездка в деревню Аким
Накануне нового 2016 года состоялась моя вторая поездка в деревню Аким, на этот раз с благочинным Сосногорского церковного округа отцом Сергием Филипповым и иереем Игорем Дроздовым. Поездка была своего рода инспекционной, отец Сергий хотел своими глазами увидеть плоды той деятельности, которую вел последние годы отец Игорь в деревне Аким, строя там храм и обустраивая пристанище для сирых и убогих, людей без определенного места жительства.
А мне вспомнилась моя первая поездка в Аким, которая состоялась в октябре при следующих обстоятельствах – утром на мой телефон поступил звонок от неизвестного абонента. Однако собеседник оказался знакомым – звонил священник Сосногорского благочиния отец Игорь. Батюшка спросил, не желаю ли я поехать с ним в деревню Аким, где у него проживает несколько бездомных мужчин. Я ответил утвердительно.
Договорились встретиться у Свято-Стефановского храма, откуда на автомобиле отца Игоря поедем до места назначения. Прибыл с небольшим опозданием, заехал домой, прихватил с собой на всякий случай дождевик, мелькнула мысль о резиновых сапогах, но я ее отогнал, представив, каково при отрицательной температуре ходить по снегу в резиновой обуви. Не взял и потом несколько раз пожалел об этом.
Пересаживаюсь в видавшую виды «Ниву» отца Игоря. Честно говоря, внешний вид у машины был вполне приличный. Насколько она «убита», я ощутил уже в салоне, когда со скрежетом и хрустом мы двинулись с места. Вел машину батюшка очень аккуратно, да и два ведущих моста позволяли довольно устойчиво передвигаться по скользкой дороге и на нешипованной резине.
Выехали за город в сторону КС-10, не доезжая до компрессорной, свернули налево и по пустынной, присыпанной снегом дороге двинулись по направлению к деревне Аким. Мне не доводилось бывать в этих местах. Довольно скоро асфальт закончился, и мы попали в царство бездорожья, радовало одно – первым морозцем грунт прихватило основательно, во всяком случае, нашу «Ниву» колея держала и грязь не выплескивалась из-под колес. Первые километры зимника были неплохо накатаны, да и дорога была без глубоких ям и рытвин. Однако все равно ехали медленно, я бы сказал, не торопясь, подспудно и у батюшки, похоже, было опасение, что можем не доехать до места на нашей «убитой» машине. После второй развилки, уже проехав большую часть пути, мы оказались на просеке, по которой в ближайшее время никто не проезжал. Девственно белое пространство впереди одновременно притягивало своей первозданной красотой и настораживало – кто его знает, что кроется под белым покровом, каких сюрпризов ждать от укрытой снегом колеи. Едем, кажется, еще медленнее, однако всему когда-нибудь наступает конец: подъехав к высокому берегу, справа от себя в окно автомобиля я увидел сквозь ветви берез широкое русло Ижмы. Впереди длинный, достаточно крутой спуск, становится немного страшно, однако водитель смело направляет машину к берегу. Пара минут – и мы внизу, на небольшой площадке, где кроме нашей находятся еще две машины, джип и «Нива», они прилично занесены снегом, похоже, хозяева покинули их несколько дней назад.
Отсюда нас должны забрать подопечные отца Игоря, которые добираются до нас на лодке. Подходим к берегу, по темной свинцовой глади реки сплошным шлейфом движется шуга. На душе становится неспокойно, как-то доберутся по такой погоде до нас послушники. Берег зыбкий, мы стоим на смерзшихся ветках ивы, которые опасно колышутся под ногами. Вскоре в отдалении начинает прослушиваться звук лодочного мотора. Что-то неторопливо, по-старчески кряхтя и кашляя, подбирается к нам с противоположного берега реки. Мужички, а их в лодке двое, маневр этот делают неслучайно, плыть там гораздо легче, меньше льдин, и вот, поравнявшись, они делают крутой поворот и направляются к нам. Пристать с первого раза не получилось, не позволила налипшая к берегу шуга, ее пришлось разбивать баграми. Минут пять монотонной работы – и лодка, наконец, уткнулась носом в зыбкий берег.
