
Иллюстрация Владимира Никишина
Собирая по крупицам материал о своей семье Лудниковых, я обращался в разные инстанции, беседовал с родственниками, переписывался с краеведами, делал запросы, в частности, в библиотеку села Оксино. И в 2024 году я получил целый пакет электронных сведений о своей семье. По свидетельству старожилов, Лудниковы вместе с Сумароковыми являются одними из основателей села Оксино (в Ненецком автономном округе).
Меня всегда волновал такой вопрос – когда и откуда появились первые переселенцы из нашего рода за полярным кругом?
Вторая волна русских переселенцев на Печору пришлась на конец XVII – первую половину XVIII веков. Вызвана она была гонением властей на старообрядцев, на далекой Печоре они появились позднее, чем в других северных областях и в Поволжье.
В Пустозерск был этапирован и духовный лидер староверов – протопоп Аввакум. Пустозёрский острог был основан в 1499 году по повелению великого князя Московского Иоанна III в устье разветвлённой реки Печоры.
12 декабря 1667 года осуждённых Аввакума, Никифора, Лазаря и Епифания доставили в Заполярный край. Здесь их поместили «порознь, очистя пустозерских крестьян избы, по одному человеку в ызбе» под надзором сопровождавшего их по всему пути следования сотника Феодора Акишева и девяти стрельцов. Народное предание говорит, что во время пути в Пустозёрск и остановки стражи у села Усть-Цильма на Печоре «Аввакум к народу обращался, просил, чтобы старых обрядов держались… руку высоко взметнул с крестом верным и крикнул: «Этого держитесь, не отступайтесь!».
По отписке воеводы Ивана Неелова, строившего тюрьму, самую страшную и дальнюю на севере государства, это «место тундряное, студёное и безлесное». Здесь около 15 лет томились в заключении идеолог старообрядчества и выдающийся русский писатель XVII века протопоп Аввакум и его сподвижники – инок Епифаний, священник Лазарь и диакон Федор.
Будучи промысловым и торговым городом, Пустозёрск играл роль военного форпоста страны. Вместе с тем Пустозёрский острог служил местом ссылки особо опасных государственных преступников: после Аввакума сюда будут сосланы участники Соловецкого восстания, повстанцы Степана Разина, дипломат и государственный деятель боярин Артамон Матвеев с сыном, начальник Посольского приказа, фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын с женой и детьми и другие.
Видимо, поэтому старообрядцы не селились в Пустозерске, а старались основать поселение на некотором отдалении от мрачного места. Так вот, среди этих ревнителей веры, как я могу допустить, были и мои предки. А вывод такой я сделал, получив в руки пересланные мне Еленой Дмитриевной Лудниковой, краеведом из села Оксино, архивные материалы, среди которых было письмо, содержание которого я и публикую в газете «Колокол Севера»:
«В декабре 1808 года благочинный Пустозерского прихода Стефан Спирихин сообщил в Пинегское духовное правление, что в трех деревнях его благочиния – Великовисочной, Оксинской и Куйской имеются особые белые покои наподобие часовен с образами для моления обывателями: «В деревне Оксинской посреди улицы находится «анбар», совсем подобный часовне, разве без маковицы, который был поставлен на Восток и разделен на две части, на преддверие и самую моленную. Маковицу заменяет крест, поставленный подле часовни посередине строения в оную вышиной. Молиться в часовню сходятся в каждый день всякой по своему желанию, особенно в праздники. Службы читают «по старонареченным книгам» умеющие грамоте крестьяне, среди которых Иван Зотиков Лудников и Федор Петров Сумароков. Сбор на службы бывает через повестку в двухпудовый колокол, свечам продажа производится, и доброхотные вклады выдают».
Из духовного управления последовало указание уточнить: «Когда и кем построены указанные молитвенные дома наподобие часовни, кому принадлежат находящиеся в них образа, кто заготовляет и продает восковые свечи и где покупают, куда употребляются вырученные за оные деньги, не отправляет ли кто церковнослужение, есть ли какие книги?».

Крестьяне вышеуказанных деревень старались донести до руководства епархии, что они ни в чем не виноваты. Так, поверенным от крестьян Оксинской деревни Иваном Сумарововым было отправлено прошение на имя епископа Архангельского и Холмогорского следующего содержания: «С давних лет среди нашей Оксинской деревни находится «анбар», устроенный нами в честь поставленного в оном образа святителя Николая Чудотворца и мы по отдаленности от нашей приходской церкви в помятой анбар сходимся приносить оному образу молитвы. Как же Пустозерского нашего прихода общество принуждает образ святители и чудотворца Николая из «анбара» вынести и поставить в приходскую церковь, то мы по отдаленности нашей деревни от приходской церкви ходить в оную не в состоянии. С согласия Оксинской деревни крестьян покорнейше прошу приказать пустозерским священникам, чтоб они образ Николая Чудотворца, в «анбар» поставленный, взнести в приходскую церковь нас не принуждали и чрез то не упрекали бы приношения помятому образу наших молитв и о том учинить милостивейшую архипастырскую резолюцию».
Из содержания этой переписки я делаю вывод, что Иван Зотиков Лудников и его домочадцы были, скорее всего, староверами беспоповского толка.
Длительное пребывание в ссылке в Пустозерске и казнь здесь узников — протопопа Аввакума, иерея Лазаря, дьякона Федора и инока Епифания, стала для жителей городка и округи большим потрясением и важным событием, изменившим устои местной жизни.
