Будете в Анапе, обязательно возьмите экскурсию по Крымскому мосту в Керчь. Это удивительная возможность не только посетить древнейшие святыни России, но и убедиться воочию, что наши строители и инженеры – мастера высокого класса. И красота пейзажей вокруг никого не оставит равнодушным.
Так, этим летом мы вновь побывали в Керчи и еще раз проехались по Крымскому мосту. Конструкция поражает своими размерами и изысканными архитектурными формами. По праву гордишься за свою страну, специалистам которой по плечу подобные сооружения.
Да, у нас множество других воплощенных в жизнь проектов и в космосе, и в вооружениях, в освоении атома, короче, перечислять все можно долго. Однако мост – это поистине всенародное достояние, по которому каждый из нас может проехать, созерцая масштабы содеянного.
Восьмое чудо света
Идею перекинуть мост через пролив высказывали еще в XI веке, ею озаботился тогда князь Глеб.
В 1870 году проектом заинтересовались англичане, которые мечтали пустить железную дорогу через Крым в Азию и далее в Индию, в Дели, таким образом соединив свои владения. Их мечты не сбылись. Пока англичане собрались с силами, русские присоединили к империи Туркестан, остановившись на границе английских владений в Куше, и дело едва не окончилось войной. Однако Великобритания и Россия сумели её избежать.
Тогда англичане решили провести дорогу через Кавказские горы, и в 1901 году проект был готов, инженеры даже провели телеграф по дну Черного моря, но стройку века пришлось отложить — мост через Ла-Манш оказался слишком дорогим для Британской короны.
В начале XX века Николай Второй рассматривал возможность сооружения моста через пролив, однако проекту не суждено было сбыться, Первая мировая война похоронила все благие начинания.
Реальная попытка построить мост между Крымом и Кубанью была предпринята в 30-х годах прошлого века. К месту будущей стройки уже были завезены железные конструкции, и казалось, что для старта масштабного проекта все готово. Однако дальнейшим планам вновь помешала война.
Следующую попытку соединить Крым с Таманью предприняли немцы прямо в разгар Великой Отечественной, повествует сайт «Интересный Крым!». Весной 1943 года по приказу Гитлера немцы начали возводить железнодорожный переход через Керченский пролив, для того, чтобы сократить путь для грузовых составов, вывозящих с Кубани и Кавказа зерно и нефть в Германию. И у них почти получилось, весной-летом 1944 года они уже планировали закончить строительство моста.
Но планы оккупантов по транспортировке грузов через пролив были сорваны мощным наступлением советских войск, отступая, они бросили на керченских берегах множество готовых к установке металлических конструкций. Учитывая, что немцами уже была выполнена значительная часть работ по возведению Керченского моста, Сталин распорядился достроить переход. Приказ вождя был выполнен в весьма короткие сроки. Уже в феврале 1945 года по железнодорожному мосту советская делегация возвращалась с Ялтинской мирной конференции в Москву. Он имел протяженность около 5 километров и в ширину более 20 метров. В его центральной части было сооружено специальное стометровое поворотное устройство, которое позволяло обеспечивать беспрепятственный проход крупных морских судов. За время работы моста по нему проследовало около 2 тысяч военных и грузовых эшелонов.
Однако прослужил он недолго, поскольку при его изготовлении были использованы не только металлические, но и деревянные сваи, конструкция не выдержала ледохода. Мост был разобран.
Но на этом история не закончилась. После окончания Великой Отечественной войны о постройке транспортного перехода Крым- Кубань вновь заговорили.
Автором проекта Керченского моста стал советский инженер Борис Петрович Константинов. Послевоенные замыслы мостостроителей должны были учесть все предыдущие ошибки и просчеты. По новому плану, сталинский мост в Крым должен был иметь длину 4 километра и соединить косу Чушка (со стороны Тамани) с крымским берегом. Мост в Крым предполагался двухуровневым. Нужно отметить, что по тем временам это был слишком смелый проект.
Ознакомившись с проектом моста, Сталин одобрил его, и вскоре работа закипела. Начав возведение перехода, строители установили с двух сторон пролива временные сооружения. В одной из точек предполагаемого маршрута была построена опора моста. Всего таких опор должно было быть десять. Но после возведения первой опоры дело за- стопорилось. Сооружение моста оказалось слишком дорогим для послевоенного бюджета СССР.
И вот, спустя 70 лет, грандиозное сооружение введено в эксплуатацию!
Крымский мост через Керченский пролив стал самым большим по протяженности в Европе.