Теперь начинается следующий этап: надо погрузить на это утлое суденышко все то, что привез отец Игорь. А поклажи немало – мешок сахарного песка, два мешка комбикорма для кур и коз, мешок крупы и несколько пакетов и коробок с разными припасами. Знакомые отца Игоря выбрались из лодки, поздоровались и вместе с нами пошли к машине. На правах будущих хозяев того, что мы им привезли, они берут самое тяжелое. Помогаю им взваливать на плечи мешки и осторожно иду следом с сумками и фотоаппаратом. За три рейса мы погрузили все припасы в старенькую лодчонку. Скамейка в ней была только одна, для рулевого, мы же расположились на мешках. На удивление лодочный мотор завелся с первого рывка, «Ветерок», а именно так назывался допотопный агрегат, тоненьким голоском взбудоражил девственную тишину леса и реки, перекрывая шорох трущихся о берег льдин, привел в движение гребной винт и резво потащил лодку по течению.
Плыть среди шуги, тараня тонкий лед носом деревянной посудины, – занятие не из приятных, после каждого столкновения лодку слегка встряхивало, немного сбивая ее с курса. Путешествие наше продолжалось минут десять, за это время мы преодолели около километра водного пространства. Нам повезло, что ледяные поля еще не сформировались и скорее напоминали не льдины, а плотно спрессованное крошево, которое без особенного противодействия разбивалось о нос нашей деревянной посудины.
Наше плавание близилось к финалу, с левой стороны показались остов недостроенной деревянной церквушки и чуть поодаль – дома местных жителей. Причаливаем к берегу и начинаем выносить мешки и пакеты на берег. Затем, преодолевая довольно крутой подъем, переносим поклажу к домику, в котором проживают подопечные отца Игоря. Уже на подходе к жилью нас радостным лаем приветствует беспородный пес. Видя во мне чужака, он несколько настораживается. В глазах его я читаю некое недоумение, он не может еще решить для себя, как встречать незнакомого человека. Заметив его замешательство, громко приветствую кобелька, стараясь придать при этом голосу как можно больше теплоты, в ответ тот начинает махать хвостом.
Совсем иной была реакция «сторожа», когда он увидел отца Игоря: радости у пса не было предела, он рвался с привязи, поднимался на задние лапы, выражая высшую степень любви, на которую было способно его собачье сердце.
Вещи и продукты занесли в дом. Я с интересом стал осматривать обитель трудников. Первое, что произвело на меня положительное впечатление – запах в доме, он был давно мною забытым, деревенским. Так бывает, когда попадаешь в жилище, где следят за порядком, вовремя убираются, меняют постельное белье, не курят и не распивают спиртное. Слева в пространстве избы размещалась небольшая кухонька, на столе не было видно грязной посуды, поварешки, миски, ножи находились на определенных для них местах. Посреди комнаты, где проживали мужчины, лежал палас с длинным ворсом, по нему они ходили без обуви. Везде было чисто и аккуратно. У окна – молитвенный угол с иконами Христа, Божией Матери и святых угодников.
Перекинувшись несколькими фразами с жильцами, отец Игорь предложил мне осмотреть его владения – молельную комнату, скотный двор, строящуюся церковь святого мученика Трифона, покровителя охотников и рыболовов.
Сначала мы направились в дальний край деревни, к строящейся церкви. Идти пришлось по запорошенной снегом тропинке. Вскоре подошли к участку земли, принадлежащему общине отца Игоря. На открытом месте стояли плуг, сеялка и другая сельскохозяйственная техника. Подходим к сараю, собранному из крепкого бруса, батюшка ключами открывает замок, входим сначала в холодное помещение, служащее для хранения сена и инструмента, затем мы попадаем в хлев и курятник. В нос пахнуло давно забытым теплым, чуть кисловатым запахом жилого помещения – мы попали в царство кур и коз.
От повышенной влажности моя оптика на фотоаппарате вмиг запотела, и мне стоило немалых усилий просушить линзу для возобновления съемки. Помимо кур в хлеву находились две взрослые козы, козленок и огромный породистый козел. Я добросовестно фотографировал Божьих тварей, выбирая наиболее подходящие для этой цели режимы съемки. Сарай, где находилась живность, имел два этажа, второй из них был полностью отдан под загоны для кур и петухов – там их порядка ста штук. Батюшка охотно рассказывал о тех проблемах, которые возникали перед ним при кормлении и уходе за этим капризным и многочисленным семейством.
