Сейчас становится модным быть волонтером, еще бы, ты всегда на виду, тобой гордятся сослуживцы и родственники, твое лицо часто мелькает в соцсетях.
По всем новостным каналам демонстрируются ролики о том, как неравнодушные жители спасают зверюшек, делают им дорогостоящие операции, выхаживают их, тратя на это порой огромные средства. Так, в новостях показали сюжет о девочке, которая спасает хищных птиц, орлов, соколов и сов. Занимается этим самостоятельно, прочитала массу литературы и теперь почти дипломированный специалист по выхаживанию и адаптации хищников к вольной жизни. Озвучили сумму, которую она затрачивает на содержание четырех сов и сокола – 2 тысячи рублей в день. 60 тысяч в месяц, на эти деньги может сносно прожить в наше время семья из трех человек, но ведь здесь-то дело тоже нужное, к тому же сердобольные люди помогают.
Всё это хорошо, ура, ничего подобного не было во времена моей молодости. Однако и такого количества бездомных в наше время не было, ни людей, ни кошек, ни собак. Сейчас, похоже, властные структуры самоустранились от заботы об оступившихся членах общества.
А заниматься ими надо! Без внятной, отстроенной политики по отношению к таким людям мы не имеем права называться гуманным, цивилизованным государством.
До революции заботу об отверженных брала на себя Церковь и меценаты, строя ночлежки и всевозможные дома призрения. Сейчас такой возможности у большинства приходов нет, Церковь у нас отделена от государства, поэтому не располагает достаточными средствами. Однако и то немногое, что делают монастыри, давая бездомным кров, пищу и одежду, дорогого стоит.
Социальная адаптация, возвращение таких людей к нормальной жизни – процесс небыстрый, крайне затратный и непростой. Ведь человека надо не только вылечить от пагубного пристрастия, в большинстве случаев такие люди не имеют специальности, они не могут и не умеют зарабатывать деньги, поскольку не обучены ремеслу.
Не секрет, большинство сирот после достижения ими 18 лет просто выбрасываются государством на улицу. Да, им положена квартира и материальное пособие, но их не научили жить в современном мире, не дали им в руки специальность, которая смогла бы обеспечить им достойное существование. В детских домах воспитанников кормят, обувают, одевают, таким образом делая из них потребленцев, не умеющих, а зачастую и не хотящих работать. В результате через короткое время такой ребенок быстро теряет квартиру и попадает на зону. А дальше дорога одна – улица, кража, разбой и снова тюрьма.
При коммунистах в стране существовала и неплохо работала система лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), где деклассированных членов нашего общества принудительно лечили от наркомании и алкоголизма и возвращали в общество.
В СССР после отсидки человек мог устроиться на предприятие, причем ему не имели права отказать в работе, была статья в законе о таких деклассированных людях. Им выделялось место в общежитии, прикреплялся наставник из числа опытных непьющих рабочих. В бригаде у моего отца, который всю трудовую биографию работал электромонтажником, постоянно были такие сидельцы, которые присылались к нему на исправление.
Где все это сейчас? Кануло в лету. Свобода – и тысячи людей, молодых и здоровых, шляются по России-Матушке, клянча на проживание и обогрев, и нет у них возможности получить жилье и нормальную работу.
В наше время человек, вышедший из тюрьмы, особенно если это не первая его ходка и провел он за колючей проволокой лет 20 или 30, не имеет ни жилья, ни работы, а, следовательно, и средств к существованию. И удел его – просить милостыню или совершать новое преступление, чтобы снова попасть на нары, где его будут кормить, и он получит крышу над головой.
Сейчас ширится и крепнет волонтерское движение, активисты оказывают помощь ветеранам, деткам, одиноким мамам, открывают приюты для бездомных животных – все это здорово, низкий поклон неравнодушным людям за это.
Однако нависает вопрос – а где же государство, почему помощь больным детям должны оказывать неравнодушные граждане со всей России, а где наше здравоохранение, разве не в данной структуре должны аккумулироваться необходимые средства и ставиться на учет больные дети. Почему обезумевшие от горя родители должны через соцсети обращаться в мир, а не властные структуры реагировать на проблему.
Но хватит общих рассуждений. Вернусь к проблемам нашего города.
Выйдя из дома, я встретил мужчину, в простонародье таких как он называют бичами, это о тех, у кого нет жилья и работы. Одет молодой парень, хотя истинный возраст у этих людей определить трудно, был очень неопрятно – промокшие и расползшиеся по швам ботинки, жеваные брюки, с такой же болоньевой курткой, и все это было испачкано всевозможными цветами грязи из тех мест, где он ночевал и передвигался в разное время суток.
Короче, вид плачевный. Окликнул его: «Эй, мужчина!». Он повернулся ко мне. Я спросил, знает ли, где помогают бездомным в нашем городе. Оказалось, он в курсе, где располагается вещевой склад службы «Милосердие» Свято-Никольского храма, был там, но одежды и обуви его размера не оказалось. Перекинулись еще несколькими фразами, я посоветовал ему вновь сходить в данный центр и на прощанье дал немного денег.
То, что у волонтеров проблема с обувью и одеждой для мужчин, поскольку среди бездомных их гораздо больше, я был осведомлен давно.
В этой связи хочу обратиться к своим землякам, особенно тем, кто работает в нефтянке. Я знаю, что каждый год сотрудникам, работающим на трассе и бывающим в командировках, выдается спецодежда – хорошая обувь, теплые костюмы, свитера и нижнее белье. Зачастую все это складируется на дачах и дома впрок, а вдруг пригодится. Так вот, если вещи просто пылятся у вас на полках, не поленитесь, отвезите к часовне на въезде в Ухту (когда завершится режим самоизоляции), оставьте волонтерам, поверьте, они очень пригодятся тем, кто в них нуждается.
Получить помощь или оказать посильную помощь нуждающимся можно, обратившись в службу «Милосердие», предварительно позвонив по телефону 8-912-546-06-31 руководителю службы «Милосердие» Александре Черняковой. Средства можно перечислить на карту СБ № 4817760161136654.
Николай Лудников
Фото автора
«Колокол Севера» №2(91) апрель 2020 г.