В мировой практике строительства мостов первенство держит Китай, где находится Даньян- Куньшанский виадук, железнодорожный мост, являющийся частью Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороги, протяженностью в 164 километра. Там же построен Циндаосский мост через залив Цзяочжоу, длина которого 42,5 километра. Есть протяженные мосты в США, Егип- те, Японии.
При своих более «скромных» 19 километрах Крымский мост поражает не своей длинной, а уникальностью технологий, среди которых одна из главных – возведение арочных пролетов на большой высоте. Ведь Керченский пролив соединяет Черное море с Азовским и там идет активное судоходство, в том числе крупнотоннажных сухогрузов и круизных лайнеров, которые будут легко помещаться под новым мостом. А он, действительно, не имеет мировых аналогов.
Доказательством тому служит операция по установке автодорожного арочного пролета, равного которому нет в мире – многотонную металлическую конструкцию длиной в 227 метров завели со стороны моря и установили на фарватерные опоры на высоту в 35 метров.
Напомню некоторые характеристики уникальной конструкции – Крымского моста.
Его длина через Керченский пролив составляет 19 километров. Строительство одновременно началось с 8 точек. Длина морских участков от косы Тузлы до острова Тузла (там 6,5 километра суши) и от острова до Керчи составила 13 километров. При строительстве моста установлено около 600 опор и более 5,5 тысячи свай разных размеров. Глубина погружения свай – в среднем 50 метров. На одном из участков – 88 метров!
«Масштаб подобного строительства непрофессионалу визуально оценить невозможно, картинка в телесюжетах не может передать всю сложность выполняемых мостостроителями задач, – рассказывает Александр Комаров. – Это не просто огромный объем работ, а еще и гениальность технической мысли наших инженеров, уникальность оборудования, в том числе и шестисоттонных домкратов. Не случайно Крымский мост уже сейчас называют «восьмым чудом света», и здесь нет никакого преувеличения». Подробнее читайте на сайте tvzvezda.ru.
Храм Иоанна Предтечи – один из древнейших в России
Проехав мост, мы совершили небольшую экскурсию по городу. Керчь интересна в первую очередь богатейшей историей, ведь это один из старейших городов мира. Греческий полис Пантикапей здесь основали в конце VII века до нашей эры. С тех пор здесь бывали римляне, скифы, генуэзцы, турки. После Русско-турецкой войны 1774 года город стал российским.
Сначала мы посетили развалины городища Пантикапей – оно расположено на горе Митридат, куда ведет одноименная лестница. Пантикапеем его назвали скифы, в переводе это означает «рыбный путь». Город был очень развитым, к концу VI века до нашей эры он стал столицей Боспорского царства. Государство позже исчезло, а город стал развиваться как торговый и ремесленный центр.
Сейчас лестница закрыта для посетителей, там ведутся реставрационные работы.
Затем мы отправились в собор Иоанна Предтечи – старейший храм на территории Крыма, его древняя часть является сооружением VI века.
Согласно летописям, историю сооружения храма связывают с деятельностью апостола Андрея Первозванного.
Храм является памятником византийского искусства периода правления императора Юстиниана Первого, а его реконструкция в X веке, придавшая окончательный вид древней части храма, делает церковь крупнейшим памятником русского Тмутараканского княжества. Историк Дмитрий Володихин считает, что храм, возможно, самый древний из каменных в Киевской Руси. Церковь не была разрушена, так как во время крымского ханства использовалась как мечеть.
Вот как рассказывает о соборе сайт Феодосийской епархии: храм Иоанна Предтечи – один из древнейших памятников раннего средневекового зодчества, здесь как бы соединены две архитектурные системы — базиликальная и крестово-купольная византийской планировки, как и Собор Святой Софии в Константинополе или его копия в неовизантийском стиле Морской Никольский собор в Кронштадте. Храм – выдающееся произведение архитектуры, единственная из византийских церквей, чудом уцелевшая. Предполагают, что храм Иоанна Предтечи был построен в VI-IX веке, подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII-IX веков, их использовали в качестве голосников. О храме говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», который хранится в Эрмитаже: «В лето 1576 г, Бениндикта 6 Глеб князь мерил море по делу от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря.
Редкий сорт мрамора с голубыми прожилками позволяет предположить, что сами колонны изготовлены не позднее VIII века и доставлены с византийского карьера на острове Проконессос в Эгейском море.