В настоящее время все куры были здоровы и исправно неслись, прилежно выполняя отведенную им природой функцию. За несколько дней, что батюшка отсутствовал, его питомцы снесли больше сотни яиц, часть из которых была уже уложена в контейнеры работниками, а оставшиеся он собрал сам. Беспокойные несушки совершенно не боялись отца Игоря, путались под ногами, кудахча и напоминая о том, что их пора кормить.
Данная продукция реализуется батюшкой среди знакомых, принося ему небольшой доход, который, безусловно, не покрывает его затрат на содержание птиц и коз. Однако такая цель и не ставилась, когда заводилось куриное поголовье.
Обрядившись в хлеве и курятнике, отец Игорь предложил мне пройти к строящейся церкви, которая располагалась на краю деревни, метрах в трехстах от сельскохозяйственного подворья. Пошли по целине, благо снежный покров был еще не глубоким, тем не менее порой проваливались почти по колено.
Стены строящегося объекта – церкви мученика Трифона – возникли неожиданно, когда мы вышли на открытое место на возвышенном берегу реки Ижмы.
Святой, словно радуясь нашему приходу, на несколько минут «разогнал» тучи, и яркие лучи солнца мгновенно оживили и раскрасили унылый серый деревенский пейзаж: лес, река, недостроенный остов церкви окрасились неведомыми прежде красками. Окружающее пространство из серого и заунывного превратилось в радужное, тепло-золотистое.
Я торопливо щелкал и щелкал затвором своего фотоаппарата, стремясь запечатлеть как можно больше фрагментов ожившего окружающего нас мира.
Обратно возвращались уже по проселочной дороге, накатанной снегоходами. Большинство домов в деревне были в хорошем состоянии, хозяева использовали их летом как дачи, выращивая на приусадебных участках овощи, а зимой, приезжая в родные пенаты поохотиться и порыбачить.
Последним пунктом нашего пребывания на подворье отца Игоря стал молельный дом, стоящий несколько в стороне от избы трудников. Войдя внутрь, я отметил идеальную чистоту в маленьком закутке, который можно было назвать прихожей. В нем были устроены двухъярусные нары, рядом – русская печь, обогревающая одновременно два помещения – прихожую и молельную комнатку, всю завешанную иконами. Помолившись про себя, каждый о своем, мы вышли наружу, направившись к избе, где жили подопечные батюшки. Пора было собираться в обратный путь.
Забрав нехитрую поклажу, спустились к реке, где в лодке уже хозяйничал один из трудников – Анатолий, он пытался завести «Ветерок». Однако видавший виды старенький мотор капризничал. Раз за разом дергал за шнур лодочник, однако мотор даже не чихал, упорно игнорируя все попытки привести его в рабочее состояние.
Начинало темнеть, стало немного тревожно: перспектива ночевки в деревне не входила в наши планы. Стал молиться Николаю Угоднику, скорому помощнику в делах и невзгодах, и мотор завелся, несколько раз чихнув для порядка, затарахтел негромко, но ладно. Оттолкнувшись багром от берега, поплыли против течения. Тонкие льдины с удвоенной энергией стали налетать на нашу неустойчивую посудину, от каждого столкновения ее слегка встряхивало. Пришлось вновь прижиматься к противоположному берегу – там вода была почти без шуги. Плыли медленно, обратная дорога оказалась в два раза длиннее по времени. Про себя несколько раз подумал: «Только бы не заглох движок…». Однако все обошлось, до места, где стояла труженица «Нива», добрались без приключений. Выбравшись из лодки, попрощались с мотористом и пошли к машине. Здесь сюрпризов не было, двигатель легковушки завелся с первого раза. Прогрев его за несколько минут, развернулись и поехали домой. Обратно двигались гораздо быстрее, поскольку дорога была знакома. В Ухту приехали уже затемно.