Деятельность официальной Церкви в XVIII-XIX вв. практически полностью истребила раскол в Пустозерске и волости и сгладила, казалось, трагедию «огнепальной» казни так, что в памяти пустозерцев узники остались под общим именем «аввакумов», однако вплоть до 1930-х гг. казнённые ревнители древлего благочестия почитались всеми жителями Нижнепечорья. И хотя явных старообрядцев здесь в конце XIX столетия уже не было (за исключением жителей д. Бедовой), жители Пустозерской волости продолжали креститься двуперстно и весьма почитали старопечатные книги (И. Зуев «Пустозерск – слобода Мезенского уезда Архангельской губернии»).
В. И. Малышев записал в 1934 г. легенду о том, что на месте сожжения в золе нашли несгоревшее ребро (по некоторым вариантам — целое тело), которое принадлежало тому из узников, кто испугался казни. По рассказам местных жителей, это ребро до самого последнего времени хранилось в «малом ковчежце» в Георгиевской церкви в с. Куя, куда было перенесено вместе с этим храмом из Пустозерска (сайт ИРЛИ).
О почитании частиц мощей «аввакумов» в Пустозерске рассказывал В. И. Малышеву С. Г. Писахов, который посетил городок в 1910 г. Одна из пустозерских престарелых жительниц, фамилию которой северный писатель и художник не запомнил, показывала ему очень старинную круглую витую пуговицу с частицей обгоревшей кости внутри, якобы протопопа Аввакума (В. Малышев «Статьи о протопопе Аввакуме»).
После сожжения узников 14 апреля 1682 г. на месте казни был, по сведениям местных жителей, установлен крест. По преданию, крест этот, с надписью на нем изготовили сами узники. «Когда казнь назначили, так Аввакум от тюрьмы до места сожжения крест на своих плечах нес… Когда сожгли, ямку вырыли и пепел в нее закопали, а поверх крест поставили» (А. Тунгусов «Поездка в прошлое. Костер и светильник»).
1 марта 1788 г. «тщанием мезенского купца Петра Протопопова» в двухстах саженях на северо-запад от Преображенской церкви установлен восьмиконечный крест (Н. Ончуков «Печорская старина»). Изготовил памятник житель Ануфриевского скита, инок Андрей Ильин, о чем свидетельствовала прикрепленная сзади дощечка. Памятник этот вошел в историю под именем «аввакумового креста».
Широко известно о нем стало в 1840-х годах после донесения благочинного Большеземельской Николаевской церкви священника Иннокентия Попова. «Раскольники, находящиеся в Пустозерском приходе, – писал он в своём рапорте, – чтят страдальцев Аввакумовских за святых угодников, и многие кланяются им каждением креста, водруженного на их могиле в Пустозерске» (Государственный архив Архангельской области). Это сообщение соответствует действительности, поскольку даже в 1930-е годы «аввакумы» в городке воспринимались как местночтимые святые. День 14 апреля по старому стилю был для пустозеров особым, праздничным: в этот день не работали, за исключением мелких хозяйственных и домашних дел, не требующих больших хлопот.
Местные жители — прихожане официальной Церкви — тайно по ночам в XVIII-XIX вв. служили около «аввакумового креста» молебны. Хотя до настоящего времени даже староверы-беспоповцы не признают Аввакума святым, пустозерцы молились ему, прося помощи, наравне с другими почитаемыми угодниками. Малышевым зафиксированы две молитвы, сложенные местными жителями: «Помяни, Господи, праотцев наших сожженных — Аввакума, Петра, Киприяна…» и женскую «Батюшка Аввакум, наставь меня, дуру, на ум». Самого Аввакума многие жители Пустозерска и селений низовой Печоры поминали не за упокой, а за здравие, так как «он-де живым был взят на небо».
По преданиям, зафиксированным в 1934 г. у местных жителей М. Д. Вокуева и М. А. Богданова, поклониться Аввакуму раньше приезжали старообрядцы со всей Печоры. Они клали к «аввакумову кресту» туески с клюквой и морошкой, деньги, хлебцы (шаньги), вешали на него расшитые крестами пелены, полотенца, кусали крест в надежде спасти пораженные цингой зубы и десны.
Стараниями благочинного Большеземельской Николаевской церкви священника И. И. Попова осенью 1846 г. ограду и навес над крестом разобрали, сам крест был вырыт из земли и брошен под колокольню, куда никого не пускали, «чтобы скрыть с глаз народа», а сам холмик сравняли с землей. Существует легенда о том, что с жителей городка якобы взяли коллективную расписку о том, что они под угрозой наказания откажутся от почитания места святым (Ненецкий краеведческий музей).
Однако уже вскоре после перевода священника Иннокентия Иеремиевича Попова в другое благочиние крест поставили в церковной паперти и даже навесили пред ним фонарь, где «можно было теплить свечи».
В 1847 году в Оксино была построена церковь, деревянная, во имя св. Николая Чудотворца. С тех пор село, входившее в состав Пустозерского прихода, выделилось в самостоятельный приход, к которому относились деревни Голубковка, Бедовое, Сопочная. Вскоре рядом с церковью была воздвигнута колокольня.
По воспоминаниям старожила села Оксино Е. Д. Лудниковой, Никольская церковь в их селе была действующей до начала тридцатых годов прошлого века, после чего ее разобрали, а полученный материал от ее разборки использовали для постройки сельского клуба.
В 1885 году в Оксино была открыта церковно-приходская школа, которая в дальнейшем превратилась в обычную школу. В настоящее время оксинская школа является самой старой в районе, и за годы своего существования она успела выпустить множество талантливых выпускников. Кроме школы в селе Оксино есть также дом культуры, магазины, интернат, больница, детский сад и электростанция. Население Оксино занимается рыболовством и животноводством.
Вот такие интересные свидетельства краеведов и исследователей Русского Севера получил я благодаря промыслу Божиему и, наверно, своей настойчивости и любознательности о своих предках. А тема, которую я краешком осветил в своей работе, очень обширна. Об этом расскажу в следующих публикациях.
Николай Лудников