По преданию, сам апостол Андрей Первозванный благословил возведение храма на берегах Керчи, тогдашнего Боспора в 65 году н. э. в честь своего первого учителя Иоанна Предтечи. Именно в это время апостол Андрей, согласно записям монаха Епифания, прибыл впервые для проповеди в эту местность. Подтверждением этому служила и почитаемая святыня — камень с отпечатком стопы Первозванного апостола, который находился у самого храма вплоть до революционного времени 1917 года. В революционные годы камень исчез, и дальнейшая его судьба неизвестна.
Из древних предметов, найденных в соборе, достойны внимания деревянная чаша, относимая к VI веку, с едва заметными изображениями Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Предтечи и Распятия, две серебряные чаши — одна XVI-XVII веков, а другая — конца XVIII.
Собор Иоанна Предтечи состоит из двух частей: собственно древней церкви Иоанна Предтечи и пристройки, сделанной в XIX веке. В 1834 году был разобран нартекс с западной стеной и пристроен трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор, освещенный в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Во время реконструкции храма в 30-х годах XIX века под куполом древнего храма были обнаружены фрески с изображением двух святых.
В 60-е годы прошлого столетия вокруг храма был рынок — торговали рыбой. С выбитыми окнами, с кустарником на стенах и крыше, он являл в те годы печальное зрелище. После реставрации в храме была открыта лапидарная коллекция музея. Только в 90-х годах древний храм был возвращен церкви, сегодня в нем совершаются богослужения. Cобор находится под охраной ЮНЕСКО.
Новая старая крепость
Посетив святые места, далее мы отправились к турецкой крепости Еникале. Возвели ее турки как стратегический объект в начале XVIII века. Название «Еникале» переводится как «новая крепость». Цитадель имела форму пятиугольника и была многоуровневой. Здесь находились пороховые склады и арсенал, размещались жилые, бытовые помещения и мечеть.
Ее строили специалисты-европейцы (итальянец и французы) с 1699 по 1705 год. Назначением нового бастиона было недопущение российских кораблей из Азовского моря в Черное. Но активно действовать форту долго не пришлось – на несколько десятилетий военные события на Черном море затихли. А в 1771 г. гарнизон крепости сдался русским без боя.
Еникале занимала площадь около 2 га, была рассчитана на гарнизон в 2000 человек. В плане она представляет собой пятиугольник неправильной формы. Кроме стен, имелись также ров и вал (с трех сторон). На территории располагались казармы для солдат, дома для офицеров, мечеть, арсенал, несколько жилых построек.
Известно, что под землей имелись многочисленные подземные туннели – вероятно, появившиеся еще в греческое либо генуэзское время. Их пытались исследовать перед Великой Отечественной, но ныне большинство из них засыпаны ради безопасности.
В настоящее время крепость находится в заброшенном состоянии, порядок и чистоту в ней поддерживают местные жители, имеющие здесь свои небольшие магазинчики.
Спустя год после нашего последнего посещения Керчи в 2019-м в городе, по крайней мере там, где нам удалось побывать, в лучшую сторону ничего не изменилось. Ни в плане комфорта для туристов, ни во внешнем облике домов и местных достопримечательностей.
Чего не скажешь о его промышленно-портовой инфраструктуре. Здесь перемены налицо. В июле спустили на воду серийный малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт». Он имеет длину 67 метров, ширину 11 метров, водоизмещение 800 тонн. Несмотря на скромные размеры, оснащен универсальными пусковыми установками для 8 ракет «Калибр»/«Оникс». Также в состав вооружения входят морская версия ЗРПК «Панцирь» и 76-мм автоматическая артустановка. Корабль способен совершить пере- ход на расстояние до 3000 миль (более 5000 км) и действовать в автономном режиме до 15 суток.
До конца 2020 года завод в Керчи обещает спустить на воду еще три новых малых корабля для Черноморского флота, в 2021-2022 годах – еще 2 МРК «Каракурт».
Также здесь недавно приступили к строительству 2 авианесущих универсальных десантных кора- блей. Это долгосрочный проект, рассчитанный на 5-7 лет.
Страна возрождает компетенции, утерянные с распадом СССР, в области строительства крупных авианесущих военных кораблей, и восстановленный завод в Крыму здесь нашел свою нишу.
Так что будем надеяться, что в скором времени Керчь обретет вторую молодость и вновь станет привлекательной для туристов. И здесь найдут время и средства для таких памятников культуры как древние крепости. Да и старенькие улочки тоже нуждаются в реставрации. Отдельных тёплых слов заслуживают благопопечители храма Иоанна Предтечи. Выглядит он неплохо, несмотря на преклонный возраст, а значит, нам под силу сберечь наследие предков.
Николай Лудников
Фото Феодосийской епархии, сайта «Интересный Крым!», Николая Лудникова