Впечатление от поездки в деревню Аким неоднозначное. С одной стороны, проживание проблемных людей, имеющих тяжелый шлейф криминального прошлого, в отдаленной деревне без постоянного присутствия там окормляющего их священника, безусловно, ненормально. За то время, что существует «скит», в деревне случались происшествия, виновными в которых были как подопечные отца Игоря, так и местные жители, которые, находясь в подпитии, приходили на разборку к чужакам, избивали их, выгоняли из дому.
Напрашивается вопрос: а какова альтернатива? Разумный человек обязательно отметит, что подобная ситуация недопустима, слишком велик риск оставлять без присмотра людей, только вступивших на путь исправления. С другой стороны, бросать своих сограждан, оказавшихся в критической ситуации, на произвол судьбы, в условиях, когда государство самоустранилось от решения данной проблемы – не по-христиански.
Вот и разрывается отец Игорь в настоящее время между семьей, а у него жена и двое малолетних детей, и трудниками в Акиме, которые без его помощи не выживут в деревне, хотя бы из-за отсутствия средств на приобретение продуктов. В городе судьба их предсказуема – пьянка, криминал и тюрьма, здесь же они потихоньку приходят в себя, отогреваются душой, общаясь с батюшкой и с себе подобными отшельниками, решившими попытаться начать свою жизнь заново.
Есть у батюшки мечта – создать в полузаброшенной деревне православное поселение, в котором бы родители многодетных семей вели натуральное хозяйство, полностью обеспечивая себя продуктами питания. В сельской школе педагоги обучали бы детей не только наукам, но и ремеслам, тому, чему не учат сейчас ни в современных школах, ни в колледжах, ни в институтах. Существующий профессиональный перекос в обществе в скором времени может превратить Россию в стадо потребленцев, не имеющих простейших навыков выживания. Уже сейчас в стране острейшая нехватка рабочих специальностей, а дети городов не хотят работать на стройках, осваивать Север, добывать полезные ископаемые.
Настоящее поселение в деревне Аким основано по благословлению епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима в 2011 году. Благочинный Сосногорского церковного округа отец Сергий Филиппов и прихожане храмов стараются посильно помогать жителям акимской общины. Сейчас в деревне проживают 4 трудника, они заняты обслуживанием небольшого козьего стада и птичьего подворья, где насчитывается около ста кур. Работа на земле тяжелая, поэтому скучать братии не приходится, работают много. Пока держатся, рецидивов с пьянкой в последнее время не было.
На сегодняшний день в хозяйстве имеется: тракторная косилка, плуги и дисковая борона для обработки земель. Для их эксплуатации нужен трактор МТЗ или Т-150. В наличии автомобиль УАЗ типа "скорая помощь", но требуется коробка передач и ремонт двигателя.
Необходим ремонт и автомобилю «Нива», стоимость запчастей для починки – 18 тысяч рублей. Требуется и специалист, который смог бы восстановить сломанную технику.
В хозяйстве для разведения поголовья нужны 1-2 козы зааненской породы (белые, безрогие) для имеющегося породистого козла.
Отец Игорь обращается ко всем неравнодушным людям за помощью. Требуются строители, имеющие опыт возведения деревянных срубов, и просто энтузиасты, готовые поработать во славу Божию в деревне Аким.
Информация для благотворителей:
Получатель: «Местная религиозная организация православного Прихода храма Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца деревни Аким Сосногорского района Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской Епархии Русской Православной Церкви».
Адрес регистрации: Республика Коми,
Сосногорск, ул. Нахимова, 20.
ОГРН 1111100000263
ИНН 110899002 КПП 110801001
р/с № 40703810816020000040
в офисе №2 Ухтинского филиала
ОАО КБ «СЕВЕРГАЗБАНК»
К/С 30101810600000000787 в РКЦ г. Ухта
БИК 048717787
Телефоны для справок:
8 922 270 17 01 – настоятель Прихода.
Для частных благотворителей:
перечислить денежные средства можно на Сберкарту:
4276 8280 1338 8478
владелец: Дроздов Игорь Алексеевич
Священник Игорь Дроздов сердечно благодарит предпринимателей Андрея Владимировича Гайнутдинова, Игоря Сергеевича Кислицина, Александра и Ольгу Мануйленко, принимающих участие в жизни бездомных людей. Спаси их, Господи!
Николай Лудников.
Фото автора.
КС №2(67) 2016 г.